Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 по делу N А43-21582/2015, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению товарищества собственников жилья "Уют" (ОГРН 1025203021250, ИНН 5260084555) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о признании недействительным предписания от 03.03.2015 N 515-04-2810-15,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Пименовой Веры Константиновны.
В судебном заседании принял участие представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Плетос И.А. по доверенности от 11.01.2016 N 515-00-11-4/16.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Товарищество собственников жилья "Уют" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1632/16 от 15.08.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Пименова Вера Константиновна в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1632/16 (1) от 16.08.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 31 августа до 16 час. 00 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
В связи с обращением жителя квартиры N 7 дома N 29 ул. Минина г. Нижнего Новгорода на основании приказа от 02.03.2015 N 515-04-2810-15 в отношении товарищества собственников жилья "Уют" (далее - ТСЖ "Уют", Товарищество, заявитель) Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) 03.03.2015 проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписаний от 28.01.2014 N 515-04-120-14, от 13.01.2015 N 515-04-3191-14, от 27.01.2015 N 515-04-252-15пп о выполнении перерасчета в связи с недопоставкой услуги отопления за период с 20.12.2013 по 02.03.2015, выявленных на основании проверок, проведенных на основании приказов от 26.01.2014 N 515-04-12-14, от 25.12.2014 N 515-04-3191-14, от 26.01.2015 N 515-04-3161-15пп.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.03.2015 N 515-04-2810-15 (т. 1, л. д. 9 - 11), а также акте инспекционного обследования жилищного фонда.
По результатам проведенной проверки Инспекция выдала ТСЖ "Уют" предписание от 03.03.2015 N 515-04-2810-15, которым возложила на ТСЖ "Уют" обязанность в срок до 15.09.2015 произвести перерасчет-возврат начисленных денежных средств по услуге отопление по жилому помещению N 7 дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода в связи с недопоставкой услуги отопления за период с 20.12.2013 по 02.03.2015 а также предоставить документы, подтверждающие выполнение указанного перерасчета, подробный расчет данного перерасчета (т. 1, л. д. 52).
Не согласившись с данным предписанием, ТСЖ "Уют" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что действия собственника квартиры N 7 дома N 29 по ул. Минина были направлены на переустройство системы отопления, что в последующем повлекло за собой некачественное предоставление тепловой энергии.
Кроме того, отмечает, что ТСЖ "Уют" не несет ответственность за некачественное предоставление коммунального ресурса.
В судебное заседание представитель ТСЖ "Уют" не явился.
Инспекция и Пименова Вера Константиновна (далее - Пименова В.К.) в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В судебное заседание Пименова В.К. не явилась.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие не явившегося представителя товарищества и Пименовой В.К.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителя контролирующего органа, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений в силу части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях (пункт 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст принят Государственный стандарт ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", требования которого распространяются на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды и применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
По правилам пункта 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 указанного Государственного стандарта.
Таблицей 3 ГОСТ Р 51617-2000 предусмотрено, что температура воздуха в помещениях в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31°C и ниже, должна быть не ниже +20°C, а в угловых комнатах не ниже +22°C.
В силу ТСН 23-301-97 (31-301-96-НН) "Строительная климатология для пунктов Нижегородской области" Нижегородская область отнесена к району с наиболее холодной пятидневкой (обеспеченностью 0,92), при которой температура наружного воздуха составляет минус 31°C.
В силу статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491, бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 ЖК РФ).
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006).
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Уют" является организацией, ответственной за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода.
Следовательно, ТСЖ "Уют", как управляющая организация является лицом, ответственным за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома, за соответствие предоставляемой коммунальной услуги по отоплению действующим нормативам и надлежащее функционирование внутридомовых инженерных систем, а значит, оно обязано исполнять требования вышеназванных Правил N 491 и N 354, а также ГОСТ Р51617-2000.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем факт ненадлежащего оказания коммунальной услуги отопления в жилом помещении N 7 дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода в период с 20.12.2013 по 02.03.2015.
Ранее выданные товариществу предписания, предусматривающие необходимость обеспечить надлежащее теплоснабжение спорной квартиры жилого дома и выполнить перерасчет за недопоставленную коммунальную услугу теплоснабжения, заявителем не оспаривались, но не были исполнены.
Представленная ТСЖ "Уют" в материалы дела переписка с ОАО "Теплоэнерго" свидетельствует о несоответствии качества предоставляемой жильцам дома услуги теплоснабжения.
Следовательно, допустив предоставление услуги отопления ненадлежащего качества, ТСЖ "Уют" в силу пункта 6 Правил N 491 и части 10 статьи 156 ЖК РФ обязано произвести перерасчет платы за оказанные услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства.
Заключением экспертов подтверждено, что произведенное переустройство системы отопления квартиры N 7 дома N 29 по ул. Минина соответствует требованиям нормативно-технической документации и проекту переустройства.
Иные доводы заявителя на доказательствах, представленных в материалы дела, не основаны, и не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта.
Таким образом, совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 19.02.2016 N 37, подлежит возврату ТСЖ "Уют" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 по делу N А43-21582/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Уют" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2016 N 37.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2016 ПО ДЕЛУ N А43-21582/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу N А43-21582/2015
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 по делу N А43-21582/2015, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению товарищества собственников жилья "Уют" (ОГРН 1025203021250, ИНН 5260084555) к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о признании недействительным предписания от 03.03.2015 N 515-04-2810-15,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Пименовой Веры Константиновны.
В судебном заседании принял участие представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Плетос И.А. по доверенности от 11.01.2016 N 515-00-11-4/16.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Товарищество собственников жилья "Уют" в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1632/16 от 15.08.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Пименова Вера Константиновна в поступившем ходатайстве (входящий N 01АП-1632/16 (1) от 16.08.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 31 августа до 16 час. 00 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
В связи с обращением жителя квартиры N 7 дома N 29 ул. Минина г. Нижнего Новгорода на основании приказа от 02.03.2015 N 515-04-2810-15 в отношении товарищества собственников жилья "Уют" (далее - ТСЖ "Уют", Товарищество, заявитель) Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) 03.03.2015 проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписаний от 28.01.2014 N 515-04-120-14, от 13.01.2015 N 515-04-3191-14, от 27.01.2015 N 515-04-252-15пп о выполнении перерасчета в связи с недопоставкой услуги отопления за период с 20.12.2013 по 02.03.2015, выявленных на основании проверок, проведенных на основании приказов от 26.01.2014 N 515-04-12-14, от 25.12.2014 N 515-04-3191-14, от 26.01.2015 N 515-04-3161-15пп.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.03.2015 N 515-04-2810-15 (т. 1, л. д. 9 - 11), а также акте инспекционного обследования жилищного фонда.
По результатам проведенной проверки Инспекция выдала ТСЖ "Уют" предписание от 03.03.2015 N 515-04-2810-15, которым возложила на ТСЖ "Уют" обязанность в срок до 15.09.2015 произвести перерасчет-возврат начисленных денежных средств по услуге отопление по жилому помещению N 7 дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода в связи с недопоставкой услуги отопления за период с 20.12.2013 по 02.03.2015 а также предоставить документы, подтверждающие выполнение указанного перерасчета, подробный расчет данного перерасчета (т. 1, л. д. 52).
Не согласившись с данным предписанием, ТСЖ "Уют" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что действия собственника квартиры N 7 дома N 29 по ул. Минина были направлены на переустройство системы отопления, что в последующем повлекло за собой некачественное предоставление тепловой энергии.
Кроме того, отмечает, что ТСЖ "Уют" не несет ответственность за некачественное предоставление коммунального ресурса.
В судебное заседание представитель ТСЖ "Уют" не явился.
Инспекция и Пименова Вера Константиновна (далее - Пименова В.К.) в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В судебное заседание Пименова В.К. не явилась.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие не явившегося представителя товарищества и Пименовой В.К.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителя контролирующего органа, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Инспекция является органом, осуществляющим надзор за соблюдением жилищного законодательства, вправе проводить соответствующие проверки и по их результатам выдавать предписания о прекращении выявленных нарушений в силу части 1, 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ и Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях (пункт 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст принят Государственный стандарт ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", требования которого распространяются на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению. Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды и применяется организациями и индивидуальными предпринимателями (исполнителями), оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
По правилам пункта 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 указанного Государственного стандарта.
Таблицей 3 ГОСТ Р 51617-2000 предусмотрено, что температура воздуха в помещениях в холодный период года в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) минус 31°C и ниже, должна быть не ниже +20°C, а в угловых комнатах не ниже +22°C.
В силу ТСН 23-301-97 (31-301-96-НН) "Строительная климатология для пунктов Нижегородской области" Нижегородская область отнесена к району с наиболее холодной пятидневкой (обеспеченностью 0,92), при которой температура наружного воздуха составляет минус 31°C.
В силу статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491, бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 156 ЖК РФ).
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006).
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Уют" является организацией, ответственной за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода.
Следовательно, ТСЖ "Уют", как управляющая организация является лицом, ответственным за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома, за соответствие предоставляемой коммунальной услуги по отоплению действующим нормативам и надлежащее функционирование внутридомовых инженерных систем, а значит, оно обязано исполнять требования вышеназванных Правил N 491 и N 354, а также ГОСТ Р51617-2000.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается самим заявителем факт ненадлежащего оказания коммунальной услуги отопления в жилом помещении N 7 дома N 29 по ул. Минина г. Нижнего Новгорода в период с 20.12.2013 по 02.03.2015.
Ранее выданные товариществу предписания, предусматривающие необходимость обеспечить надлежащее теплоснабжение спорной квартиры жилого дома и выполнить перерасчет за недопоставленную коммунальную услугу теплоснабжения, заявителем не оспаривались, но не были исполнены.
Представленная ТСЖ "Уют" в материалы дела переписка с ОАО "Теплоэнерго" свидетельствует о несоответствии качества предоставляемой жильцам дома услуги теплоснабжения.
Следовательно, допустив предоставление услуги отопления ненадлежащего качества, ТСЖ "Уют" в силу пункта 6 Правил N 491 и части 10 статьи 156 ЖК РФ обязано произвести перерасчет платы за оказанные услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства.
Заключением экспертов подтверждено, что произведенное переустройство системы отопления квартиры N 7 дома N 29 по ул. Минина соответствует требованиям нормативно-технической документации и проекту переустройства.
Иные доводы заявителя на доказательствах, представленных в материалы дела, не основаны, и не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта.
Таким образом, совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 19.02.2016 N 37, подлежит возврату ТСЖ "Уют" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.01.2016 по делу N А43-21582/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Уют" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2016 N 37.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
И.А.СМИРНОВА
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)