Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании объединенное дело N А60-28034/2017 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (ИНН 6677003303, ОГРН 1136677000569)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: Администрация Артемовского городского округа (ИНН 6602001531, ОГРН 1026600580270)
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - А.В. Сотников, представитель, доверенность от 25.05.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица - Н.Ю. Васькова, представитель, доверенность N 29-05-36-33 от 16.01.2017, удостоверение.
от третьего лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Поступившее от третьего лица ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (далее - ООО "ТЕМП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по восточному управленческому округу) (далее - заинтересованное лицо) о прекращении нарушений обязательных требований от 16.05.2017 N 29-21-04-171.
Определением от 13.06.2017 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 17.07.2017 на 15 час. 00 мин., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Артемовского городского округа (далее - третье лицо).
10.07.2017 от третьего лица поступил отзыв.
13.07.2017 от заинтересованного лица поступили материалы проверки и отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В предварительном судебном заседании обществом заявлено ходатайство об объединении настоящего дела с делом N А60-35439/2017 по заявлению ООО "ТЕМП" о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по восточному управленческому округу) о прекращении нарушений обязательных требований от 30.05.2017 N 29-21-04-180.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, определением от 17.07.2017 дела N А60-28034/2017 и N А60-35439/2017 объединены в одно производств, объединенному делу присвоен номер N А60-28034/2017.
Определением от 17.07.2017 назначено судебное разбирательство дела на 12.09.2017 на 14 час. 30 мин.
01.08.2017 от заинтересованного лица поступили материалы проверки и отзыв в отношении предписания от 30.05.2017 N 29-21-04-180, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
11.09.2017 от общества поступили возражения на отзывы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА утверждена генеральная схема санитарной очистки территории Артемовского городского округа, в соответствии с которой определен перечень мест дислокации контейнерных площадок на территории Артемовского городского округа.
Вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014 года признано незаконным бездействие Администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов", а также возложена обязанность на администрацию Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов".
Данное решение Артемовского городского суда вынесено в отношении всей территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа.
При этом обустройство контейнерных площадок в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 прямо указывает на установку на них (соответственно, приобретение) мусорных контейнеров (п. 2.1.4, п. 2.2.2 и др. СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В указанном выше решении сделаны выводы относительно того, что поскольку вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции Администрация Артемовского городского округа обязана осуществить обустройство контейнерных площадок, в том числе установить мусорные контейнеры, на всей территории жилой застройки Артемовского городского округа, то лицом, обязанным осуществить приобретение и установку контейнеров является Администрация Артемовского городского округа. Кроме того, судом учтены и судебные акты по делам N 2-627/2014, от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в заявителю выданы спорные предписания, в соответствии с которыми в отношении определенных многоквартирных домов предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников, обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сбора и накопления отходов I - IV класса опасности.
В то же время решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014 года признано незаконным бездействие Администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, а также возложена обязанность на администрацию Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов".
При этом обустройство контейнерных площадок прямо указывает на установку на них (соответственно, приобретение) мусорных контейнеров (п. 2.1.4, п. 2.2.2 и др. СанПиН 42-128-4690-88).
Кроме того, Департаментом при проведении внеплановой выездной проверки, соблюдение требований об организации места для сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющую соответствующую лицензию, фактически не проверялось, какие-либо документы Департаментом не запрашивались.
Кроме того, с учетом значимости и необходимости организации сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющую соответствующую лицензию, со стороны ООО "ТЕМП" пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "ТЕМП", самостоятельно организован по месту осуществления деятельности Общества (отдельно стоящее нежилое здание по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, 66), Приказом N 2 от 03.04.2017 года назначен ответственный исполнитель.
Собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп. С организацией, имеющей соответствующую лицензию - ООО "Урал-ЭКО" заключен договор N 2916У/2017 от 01.04.2017 года.
Таким образом, исходя из приведенных выше судебных актов, именно на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность по обустройству контейнерных площадок. При этом выполнение указанной обязанности невозможно без приобретения и установки мусорных контейнеров, что также не противоречит требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденным Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88. Обязанность по обустройству контейнерных площадок в силу указанных санитарных правил предусматривает и охватывает необходимость осуществления действий по оснащению таких площадок соответствующими контейнерами по отношению к Администрации Артемовского городского округа.
Кроме того, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу составлен акт проверки N 29-21-03-221 от 11.07.2017 года в отношении ООО "ТЕМП" (после обращения последнего в Арбитражный суд Свердловской области) в соответствии с которым, в отношении многоквартирных домов, указанных в оспариваемых Предписаниях, установлено:
А) Места для сбора и накопления отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированную организацию - ООО "Урал-Эко" (лицензия 066 N 00310 от 16.11.2015 договор Ш916У/2017 от 01.04.2017) организовано в задании расположения офиса ООО "ТЕМП" по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, д. 66.
Б) Контейнерные площадки для установления мусоросборников на прилегающей территории указанных многоквартирных домов, находящихся в управлении проверяемой организации, не оборудована; сбор осуществляется на ближайших контейнерных площадках, состоящих из двух частей: для мусоросборных контейнеров для ТБО и местом сбора для крупногабаритных обходов, имеющих бетонное основание, ограждение, оборудованных мусоросборниками для твердых отходов, вывоз осуществляется ежедневно по договору N 2/6 между ООО "ТЕМП" и ООО "ЭкоАрт" о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению ТБО от 20.03.2016 года.
Нарушения, отраженные в Акте от 30.05.2017 года устранены, соответствующие пункты Предписания N 29-21-04-180 от 30.05.2017 года выполнены.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6000 руб. 00 коп., уплаченная ООО "ТЕМП" при подаче заявлений, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Отдела контроля по восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о прекращении нарушений обязательных требований от 16.05.2017 N 29-21-04-171.
Признать недействительным предписание Отдела контроля по восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о прекращении нарушений обязательных требований от 30.05.2017 N 29-21-04-180.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (ИНН 6677003303, ОГРН 1136677000569) 6000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.09.2017 ПО ДЕЛУ N А60-28034/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N А60-28034/2017
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании объединенное дело N А60-28034/2017 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (ИНН 6677003303, ОГРН 1136677000569)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: Администрация Артемовского городского округа (ИНН 6602001531, ОГРН 1026600580270)
о признании недействительными ненормативных актов,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - А.В. Сотников, представитель, доверенность от 25.05.2017, паспорт;
- от заинтересованного лица - Н.Ю. Васькова, представитель, доверенность N 29-05-36-33 от 16.01.2017, удостоверение.
от третьего лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Поступившее от третьего лица ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (далее - ООО "ТЕМП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по восточному управленческому округу) (далее - заинтересованное лицо) о прекращении нарушений обязательных требований от 16.05.2017 N 29-21-04-171.
Определением от 13.06.2017 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 17.07.2017 на 15 час. 00 мин., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Артемовского городского округа (далее - третье лицо).
10.07.2017 от третьего лица поступил отзыв.
13.07.2017 от заинтересованного лица поступили материалы проверки и отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В предварительном судебном заседании обществом заявлено ходатайство об объединении настоящего дела с делом N А60-35439/2017 по заявлению ООО "ТЕМП" о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отдел контроля по восточному управленческому округу) о прекращении нарушений обязательных требований от 30.05.2017 N 29-21-04-180.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, определением от 17.07.2017 дела N А60-28034/2017 и N А60-35439/2017 объединены в одно производств, объединенному делу присвоен номер N А60-28034/2017.
Определением от 17.07.2017 назначено судебное разбирательство дела на 12.09.2017 на 14 час. 30 мин.
01.08.2017 от заинтересованного лица поступили материалы проверки и отзыв в отношении предписания от 30.05.2017 N 29-21-04-180, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
11.09.2017 от общества поступили возражения на отзывы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА утверждена генеральная схема санитарной очистки территории Артемовского городского округа, в соответствии с которой определен перечень мест дислокации контейнерных площадок на территории Артемовского городского округа.
Вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014 года признано незаконным бездействие Администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов", а также возложена обязанность на администрацию Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов".
Данное решение Артемовского городского суда вынесено в отношении всей территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа.
При этом обустройство контейнерных площадок в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 прямо указывает на установку на них (соответственно, приобретение) мусорных контейнеров (п. 2.1.4, п. 2.2.2 и др. СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В указанном выше решении сделаны выводы относительно того, что поскольку вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции Администрация Артемовского городского округа обязана осуществить обустройство контейнерных площадок, в том числе установить мусорные контейнеры, на всей территории жилой застройки Артемовского городского округа, то лицом, обязанным осуществить приобретение и установку контейнеров является Администрация Артемовского городского округа. Кроме того, судом учтены и судебные акты по делам N 2-627/2014, от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что Отделом контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в заявителю выданы спорные предписания, в соответствии с которыми в отношении определенных многоквартирных домов предписано обеспечить оборудование контейнерной площадки для установления мусоросборников, обеспечить установку бункеров-накопителей для крупногабаритных отходов; обеспечить установку сборников (мусоросборников) для твердых отходов; организовать места для сбора и накопления отходов I - IV класса опасности.
В то же время решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014 года признано незаконным бездействие Администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, а также возложена обязанность на администрацию Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов".
При этом обустройство контейнерных площадок прямо указывает на установку на них (соответственно, приобретение) мусорных контейнеров (п. 2.1.4, п. 2.2.2 и др. СанПиН 42-128-4690-88).
Кроме того, Департаментом при проведении внеплановой выездной проверки, соблюдение требований об организации места для сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющую соответствующую лицензию, фактически не проверялось, какие-либо документы Департаментом не запрашивались.
Кроме того, с учетом значимости и необходимости организации сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющую соответствующую лицензию, со стороны ООО "ТЕМП" пункт (место) приема ртутьсодержащих отходов (ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, ртутных вентилей, ртутных термометров) от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "ТЕМП", самостоятельно организован по месту осуществления деятельности Общества (отдельно стоящее нежилое здание по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, 66), Приказом N 2 от 03.04.2017 года назначен ответственный исполнитель.
Собственники и наниматели (жильцы) в многоквартирных жилых домах соответствующим образом уведомлялись о пункте (месте) приема ртутьсодержащих ламп. С организацией, имеющей соответствующую лицензию - ООО "Урал-ЭКО" заключен договор N 2916У/2017 от 01.04.2017 года.
Таким образом, исходя из приведенных выше судебных актов, именно на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность по обустройству контейнерных площадок. При этом выполнение указанной обязанности невозможно без приобретения и установки мусорных контейнеров, что также не противоречит требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденным Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88. Обязанность по обустройству контейнерных площадок в силу указанных санитарных правил предусматривает и охватывает необходимость осуществления действий по оснащению таких площадок соответствующими контейнерами по отношению к Администрации Артемовского городского округа.
Кроме того, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Восточному управленческому округу составлен акт проверки N 29-21-03-221 от 11.07.2017 года в отношении ООО "ТЕМП" (после обращения последнего в Арбитражный суд Свердловской области) в соответствии с которым, в отношении многоквартирных домов, указанных в оспариваемых Предписаниях, установлено:
А) Места для сбора и накопления отходов I - IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированную организацию - ООО "Урал-Эко" (лицензия 066 N 00310 от 16.11.2015 договор Ш916У/2017 от 01.04.2017) организовано в задании расположения офиса ООО "ТЕМП" по адресу г. Артемовский, ул. 8 Марта, д. 66.
Б) Контейнерные площадки для установления мусоросборников на прилегающей территории указанных многоквартирных домов, находящихся в управлении проверяемой организации, не оборудована; сбор осуществляется на ближайших контейнерных площадках, состоящих из двух частей: для мусоросборных контейнеров для ТБО и местом сбора для крупногабаритных обходов, имеющих бетонное основание, ограждение, оборудованных мусоросборниками для твердых отходов, вывоз осуществляется ежедневно по договору N 2/6 между ООО "ТЕМП" и ООО "ЭкоАрт" о возмездном оказании услуг по вывозу и захоронению ТБО от 20.03.2016 года.
Нарушения, отраженные в Акте от 30.05.2017 года устранены, соответствующие пункты Предписания N 29-21-04-180 от 30.05.2017 года выполнены.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6000 руб. 00 коп., уплаченная ООО "ТЕМП" при подаче заявлений, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Отдела контроля по восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о прекращении нарушений обязательных требований от 16.05.2017 N 29-21-04-171.
Признать недействительным предписание Отдела контроля по восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о прекращении нарушений обязательных требований от 30.05.2017 N 29-21-04-180.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (ИНН 6677003303, ОГРН 1136677000569) 6000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА
Н.И.РЕМЕЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)