Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Победа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2015 по делу N А76-22094/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Меликян М.Б. (доверенность N 2 от 11.01.2016).
31.08.2015 товарищество собственников жилья "Победа" (далее - заявитель, ТСЖ "Победа") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным п. 1 предписания N 2/171-ОПО от 21.07.2015, выданного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - административный орган, ГЖИ) по результатам проверки.
Заявителю предписывается произвести перерасчет платы за отопление за период с января 2012 года по май 2015 года в соответствии с п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила) собственникам жилых помещений, проживающих в доме по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б.
ТСЖ "Победа" является исполнителем коммунальных услуг и согласно п. п. "б" п. 21 Правил при наличии в многоквартирном доме (далее - МКД) общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) и при отсутствии индивидуальных приборов учета расчет платы за коммунальные услуги производится по формуле, что применено заявителем. Основания для перерасчета отсутствуют (т. 1 л.д. 4-6, т. 2 л.д. 5).
ГЖИ возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий.
В доме по ул. Солнечной, 22б отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, и приготовление горячей воды производится с использованием водообогревателя, имеется ОДПУ тепловой энергии, который учитывает общий ее расход.
По п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам начисление оплаты за отопление производится исходя из среднемесячного объекта тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных по нормативу потребления.
Собранием собственников помещений от 18.09.2009 принято решение производить перерасчет в виде не начисления оплаты за 1 месяц по окончанию отопительного сезона, при этом не принято решение о целевом использовании полученной экономии. Своим решением собственники изменили Правила, требования которых являются императивными. Из расчета оплаты неосновательно были исключены май 2012, 2013 и 2014 годов, корректировка платежей не производилась (т. 1 л.д. 23-29).
Решением суда первой инстанции от 23.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
Административным органом в ходе проверки установлено нарушение жилищного законодательства - п. п. 2 и 3 п. 2 приложения N 2 Правил, где указано, что в МКД оборудованным ОДПУ в течение отопительного сезона начисление оплаты за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, а при отсутствии этих сведений - по нормативу потребления.
В предписании ТСЖ предложено произвести перерасчет за отопление с января 2012 по май 2015 годов в соответствии с вышеуказанными пунктами Правил и нормативами, утвержденными постановлением Единого тарифного органа Челябинской области N 62/1 от 29.12.2004. Проверка установила, что оплата ресурса за май 2012-2014 годов не производилась, корректировка ранее собранной оплаты не делалась. Суд пришел к выводу, что требование, указанное в предписании, соответствует действующему законодательству и выдано в пределах компетенции административного органа (т. 3 л.д. 11-14).
29.01.2016 от ТСЖ поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
Решение собрания собственников жилья от 18.09.2009 о пересчете оплаты и не начислении оплаты в мае 2012-2014 годов принято в установленном порядке, оно не отменено и не признано недействительным. Для ТСЖ это решения является обязательным и подлежит исполнению (т. 2 л.д. 17-18).
ГЖИ возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
ТСЖ и третье лицо о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, их представители не явились, суд определил рассмотреть без неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Победа" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 20.02.2009 (т. 1 л.д. 10, 17-22), с собственниками жилья МКД по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б им заключен договор управления (т. 1 л.д. 64-70).
Собранием собственников жилья 18.09.2009 принято решение не начислять оплату тепловой энергии на один месяц до окончания отопительного периода (т. 1 л.д. 112), в связи с чем, оплата не начислялась за май 2012-2014 годов.
Губернатору Челябинской области поступила коллективная жалоба жильцов дома по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б на действия председателя ТСЖ Корнева И.А., направленная в ГЖИ для рассмотрения по существу (т. 1 л.д. 38), 10.07.2015 принято решение о проведении внеплановой проверки (т. 1 л.д. 32), о чем извещен заявитель (т. 1 л.д. 35).
Составлен акт проверки N 2/171-ОПО от 21.07.2015, копия вручена председателю ТСЖ (т. 1 л.д. 28-31).
21.07.2015 выдано предписание N 2/171-ОПО, где ТСЖ в срок до 01.09.2015 предписывается произвести перерасчет оплаты за отопление в соответствии с п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 Правил N 307 от 23.05.2006 (п. 1), уведомить собственников помещений о противоречии решений общих собраний от 18.09.2009 и 16.03.2014 вышеуказанным пунктам правил (т. 1 л.д. 8-9).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы правил, не учел обязательность для ТСЖ решений собственников жилья.
Суд первой инстанции пришел к выводу о допущенных нарушениях со стороны заявителя и законности предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 1 июля 2016 года подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (п. 1 Постановления ГК ЕТО Челябинской области от 29.12.2014 N 62/1).
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии и отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в течение отопительного периода начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии данных сведений - по нормативу потребления. Корректировка платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии производится один раз в год.
Порядок начисления платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме плата за горячую воду состоит из двух частей:
- - первая часть - это плата за холодную воду, так как в трубе течет питьевая вода, поставленная водоснабжающей организацией (плата начисляется по суммарным показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды либо по нормативу потребления);
- - вторая часть - это плата за тепловую энергию, потребленную на подогрев воды и поставленную теплоснабжающей организацией (плата рассчитывается исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды либо норматива потребления).
Таким образом, плата за тепловую энергию, потребленную на подогрев воды, начисляется исходя из норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, тарифа на тепловую энергию, и объема горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета горячей воды.
В ходе проверки Инспекция установила нарушение установленного расчета оплаты и с целью восстановления прав собственников жилья обязала управляющую организацию произвести ее перерасчет, что находится в рамках полномочий контролирующего органа. Порядок проведения проверки соблюден. Требование предписания (произвести перерасчет) не связано с оценкой законности решения собрания собственников, которые вправе в установленном порядке внести в него изменения или оспорить решение путем обращения в суд. ТСЖ в данном случае выступает как управляющая организация, а не как представитель собственников.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2015 по делу N А76-22094/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Победа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2016 N 18АП-1138/2016 ПО ДЕЛУ N А76-22094/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. N 18АП-1138/2016
Дело N А76-22094/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Победа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2015 по делу N А76-22094/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Меликян М.Б. (доверенность N 2 от 11.01.2016).
31.08.2015 товарищество собственников жилья "Победа" (далее - заявитель, ТСЖ "Победа") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным п. 1 предписания N 2/171-ОПО от 21.07.2015, выданного Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - административный орган, ГЖИ) по результатам проверки.
Заявителю предписывается произвести перерасчет платы за отопление за период с января 2012 года по май 2015 года в соответствии с п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила) собственникам жилых помещений, проживающих в доме по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б.
ТСЖ "Победа" является исполнителем коммунальных услуг и согласно п. п. "б" п. 21 Правил при наличии в многоквартирном доме (далее - МКД) общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) и при отсутствии индивидуальных приборов учета расчет платы за коммунальные услуги производится по формуле, что применено заявителем. Основания для перерасчета отсутствуют (т. 1 л.д. 4-6, т. 2 л.д. 5).
ГЖИ возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий.
В доме по ул. Солнечной, 22б отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, и приготовление горячей воды производится с использованием водообогревателя, имеется ОДПУ тепловой энергии, который учитывает общий ее расход.
По п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам начисление оплаты за отопление производится исходя из среднемесячного объекта тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных по нормативу потребления.
Собранием собственников помещений от 18.09.2009 принято решение производить перерасчет в виде не начисления оплаты за 1 месяц по окончанию отопительного сезона, при этом не принято решение о целевом использовании полученной экономии. Своим решением собственники изменили Правила, требования которых являются императивными. Из расчета оплаты неосновательно были исключены май 2012, 2013 и 2014 годов, корректировка платежей не производилась (т. 1 л.д. 23-29).
Решением суда первой инстанции от 23.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
Административным органом в ходе проверки установлено нарушение жилищного законодательства - п. п. 2 и 3 п. 2 приложения N 2 Правил, где указано, что в МКД оборудованным ОДПУ в течение отопительного сезона начисление оплаты за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, а при отсутствии этих сведений - по нормативу потребления.
В предписании ТСЖ предложено произвести перерасчет за отопление с января 2012 по май 2015 годов в соответствии с вышеуказанными пунктами Правил и нормативами, утвержденными постановлением Единого тарифного органа Челябинской области N 62/1 от 29.12.2004. Проверка установила, что оплата ресурса за май 2012-2014 годов не производилась, корректировка ранее собранной оплаты не делалась. Суд пришел к выводу, что требование, указанное в предписании, соответствует действующему законодательству и выдано в пределах компетенции административного органа (т. 3 л.д. 11-14).
29.01.2016 от ТСЖ поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований.
Судом неверно применены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения.
Решение собрания собственников жилья от 18.09.2009 о пересчете оплаты и не начислении оплаты в мае 2012-2014 годов принято в установленном порядке, оно не отменено и не признано недействительным. Для ТСЖ это решения является обязательным и подлежит исполнению (т. 2 л.д. 17-18).
ГЖИ возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
ТСЖ и третье лицо о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, их представители не явились, суд определил рассмотреть без неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Победа" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 20.02.2009 (т. 1 л.д. 10, 17-22), с собственниками жилья МКД по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б им заключен договор управления (т. 1 л.д. 64-70).
Собранием собственников жилья 18.09.2009 принято решение не начислять оплату тепловой энергии на один месяц до окончания отопительного периода (т. 1 л.д. 112), в связи с чем, оплата не начислялась за май 2012-2014 годов.
Губернатору Челябинской области поступила коллективная жалоба жильцов дома по адресу: г. Челябинск, ул. Солнечная, 22б на действия председателя ТСЖ Корнева И.А., направленная в ГЖИ для рассмотрения по существу (т. 1 л.д. 38), 10.07.2015 принято решение о проведении внеплановой проверки (т. 1 л.д. 32), о чем извещен заявитель (т. 1 л.д. 35).
Составлен акт проверки N 2/171-ОПО от 21.07.2015, копия вручена председателю ТСЖ (т. 1 л.д. 28-31).
21.07.2015 выдано предписание N 2/171-ОПО, где ТСЖ в срок до 01.09.2015 предписывается произвести перерасчет оплаты за отопление в соответствии с п. п. 2, 3 п. 2 приложения N 2 Правил N 307 от 23.05.2006 (п. 1), уведомить собственников помещений о противоречии решений общих собраний от 18.09.2009 и 16.03.2014 вышеуказанным пунктам правил (т. 1 л.д. 8-9).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы правил, не учел обязательность для ТСЖ решений собственников жилья.
Суд первой инстанции пришел к выводу о допущенных нарушениях со стороны заявителя и законности предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 1 июля 2016 года подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (п. 1 Постановления ГК ЕТО Челябинской области от 29.12.2014 N 62/1).
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии и отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии, в течение отопительного периода начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии данных сведений - по нормативу потребления. Корректировка платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии производится один раз в год.
Порядок начисления платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме плата за горячую воду состоит из двух частей:
- - первая часть - это плата за холодную воду, так как в трубе течет питьевая вода, поставленная водоснабжающей организацией (плата начисляется по суммарным показаниям индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды либо по нормативу потребления);
- - вторая часть - это плата за тепловую энергию, потребленную на подогрев воды и поставленную теплоснабжающей организацией (плата рассчитывается исходя из показаний индивидуальных приборов учета горячей воды либо норматива потребления).
Таким образом, плата за тепловую энергию, потребленную на подогрев воды, начисляется исходя из норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, тарифа на тепловую энергию, и объема горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета горячей воды.
В ходе проверки Инспекция установила нарушение установленного расчета оплаты и с целью восстановления прав собственников жилья обязала управляющую организацию произвести ее перерасчет, что находится в рамках полномочий контролирующего органа. Порядок проведения проверки соблюден. Требование предписания (произвести перерасчет) не связано с оценкой законности решения собрания собственников, которые вправе в установленном порядке внести в него изменения или оспорить решение путем обращения в суд. ТСЖ в данном случае выступает как управляющая организация, а не как представитель собственников.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2015 по делу N А76-22094/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Победа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН
Н.А.ИВАНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)