Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3250/2017
на решение от 20.03.2017
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-4846/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление
жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН
4101122429, ОГРН 1084101001203)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) третье лицо: Бордунов А.Г.
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 03.11.2016 N 1743ЛК/1-11ж.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 14.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Бордунов А.Г. (далее - Бордунов А.Г., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает, что в оспариваемом предписании не указаны технические характеристики приборов отопления, а, следовательно, отсутствует надлежащая информация о параметрах возможного нагрева приборов отопления, предусмотренных технической документацией, отмечает, что Инспекцией не были произведены замеры температуры воздуха в помещениях, в акте N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 не указано наименование прибора, которым измерялась температура, следовательно, указанные параметры не соответствуют действительности, текст предписания неоднозначен и не позволяет сделать вывод о том, какие именно мероприятия необходимо совершить исполнителю.
Помимо прочего поясняет, что согласно акту проверки N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 N, который лег в основу оспариваемого предписания, указано, что радиаторы отопления имеют отсекающие вентиля, а, следовательно, указанные радиаторы являются имуществом собственника квартиры и управляющая компания за них ответственности не несет.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Инспекция по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Общество является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 22 по улице 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском и осуществляет содержание и ремонт общего имущества собственников данного дома.
01.11.2016 на основании приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 10.10.2016 N 1743 ЛК проведена проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при содержании вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Основанием для проведения проверки послужило обращение проживающего в данном доме гражданина Бордунова А.Г.
В ходе проведенной проверки должностным лицом Инспекции установлено следующее: - в квартире N 51 в помещениях большой жилой комнаты и кухни (окнами на главный фасад) стояк отопления и отводы от стояка не прогреты, чугунные приборы отопления не прогреты, холодные.
Температура поверхностей радиаторов (чугунных) составляет от + 18, 5 градусов С до + 19 градусов С. Перед радиаторами установлены отсекающие вентили. Температура наружного воздуха -1 градус С.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.11.2016 N 1743ЛК/1-11Ж.
По результатам проверки 03.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 1743ЛК/1-11ж, возлагающее на Общество обязанность в срок до 25.11.2016 систему отопления привести в соответствие с нормативными требованиями (обеспечить надлежащий прогрев нагревательных приборов).
Не согласившись с полученным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", и устанавливавшего требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В пункте 2 статьи 162 ЖК РФ, предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункты 8, 9 названных Правил).
Согласно имеющейся в материалах дела копии договора управления многоквартирным домом N 501-ДУ-10 от 01.07.2010 Общество, являясь управляющей организацией, приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 22 по проспекту 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском.
В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного договора управляющая организация обязана предоставлять собственнику услуги установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем нормативам потребления, в том числе, коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение).
Пунктом 2.2.7 договора установлено, что в обязанности управляющей организации входит организовывать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также пунктом 2.2.7 установлена обязанность управляющей организации на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилых помещениях, строительных конструкций и других элементах здания.
При таких условиях суд первой инстанции верно констатировал, что Общество является исполнителем и управляющей организацией, горячее водоснабжение и теплоснабжение входят в состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.
Поскольку в соответствии с договором Общество обязалось предоставлять жильцам дома коммунальные услуги надлежащего качества, именно оно отвечает перед жильцами дома за надлежащее качество коммунальных услуг.
Пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации) установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В силу положений абзаца 4 пункта 5.1.3 Правил технической эксплуатации, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил технической эксплуатации, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна, в том числе, обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11), а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства РФ (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 19 указанного перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах относятся: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В рассматриваемом случае в нарушение вышеуказанных нормативных положений управляющей организацией не обеспечено поддержание температуры воды, подаваемой к водозаборным точкам системы горячего водоснабжения в жилой комнате и кухне в соответствии с нормативными требованиями, чем не обеспечен равномерный прогрев радиаторов отопления в жилых комнатах и кухни, квартиры N 31 в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, 22.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки от 01.11.2016 N 1743 ЛК/1-11Ж, заявления Бордунова А.Г. от 05.10.2016) свидетельствуют о ненадлежащем состоянии системы отопления спорного многоквартирного жилого дома. В частности, данные доказательства подтверждают наличие не прогретого (холодного) стояка и отводов от него в квартире N 31 жилого дома и, как следствие, не прогретых чугунных приборов отопления (радиаторов).
На этом основании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ иное Обществом не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом предписании не указаны технические характеристики приборов отопления, в акте N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 не указано наименование прибора, Инспекцией не были произведены замеры температуры воздуха в помещениях, апелляционной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку указанные обстоятельства не влияют на законность вынесенного предписания.
Доводы о том, что текст предписания неоднозначен и не позволяет сделать вывод о том, какие именно мероприятия необходимо совершить исполнителю коллегией отклоняются, поскольку в предписании указано обеспечить надлежащий прогрев нагревательных приборов отопления в жилой комнате и в кухне квартиры N 31. Оспариваемое предписание не возлагает на Общество обязанности по замене радиаторов отопления в спорной квартире.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность по приведению в соответствие с нормативными требованиями системы отопления, что соотносится с требованиями пунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
По указанным мотивам отклоняется коллегией довод общества о том, что поскольку радиаторы отопления имеют отсекающие вентиля, указанные радиаторы являются имуществом собственника квартиры, следовательно, управляющая компания за них ответственности не несет.
Как указывалось выше, общество приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
В состав общего имущества включается, в том числе система трубопроводов: отопления, включая стояки, обогревающие элементы, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (пункт 5 приложения N 3 к Договору управления N 501-ДУ-10).
Согласно Приложению N 2 к Договору управления N 501-ДУ-10 к перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников относится, в том числе техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств: центральное отопление, ГВС, ХВС и канализация (наладка и регулирование систем ЦО и ГВС с промывкой трубопроводов и отопительных приборов, ликвидация непрогрева, воздушной пробки), а также аварийное обслуживание мест общего пользования: центральное отопление, ГВС, ХВС и канализация (устранение неисправностей аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений).
Коллегия полагает, что при наличии в акте проверки сведений о непрогретости стояков отопления и отводов от стояков, наличие на радиаторах отопления отсекающих вентилей, не имеет правового значения для оценки законности оспариваемого предписания.
В силу изложенного, коллегия отмечает, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по приведению в соответствие с нормативными требованиями системы отопления, что входит в прямые обязанности управляющей организации в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.03.2017 по делу N А24-4846/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 05АП-3250/2017 ПО ДЕЛУ N А24-4846/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А24-4846/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-3250/2017
на решение от 20.03.2017
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-4846/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление
жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН
4101122429, ОГРН 1084101001203)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766) третье лицо: Бордунов А.Г.
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 03.11.2016 N 1743ЛК/1-11ж.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 14.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Бордунов А.Г. (далее - Бордунов А.Г., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает, что в оспариваемом предписании не указаны технические характеристики приборов отопления, а, следовательно, отсутствует надлежащая информация о параметрах возможного нагрева приборов отопления, предусмотренных технической документацией, отмечает, что Инспекцией не были произведены замеры температуры воздуха в помещениях, в акте N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 не указано наименование прибора, которым измерялась температура, следовательно, указанные параметры не соответствуют действительности, текст предписания неоднозначен и не позволяет сделать вывод о том, какие именно мероприятия необходимо совершить исполнителю.
Помимо прочего поясняет, что согласно акту проверки N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 N, который лег в основу оспариваемого предписания, указано, что радиаторы отопления имеют отсекающие вентиля, а, следовательно, указанные радиаторы являются имуществом собственника квартиры и управляющая компания за них ответственности не несет.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству.
Инспекция по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Общество является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 22 по улице 50 лет Октября в городе Петропавловске-Камчатском и осуществляет содержание и ремонт общего имущества собственников данного дома.
01.11.2016 на основании приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 10.10.2016 N 1743 ЛК проведена проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при содержании вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Основанием для проведения проверки послужило обращение проживающего в данном доме гражданина Бордунова А.Г.
В ходе проведенной проверки должностным лицом Инспекции установлено следующее: - в квартире N 51 в помещениях большой жилой комнаты и кухни (окнами на главный фасад) стояк отопления и отводы от стояка не прогреты, чугунные приборы отопления не прогреты, холодные.
Температура поверхностей радиаторов (чугунных) составляет от + 18, 5 градусов С до + 19 градусов С. Перед радиаторами установлены отсекающие вентили. Температура наружного воздуха -1 градус С.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.11.2016 N 1743ЛК/1-11Ж.
По результатам проверки 03.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 1743ЛК/1-11ж, возлагающее на Общество обязанность в срок до 25.11.2016 систему отопления привести в соответствие с нормативными требованиями (обеспечить надлежащий прогрев нагревательных приборов).
Не согласившись с полученным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе: к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Данная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (часть 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ (часть 2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре", и устанавливавшего требования к организации и проведению государственного жилищного надзора, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края пунктом 1.1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Камчатского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и иные правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
В силу положений подпункта 10 пункта 2.2 названного Положения Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В пункте 2 статьи 162 ЖК РФ, предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункты 8, 9 названных Правил).
Согласно имеющейся в материалах дела копии договора управления многоквартирным домом N 501-ДУ-10 от 01.07.2010 Общество, являясь управляющей организацией, приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 22 по проспекту 50 лет Октября в г. Петропавловске-Камчатском.
В соответствии с пунктом 2.2.2 указанного договора управляющая организация обязана предоставлять собственнику услуги установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем нормативам потребления, в том числе, коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение).
Пунктом 2.2.7 договора установлено, что в обязанности управляющей организации входит организовывать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также пунктом 2.2.7 установлена обязанность управляющей организации на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилых помещениях, строительных конструкций и других элементах здания.
При таких условиях суд первой инстанции верно констатировал, что Общество является исполнителем и управляющей организацией, горячее водоснабжение и теплоснабжение входят в состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю.
Поскольку в соответствии с договором Общество обязалось предоставлять жильцам дома коммунальные услуги надлежащего качества, именно оно отвечает перед жильцами дома за надлежащее качество коммунальных услуг.
Пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации) установлено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В силу положений абзаца 4 пункта 5.1.3 Правил технической эксплуатации, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности, в том числе, системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил технической эксплуатации, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна, в том числе, обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11), а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства РФ (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 19 указанного перечня, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах относятся: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В рассматриваемом случае в нарушение вышеуказанных нормативных положений управляющей организацией не обеспечено поддержание температуры воды, подаваемой к водозаборным точкам системы горячего водоснабжения в жилой комнате и кухне в соответствии с нормативными требованиями, чем не обеспечен равномерный прогрев радиаторов отопления в жилых комнатах и кухни, квартиры N 31 в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, 22.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки от 01.11.2016 N 1743 ЛК/1-11Ж, заявления Бордунова А.Г. от 05.10.2016) свидетельствуют о ненадлежащем состоянии системы отопления спорного многоквартирного жилого дома. В частности, данные доказательства подтверждают наличие не прогретого (холодного) стояка и отводов от него в квартире N 31 жилого дома и, как следствие, не прогретых чугунных приборов отопления (радиаторов).
На этом основании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ иное Обществом не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в оспариваемом предписании не указаны технические характеристики приборов отопления, в акте N 1743ЛК/1-11Ж от 01.11.2016 не указано наименование прибора, Инспекцией не были произведены замеры температуры воздуха в помещениях, апелляционной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку указанные обстоятельства не влияют на законность вынесенного предписания.
Доводы о том, что текст предписания неоднозначен и не позволяет сделать вывод о том, какие именно мероприятия необходимо совершить исполнителю коллегией отклоняются, поскольку в предписании указано обеспечить надлежащий прогрев нагревательных приборов отопления в жилой комнате и в кухне квартиры N 31. Оспариваемое предписание не возлагает на Общество обязанности по замене радиаторов отопления в спорной квартире.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность по приведению в соответствие с нормативными требованиями системы отопления, что соотносится с требованиями пунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
По указанным мотивам отклоняется коллегией довод общества о том, что поскольку радиаторы отопления имеют отсекающие вентиля, указанные радиаторы являются имуществом собственника квартиры, следовательно, управляющая компания за них ответственности не несет.
Как указывалось выше, общество приняло на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
В состав общего имущества включается, в том числе система трубопроводов: отопления, включая стояки, обогревающие элементы, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (пункт 5 приложения N 3 к Договору управления N 501-ДУ-10).
Согласно Приложению N 2 к Договору управления N 501-ДУ-10 к перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников относится, в том числе техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств: центральное отопление, ГВС, ХВС и канализация (наладка и регулирование систем ЦО и ГВС с промывкой трубопроводов и отопительных приборов, ликвидация непрогрева, воздушной пробки), а также аварийное обслуживание мест общего пользования: центральное отопление, ГВС, ХВС и канализация (устранение неисправностей аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений).
Коллегия полагает, что при наличии в акте проверки сведений о непрогретости стояков отопления и отводов от стояков, наличие на радиаторах отопления отсекающих вентилей, не имеет правового значения для оценки законности оспариваемого предписания.
В силу изложенного, коллегия отмечает, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по приведению в соответствие с нормативными требованиями системы отопления, что входит в прямые обязанности управляющей организации в соответствии с договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.03.2017 по делу N А24-4846/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)