Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
от истца - представители Бессонова Г.В. (доверенность от 09.12.2014), Лескина О.А, (доверенность от 01.04.2016),
от ответчика - представитель Кулькова М.И. (доверенность от 08.04.2016),
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2016 года в зале N 3 апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2016 по делу N А55-10643/2015 (судья Гольдштейн Д.К.) по иску Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВАСКО", третье лицо: Государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр", о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
С учетом принятых судом первой инстанции уточнений закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (далее - истец), обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВАСКО" о взыскании 16 392 473 руб. 35 коп., в том числе 16 124 500 руб. 87 коп. - задолженности за потребленную в декабре 2014 - марте 2015 года тепловую энергию по договору от 01.05.2012 N 200-юр и 267 972 руб. 48 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое по настоящему делу решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.05.2012 между сторонами заключен договор теплоснабжения N 200-юр, в редакции протокола разногласий от 04.07.2012, протокола согласования разногласий от 19.07.2012 и дополнительных соглашений по условиям которого, истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию на объекты ответчика жилого фонда 500 квартала г. Самары, находящиеся в управлении ответчика как исполнителя коммунальных услуг, а последний обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель.
Пунктом 1.2 договора, определен приблизительный объем потребления с учетом нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 4.1 договора количество потребленной тепловой энергии и горячей воды определяется на основании данных учета фактического потребления согласно показаниям общедомовых приборов учета либо нормативов потребления тепловой энергии на отопление, ГВС и теплоносителя для граждан городского округа Самара, утвержденных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
При этом указанные п. 1.2 договора от 01.05.2012 N 200-юр, сведения о приблизительных объемах потребления с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, не соответствуют действительным, с учетом принятия ответчиком в управление иных объектов жилого фонда (в п. Аэропорт-2, в п. Радиоцентр 16 км, от котельной 18/1), фактического осуществления их теплоснабжения истцом в спорный период на основании писем ответчика об изменении состава жилого фонда (дислокаций) при несогласовании сторонами и неподписании ими условий дополнительного соглашения N 4 к договору от 01.05.2012 N 200-юр (л.д. 141-150 т. 2) или иных соглашений, изменяющих либо устанавливающих сведения о приблизительных объемах потребления.
Расчеты по договору производятся ежемесячно в срок до десятого числа каждого месяца, следующего за расчетным, согласно счету-фактуре, выписанному энергоснабжающей организацией на основании акта поставленной тепловой энергии, (п. 4.7).
Во исполнение принятых на себя обязательств от истца за период с 01.12.2014 по 31.03.2015 ответчиком получены тепловая энергия и теплоноситель в объемах, указанных в актах сдачи-приемки услуг и счетах-фактурах N N 00019844 от 31.12.2014; 00019847 от 31.12.2014; 00019848 от 31.12.2014; 00001194 от 31.01.2015; 00001195 от 31.01.2015; 00001196 от 31.01.2015; 00001197 от 31.01.2015; 00001198 от 31.01.2015; 00002592 от 28.02.2015; 00002593 от 28.02.2015; 00002594 от 28.02.2015; 00002584 от 28.02.2015; 00002602 от 28.02.2015; 00004032 от 31.03.2015; 00004033 от 31.03.2015; 00004034 от 31.03.2015; 00004035 от 31.03.2015; 00004036 от 31.03.2015 на общую сумму 39 193 182 руб. 60 коп.
Возражая против удовлетворении исковых требований, ответчик указал на то, что за спорный период им принято по объему иное количество тепловой энергии, согласно представленному им расчету и актам сдачи-приемки услуг, подписанным ответчиком с разногласиями, а также соответствующим письмам (возражениям) ответчика (т. 1 л.д. 133-146; т. 3 л.д. 3-21).
Истцом представлены расчеты, согласно которым определение объема потребления осуществлено им на основании сведений о численности жителей, площади помещений, предоставляемых ГУП СО "ЕИРРЦ", с учетом установленного норматива потребления и тарифа 0,018 Гкал за 1 кв. м общей площади и 0,025 Гкал за 1 кв. м жилой площади в коммунальной квартире при оплате за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4 к постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153), а также с учетом изменений, связанных с временным выбытием граждан, показаний индивидуальных счетчиков и др. (т. 6 л.д. 6-18).
В суде первой инстанции ответчик пояснил, что полученный им объем тепловой энергии оплачен в соответствии с представленными в материалы дела платежными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) установлено, что до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, положения Правил N 124, применяются с соблюдением ряда особенностей: в частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору энергоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с указанной формулой такой объем коммунального ресурса определяется с учетом объемов (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. Помимо этого учитываются объемы, определенные в случае временного отсутствия индивидуальных приборов учета (при замене, поверке и т.п.), а также в случае их отсутствия.
Таким образом, в соответствии с указанной формулой, приведенной в приложении к Правилам N 124, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, ко второй группе потребителей ("Население") приравниваются исполнители коммунальных услуг.
Исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса, обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 31 (б), 32 (а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из установленного норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно пункту 8 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации" от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) (в редакции, действующей на момент спорных отношений) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Указанное положение конкретизировано в пункте 19 Правил N 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктами 25, 26 указанных Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой тепловой энергии должно определяться исходя из установленных нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения.
После вступления в силу с 01.09.2012 Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, согласно пункту 48 определяется с применением норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Как следует из пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указанный правовой подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 11.10.2011 N 5514/11, которыми определена практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета и которая заключается в том, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с жилищным законодательством.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома, в связи с чем, соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, соответственно при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе по теплоснабжению, исполнитель коммунальных услуг оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности тепловых сетей должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома х тариф на тепловую энергию х норматив потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан х норматив потребления х тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета объем количества потребленной собственниками (нанимателями) тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения определяется расчетным путем исходя из утвержденных нормативов.
В то же время, как установлено судом, такой расчет произведен истцом без учета действующего нормативно-правового регулирования.
Так, согласно объяснениям истца, расчет произведен им в соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с применением норматива потребления 0,018 Гкал за 1 кв. м общей площади и 0,025 Гкал за 1 кв. м жилой площади в коммунальной квартире при оплате за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4 к постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153).
В то же время истцом указано, что при установлении объема тепловой энергии за спорный период расчет произведен им исходя из 1/7 годового потребления, т.е. за отопительный период (7 месяцев). В этой связи применяемый истцом норматив по отоплению (0,018 Гкал (0,025 Гкал) за 1 кв. м площади) не соответствует постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153, которым указанный норматив предусмотрен для оплаты за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4).
Кроме того, из упомянутых объяснений истца, а также представленных им расчетов следует, что истцом при определении объема потребленного коммунального ресурса использовался еще один параметр, не предусмотренный вышеописанной методикой расчета, а именно произведение площади, тарифа и норматива дополнительно умножено на коэффициент Сют., определяющий влияние температуры окружающей среды на объем потребления тепловой энергии, со ссылкой на Методику определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения N МДК 4-05.2004, утвержденную Госстроем России 12.08.2003, и СНиП 23-01-99 (л.д. 63-66 т. 3).
В то же время, действующее нормативное регулирование не предполагает использование каких-либо иных параметров в таком расчете, поскольку расчетный параметр "норматив потребления тепловой энергии" в данном случае включает в себя все факторы, влияющие на определение объема потребления на единицу площади.
Кроме того, Методика МДК 4-05.2004, на которую ссылался истец, разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электроэнергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса для обоснования потребности теплоснабжающих организаций в финансовых средствах при рассмотрении тарифов (цен) на теплоэнергию, ее передачу и распределения. В самой Методике указано, что она не применима для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между снабжающими организациями и потребителями (пункт 1.2. Методики МДК 405.2004).
Изучив расчет истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он не соответствует требованиям закона и не может быть принят в качестве надлежащего доказательства наличия задолженности ответчика.
Установив, что факт потребления ответчиком тепловой энергии на предъявленную к взысканию сумму истцом не доказан, также не оспорены надлежащим образом доводы и расчеты ответчика о меньшем объеме потребления и его фактической оплате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2016 по делу N А55-10643/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2016 N 11АП-4322/2016 ПО ДЕЛУ N А55-10643/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N А55-10643/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
от истца - представители Бессонова Г.В. (доверенность от 09.12.2014), Лескина О.А, (доверенность от 01.04.2016),
от ответчика - представитель Кулькова М.И. (доверенность от 08.04.2016),
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июня 2016 года в зале N 3 апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2016 по делу N А55-10643/2015 (судья Гольдштейн Д.К.) по иску Закрытого акционерного общества "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВАСКО", третье лицо: Государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр", о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
С учетом принятых судом первой инстанции уточнений закрытое акционерное общество "Самарская управляющая теплоэнергетическая компания" (далее - истец), обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВАСКО" о взыскании 16 392 473 руб. 35 коп., в том числе 16 124 500 руб. 87 коп. - задолженности за потребленную в декабре 2014 - марте 2015 года тепловую энергию по договору от 01.05.2012 N 200-юр и 267 972 руб. 48 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое по настоящему делу решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.05.2012 между сторонами заключен договор теплоснабжения N 200-юр, в редакции протокола разногласий от 04.07.2012, протокола согласования разногласий от 19.07.2012 и дополнительных соглашений по условиям которого, истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию на объекты ответчика жилого фонда 500 квартала г. Самары, находящиеся в управлении ответчика как исполнителя коммунальных услуг, а последний обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель.
Пунктом 1.2 договора, определен приблизительный объем потребления с учетом нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно пункту 4.1 договора количество потребленной тепловой энергии и горячей воды определяется на основании данных учета фактического потребления согласно показаниям общедомовых приборов учета либо нормативов потребления тепловой энергии на отопление, ГВС и теплоносителя для граждан городского округа Самара, утвержденных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
При этом указанные п. 1.2 договора от 01.05.2012 N 200-юр, сведения о приблизительных объемах потребления с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, не соответствуют действительным, с учетом принятия ответчиком в управление иных объектов жилого фонда (в п. Аэропорт-2, в п. Радиоцентр 16 км, от котельной 18/1), фактического осуществления их теплоснабжения истцом в спорный период на основании писем ответчика об изменении состава жилого фонда (дислокаций) при несогласовании сторонами и неподписании ими условий дополнительного соглашения N 4 к договору от 01.05.2012 N 200-юр (л.д. 141-150 т. 2) или иных соглашений, изменяющих либо устанавливающих сведения о приблизительных объемах потребления.
Расчеты по договору производятся ежемесячно в срок до десятого числа каждого месяца, следующего за расчетным, согласно счету-фактуре, выписанному энергоснабжающей организацией на основании акта поставленной тепловой энергии, (п. 4.7).
Во исполнение принятых на себя обязательств от истца за период с 01.12.2014 по 31.03.2015 ответчиком получены тепловая энергия и теплоноситель в объемах, указанных в актах сдачи-приемки услуг и счетах-фактурах N N 00019844 от 31.12.2014; 00019847 от 31.12.2014; 00019848 от 31.12.2014; 00001194 от 31.01.2015; 00001195 от 31.01.2015; 00001196 от 31.01.2015; 00001197 от 31.01.2015; 00001198 от 31.01.2015; 00002592 от 28.02.2015; 00002593 от 28.02.2015; 00002594 от 28.02.2015; 00002584 от 28.02.2015; 00002602 от 28.02.2015; 00004032 от 31.03.2015; 00004033 от 31.03.2015; 00004034 от 31.03.2015; 00004035 от 31.03.2015; 00004036 от 31.03.2015 на общую сумму 39 193 182 руб. 60 коп.
Возражая против удовлетворении исковых требований, ответчик указал на то, что за спорный период им принято по объему иное количество тепловой энергии, согласно представленному им расчету и актам сдачи-приемки услуг, подписанным ответчиком с разногласиями, а также соответствующим письмам (возражениям) ответчика (т. 1 л.д. 133-146; т. 3 л.д. 3-21).
Истцом представлены расчеты, согласно которым определение объема потребления осуществлено им на основании сведений о численности жителей, площади помещений, предоставляемых ГУП СО "ЕИРРЦ", с учетом установленного норматива потребления и тарифа 0,018 Гкал за 1 кв. м общей площади и 0,025 Гкал за 1 кв. м жилой площади в коммунальной квартире при оплате за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4 к постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153), а также с учетом изменений, связанных с временным выбытием граждан, показаний индивидуальных счетчиков и др. (т. 6 л.д. 6-18).
В суде первой инстанции ответчик пояснил, что полученный им объем тепловой энергии оплачен в соответствии с представленными в материалы дела платежными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) установлено, что до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, положения Правил N 124, применяются с соблюдением ряда особенностей: в частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору энергоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с указанной формулой такой объем коммунального ресурса определяется с учетом объемов (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. Помимо этого учитываются объемы, определенные в случае временного отсутствия индивидуальных приборов учета (при замене, поверке и т.п.), а также в случае их отсутствия.
Таким образом, в соответствии с указанной формулой, приведенной в приложении к Правилам N 124, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, ко второй группе потребителей ("Население") приравниваются исполнители коммунальных услуг.
Исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса, обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 31 (б), 32 (а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из установленного норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно пункту 8 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации" от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) (в редакции, действующей на момент спорных отношений) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Указанное положение конкретизировано в пункте 19 Правил N 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктами 25, 26 указанных Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой тепловой энергии должно определяться исходя из установленных нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения.
После вступления в силу с 01.09.2012 Правил N 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, согласно пункту 48 определяется с применением норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Как следует из пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указанный правовой подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 11.10.2011 N 5514/11, которыми определена практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета и которая заключается в том, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с жилищным законодательством.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома, в связи с чем, соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, соответственно при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе по теплоснабжению, исполнитель коммунальных услуг оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности тепловых сетей должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома х тариф на тепловую энергию х норматив потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан х норматив потребления х тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета объем количества потребленной собственниками (нанимателями) тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения определяется расчетным путем исходя из утвержденных нормативов.
В то же время, как установлено судом, такой расчет произведен истцом без учета действующего нормативно-правового регулирования.
Так, согласно объяснениям истца, расчет произведен им в соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с применением норматива потребления 0,018 Гкал за 1 кв. м общей площади и 0,025 Гкал за 1 кв. м жилой площади в коммунальной квартире при оплате за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4 к постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153).
В то же время истцом указано, что при установлении объема тепловой энергии за спорный период расчет произведен им исходя из 1/7 годового потребления, т.е. за отопительный период (7 месяцев). В этой связи применяемый истцом норматив по отоплению (0,018 Гкал (0,025 Гкал) за 1 кв. м площади) не соответствует постановлению главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153, которым указанный норматив предусмотрен для оплаты за коммунальную услугу равными долями в течение календарного года (приложение N 4).
Кроме того, из упомянутых объяснений истца, а также представленных им расчетов следует, что истцом при определении объема потребленного коммунального ресурса использовался еще один параметр, не предусмотренный вышеописанной методикой расчета, а именно произведение площади, тарифа и норматива дополнительно умножено на коэффициент Сют., определяющий влияние температуры окружающей среды на объем потребления тепловой энергии, со ссылкой на Методику определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения N МДК 4-05.2004, утвержденную Госстроем России 12.08.2003, и СНиП 23-01-99 (л.д. 63-66 т. 3).
В то же время, действующее нормативное регулирование не предполагает использование каких-либо иных параметров в таком расчете, поскольку расчетный параметр "норматив потребления тепловой энергии" в данном случае включает в себя все факторы, влияющие на определение объема потребления на единицу площади.
Кроме того, Методика МДК 4-05.2004, на которую ссылался истец, разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электроэнергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса для обоснования потребности теплоснабжающих организаций в финансовых средствах при рассмотрении тарифов (цен) на теплоэнергию, ее передачу и распределения. В самой Методике указано, что она не применима для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между снабжающими организациями и потребителями (пункт 1.2. Методики МДК 405.2004).
Изучив расчет истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он не соответствует требованиям закона и не может быть принят в качестве надлежащего доказательства наличия задолженности ответчика.
Установив, что факт потребления ответчиком тепловой энергии на предъявленную к взысканию сумму истцом не доказан, также не оспорены надлежащим образом доводы и расчеты ответчика о меньшем объеме потребления и его фактической оплате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2016 по делу N А55-10643/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)