Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Семикиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2017, принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-2106) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-237907/16,
по исковому заявлению ФОНДУ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ОГРН 1137799018081, адрес: 143912, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, ГОРОД БАЛАШИХА, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 6, 55)
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ (ОГРН 1037709054800, адрес: 101990, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРОСЕЙКА, 12)
о взыскании,
установил:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 78.540,56 рублей и о включении в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в указанном размере.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Девятый арбитражный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указывает, что ФСКН России на праве оперативного управления согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Майкла Лунна, д. 5, кв. 274; г. Химки, мкр. Сходня, ул. Первомайская, д. 37, корп. 2, кв. N 20, 100, 117, 130, 138. Право оперативного управления зарегистрировано в 2011 году, то есть до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, поэтому и бремя содержания этого имущества, в частности, по уплате взносов на капитальный ремонт должен нести ответчик.
Многоквартирные дома, расположенные по вышеуказанным адресам, включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", за номерами соответственно 13122 и 642.
Согласно расчету задолженности, представленного истцом за период с 05.2014 по 06.2016, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах по жилым помещениям, принадлежащим Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, перед Фондом составляет 78 540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Уведомление о принятии решения о ликвидации зарегистрировано в Федеральной налоговой службе России 10.06.2016, сообщение Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 42 (554) о ликвидации юридического лица опубликовано 06.07.2016, руководителем ликвидационной комиссии является Зиновьев Валерий Владимирович.
В адрес ФСКН России Фондом было направлено требование кредитора от 25.07.2016 N 4853-3.2.2-исх о включении задолженности в сумме 108.689,48 рублей в промежуточный ликвидационный баланс должника и погашении образовавшейся задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в указанной сумме в течение 7 (семи) календарных дней.
Письмом ликвидационной комиссии ФСКН России от 13.09.2016 N 2978 в удовлетворении указанных требований Фонду было отказано.
Как следует из статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Никаких уведомлений о ликвидации ФСКН России Фонд не получал.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Ликвидационный баланс должен быть составлен после завершения расчетов с кредиторами в силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ, который в последующем передается в регистрирующий орган.
Однако, в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из статьи 181 ЖК РФ обязанность собственников по заключению договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта исключена. Данные изменения вступили в силу с 30.06.2015. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является следствием права собственности и как гражданско-правовое обязательство возникает в силу закона.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Пунктом 2.1 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 2 статьи 3 Закона, часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 13.10.2014 N 1527 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Химки Московской области от 29.04.2014 N 543 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Химки Московской области" фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного на территории городского округа Химки, сформирован на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области от 09.04.2014 N 254/3-ПА "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов городского округа Балашиха на счете регионального оператора" фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного на территории городского округа Балашиха, сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области", на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", на 2016 год - постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области" и составляет соответственно - 7 рублей 30 копеек, 7 рублей 80 копеек и 8 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, в частности, оплачивать взносы на капитальный ремонт.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
При этом в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Исходя из смысла статей 209, 210, 216 ГК РФ, право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, обладатели права оперативного управления в силу закона с момента возникновения такого права обязаны нести расходы, как на содержание общего имущества, так и осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт.
Как следует из статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Ликвидационный баланс должен быть составлен после завершения расчетов с кредиторами в силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ, который в последующем передается в регистрирующий орган.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ФСКН России полномочий по оплате счетов в отношении взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах является неправомерным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 по делу N А40-237907/16 отменить.
Взыскать с Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ОГРН 1037709054800, адрес: 101990, г. Москва, ул. Маросейка, д. 12) в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ОГРН 1137799018081, адрес: 143912, Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 6, пом. 55) задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 78.540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Включить в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов 78.540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Взыскать с Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов расходы по оплате государственной пошлины в размере 10.261,00 рубль (десять тысяч двести шестьдесят один рубль).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 09АП-18494/2017 ПО ДЕЛУ N А40-237907/16
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. N 09АП-18494/2017
Дело N А40-237907/16
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Семикиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2017, принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-2106) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-237907/16,
по исковому заявлению ФОНДУ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ (ОГРН 1137799018081, адрес: 143912, ОБЛАСТЬ МОСКОВСКАЯ, ГОРОД БАЛАШИХА, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА, 6, 55)
к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ (ОГРН 1037709054800, адрес: 101990, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА МАРОСЕЙКА, 12)
о взыскании,
установил:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 78.540,56 рублей и о включении в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в указанном размере.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Девятый арбитражный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 подлежащим отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указывает, что ФСКН России на праве оперативного управления согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, принадлежат жилые помещения, расположенные по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Майкла Лунна, д. 5, кв. 274; г. Химки, мкр. Сходня, ул. Первомайская, д. 37, корп. 2, кв. N 20, 100, 117, 130, 138. Право оперативного управления зарегистрировано в 2011 году, то есть до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, поэтому и бремя содержания этого имущества, в частности, по уплате взносов на капитальный ремонт должен нести ответчик.
Многоквартирные дома, расположенные по вышеуказанным адресам, включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2038 годы", за номерами соответственно 13122 и 642.
Согласно расчету задолженности, представленного истцом за период с 05.2014 по 06.2016, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах по жилым помещениям, принадлежащим Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, перед Фондом составляет 78 540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Вместе с тем, Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Уведомление о принятии решения о ликвидации зарегистрировано в Федеральной налоговой службе России 10.06.2016, сообщение Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 42 (554) о ликвидации юридического лица опубликовано 06.07.2016, руководителем ликвидационной комиссии является Зиновьев Валерий Владимирович.
В адрес ФСКН России Фондом было направлено требование кредитора от 25.07.2016 N 4853-3.2.2-исх о включении задолженности в сумме 108.689,48 рублей в промежуточный ликвидационный баланс должника и погашении образовавшейся задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в указанной сумме в течение 7 (семи) календарных дней.
Письмом ликвидационной комиссии ФСКН России от 13.09.2016 N 2978 в удовлетворении указанных требований Фонду было отказано.
Как следует из статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Никаких уведомлений о ликвидации ФСКН России Фонд не получал.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Ликвидационный баланс должен быть составлен после завершения расчетов с кредиторами в силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ, который в последующем передается в регистрирующий орган.
Однако, в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из статьи 181 ЖК РФ обязанность собственников по заключению договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта исключена. Данные изменения вступили в силу с 30.06.2015. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является следствием права собственности и как гражданско-правовое обязательство возникает в силу закона.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Пунктом 2.1 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 2 статьи 3 Закона, часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 13.10.2014 N 1527 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Химки Московской области от 29.04.2014 N 543 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Химки Московской области" фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного на территории городского округа Химки, сформирован на счете регионального оператора.
Постановлением администрации городского округа Балашиха Московской области от 09.04.2014 N 254/3-ПА "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов городского округа Балашиха на счете регионального оператора" фонд капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного на территории городского округа Балашиха, сформирован на счете регионального оператора.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области", на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год", на 2016 год - постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области" и составляет соответственно - 7 рублей 30 копеек, 7 рублей 80 копеек и 8 рублей 30 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, в частности, оплачивать взносы на капитальный ремонт.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
При этом в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Исходя из смысла статей 209, 210, 216 ГК РФ, право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Следовательно, обладатели права оперативного управления в силу закона с момента возникновения такого права обязаны нести расходы, как на содержание общего имущества, так и осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт.
Как следует из статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Ликвидационный баланс должен быть составлен после завершения расчетов с кредиторами в силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ, который в последующем передается в регистрирующий орган.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ФСКН России полномочий по оплате счетов в отношении взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах является неправомерным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2017 по делу N А40-237907/16 отменить.
Взыскать с Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ОГРН 1037709054800, адрес: 101990, г. Москва, ул. Маросейка, д. 12) в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (ОГРН 1137799018081, адрес: 143912, Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 6, пом. 55) задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 78.540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Включить в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов 78.540,56 рублей (семьдесят восемь тысяч пятьсот сорок рублей 56 копеек).
Взыскать с Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов расходы по оплате государственной пошлины в размере 10.261,00 рубль (десять тысяч двести шестьдесят один рубль).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА
О.Н.СЕМИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)