Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2017 ПО ДЕЛУ N 4А-702/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N 4а-702/2017


Мировой судья: Тиунов Н.П.
Судья: Захаров Е.С.

Заместитель председателя Новосибирского областного суда Рытикова Т.А., рассмотрев поданную в порядке ст. 30.12 КоАП РФ жалобу защитника ООО "Управляющая компания "Октябрьская" Филатовой Е.И. на постановление мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска от 31 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 17 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Управляющая компания "Октябрьская",

установил:

постановлением мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска от 31 марта 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 17 мая 2017 года, ООО "Управляющая компания "Октябрьская" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд, защитник Филатова Е.И. выражает несогласие с принятыми в отношении ООО "Управляющая компания "Октябрьская" вышеуказанными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных: в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов относится, в том числе, выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с п. 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Пунктом 4.2.1.7 указанных Правил предусмотрено, что стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30-50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Согласно пункту 4.10.2.1 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 194/2 по ул. Бориса Богаткова в г. Новосибирске находится на обслуживании ООО "Управляющая Компания "Октябрьская" на основании договора управления многоквартирным домом.
Функцию по управлению многоквартирным домом N 194/2 по ул. Бориса Богаткова в г. Новосибирске выполняет ООО "Управляющая Компания "Октябрьская", осуществляющая предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
На основании приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 21 декабря 2016 года N 05-01-028\\7487 была назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Управляющая Компания "Октябрьская" в целях осуществления лицензионного контроля.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Управляющая Компания "Октябрьская", осуществляя предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, при осуществлении управления многоквартирным домом N 194/2 по ул. Бориса Богаткова г. Новосибирска на основании договора, в нарушение Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением правительства РФ N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N, не приняло все необходимые и достаточные меры по выполнению лицензионных требований в части надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, а именно не приняло мер по выявлению причин увлажнения и промерзания стен и перекрытий в кухне и детской комнате кв. N не обеспечило проверку фактов промерзания и увлажнения стен в квартире N по заявлению собственника, не приняло мер по устранению причин увлажнения и промерзания стен и перекрытия в кухне и детской комнате кв. N.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Управляющая Компания "Октябрьская" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ постановлением мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска, которое решением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска оставлено без изменения.
С таким решениями согласиться в полном объеме нельзя в связи со следующим.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составляет три месяца.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
При этом указанный срок начинает исчисляться с момента совершения правонарушения, то есть со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.
Как следует из материалов дела, нарушение пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170, выразилось в том, что доказательств, подтверждающих рассмотрение обращения Ш.С.М. (вх. N 1188) о промерзании межпанельных швов и образовании конденсата на стенах в квартире N в день поступления обращения, а именно 13 декабря 2016 года, установление причин промерзания стен и образования конденсата, а также принятие мер по их устранению, не позднее, чем на следующий день после поступления обращения, обществом не представлено, таким образом срок давности привлечения ООО "Управляющая Компания "Октябрьская" истек 15 марта 2017 года.
В связи с чем, указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска от 31 марта 2017 года и решения судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 17 мая 2017 года.
Вместе с тем, исключение из постановленных решений выводов о нарушении ООО "Управляющая компания "Октябрьская" пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП и не является основанием в снижению назначенного наказания.
Наличие иных нарушений ООО "Управляющая компания "Октябрьская" подтверждается собранными доказательствами, в том числе копией приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о проведении внеплановой выездной проверки ООО "УК "Октябрьская" N 05-01-028/7487 от 21 декабря 2016 года (л.д. 6 - 7); приказом Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о внесении изменений в приказ N 05-01-028/7487 от 21 декабря 2016 года (л.д. 8); копией акта проверки органом государственного контроля юридического лица N 05-02-028/7487 от 24 января 2017 года (л.д. 12 - 13); копией договора управления многоквартирным домом от 01 января 2010 года (л.д. 16 - 19); копией заявления Ш.С.М. на имя директора ООО "Управляющая компания "Октябрьская" от 13 декабря 2016 года (л.д. 24); выпиской из реестра лицензий Новосибирской области от 27 января 2017 года (л.д. 30); протоколом об административном правонарушении N 05-04-028/7487-1 от 27 января 2017 года (л.д. 3 - 4), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, выводы судей о том, что действия ООО "Управляющая компания "Октябрьская" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являются законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам. Исследованные судьями доказательства отвечают критериям допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Согласно представленной в материалы дела копии приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области N 05-01-028/7487 от 21 декабря 2016 года срок проведения внеплановой выездной проверки установлен с 23 декабря 2016 года по 29 декабря 2016 года. Приказом Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 29 декабря 2016 года были внесены изменения в приказ N 05-01-028/7487 от 21 декабря 2016 года, согласно которым срок проведения проверки установлен 19 рабочих дней с 23 декабря 2016 года по 25 января 2017 года, в связи с чем, доводы жалобы о том, что в основу выводов о виновности ООО "Управляющая компания "Октябрьская" положены доказательства, полученные 28 декабря 2016 года, то есть за пределами установленного срока проведения проверки, являются несостоятельными.
Административное наказание назначено ООО "Управляющая компания "Октябрьская" в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пп. 3 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска от 31 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 17 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Управляющая компания "Октябрьская" изменить: исключить из них указание на нарушение ООО "Управляющая компания "Октябрьская" пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
В остальной части постановление мирового судьи 7-го судебного участка Октябрьского судебного района города Новосибирска от 31 марта 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 17 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Управляющая компания "Октябрьская" Филатовой Е.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Новосибирского областного суда
Т.А.РЫТИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)