Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015 по делу N А35-5137/2015 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756) к Государственной жилищной инспекции Курской области об отмене постановления N 05-01/146 от 20.05.2015 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей по административному делу,
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", ООО "КТК" Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене постановления от 20.05.2015 N 05-01/146 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции (далее - административный орган, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что вина Общества во вменяемом административном правонарушении Государственной жилищной инспекции Курской области не доказана. ООО "КТК" не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Указывает, что отбор воды произведен сотрудниками административного органа с нарушением установленной процедуры.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Государственная жилищная инспекция Курской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы жалобы не оспорила.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
На основании договора управления многоквартирного дома ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" с 2014 года является управляющей организацией дома N 105, по проспекту Ленинского Комсомола в городе Курске.
В соответствии с договором на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 2310719 от 01.10.2013 между ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" и ООО "Курская КТК", последнее является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 105 по Проспекту Ленинского Комсомола в г. Курске коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде.
На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области N 2289 от 27.04.2015 с целью проверки обращения ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению компетентным лицом Инспекции была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Курская ТСК" по адресу: Проспект Ленинского Комсомола, дом N 105, г. Курска.
В ходе мероприятий по государственному контролю сотрудником Инспекции было установлено, что температура горячего водоснабжения, подаваемой к водоразборным точкам в квартире N 71 дома N 105, расположенного по адресу Проспект Ленинского Комсомола составляет: Т1 (ванная) = +43,3 С, Т2 (кухня) = +39,5 С, что не соответствует требованиям п. 31 "а" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09, должна быть не менее +60 градусов.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 06.05.2015 N 2289. Также в данном документе указано на то, что замеры произведены термометром ТК 5.06, заводской номер N 1154372 (свидетельство о поверке N 11409-03, действительно до 22.10.2015).
Ведущим консультантом отдела инспекторских проверок Государственной жилищной инспекции Курской области 15.05.2015 был составлен протокол об административном правонарушении N 03-02/495, в котором отражен факт совершения ООО "Курская теплосетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Инспекции от 20.05.2015 N 05-01/146 ООО "КТК" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о доказанности вины Общества во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
На основании ч.ч. 15, 16 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно - технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения дома N 105 по Проспекту Ленинского Комсомола в городе Курске, компетентным лицом Инспекции было установлено, что температура горячего водоснабжения, подаваемого к водоразборным точкам в квартире N 71 составляет: Т1 (ванная) +43,3 градусов С, Т2 (кухня) +39,5 градусов C, что не соответствует п. 5 Приложения I к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 и быть не менее +60 градусов. Вместе с тем, температура горячей воды на вводе в дом составила 53,7 градуса, в обратном трубопроводе 41,3 градусов С.
При этом, проверка проводились в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2900-11.4.3 "Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.07.2011, в соответствии с которыми для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20-100 °C, имеющие погрешность измерения не более +/- 0,5 °C и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20-35 °C, относительной влажности воздуха 30-80% и атмосферном давлении 84-106,7 кПа.
Для отбора пробы горячей воды использовалась посуда емкостью 1 литр. Отбор проб и измерение температуры горячей воды производится в помещении с температурой воздуха +26?С. При проведении измерений емкость для отбора располагалась на подставке с поддоном, в качестве поддона использовалась раковина (ванная).
Для отбора воды были выбраны 4 точки (2 наиболее приближенные к вводу сети горячего водоснабжения на узле ввода в подвальном помещении дома и 2 наиболее отдаленные от ввода - точки водоразбора в квартире - кран в кухни, смеситель в ванной комнате). Измерение проводилось при непрерывном токе воды в емкость. Перед отбором проб горячей воды производился слив горячей воды - 4 мин, то есть до установления постоянной.
Допущенное Обществом нарушение требований норм действующего законодательства подтверждаются актом проверки от 06.05.2015 N 2289, протоколом об административном правонарушении N 03-02/495 от 15.05.2015 и иными доказательствами, представленными в материалах дела, которые соответствуют требованиями относимости, допустимости и достаточности.
Процедура привлечения к административной ответственности Инспекцией соблюдена.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления не истек.
Учитывая вышеизложенное, суд области на законных основаниях отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что отбор воды был произведен сотрудникам Инспекции с нарушением установленной процедуры, отклоняется апелляционным судом за несостоятельностью. В акте нашло отражение каким образом, в каких точках и какими приборами осуществлялся отбор проб.
Довод Общества о том, что последнее не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется апелляционным судом, поскольку из толкования во взаимосвязи норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилого дома.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные. Необходимость исполнения той или иной обязанности в сфере коммунальных услуг вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Общества, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015 по делу N А35-5137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2016 N 19АП-146/2016 ПО ДЕЛУ N А35-5137/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу N А35-5137/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015 по делу N А35-5137/2015 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756) к Государственной жилищной инспекции Курской области об отмене постановления N 05-01/146 от 20.05.2015 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей по административному делу,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", ООО "КТК" Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене постановления от 20.05.2015 N 05-01/146 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, вынесенного заместителем начальника Государственной жилищной инспекции (далее - административный орган, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что вина Общества во вменяемом административном правонарушении Государственной жилищной инспекции Курской области не доказана. ООО "КТК" не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Указывает, что отбор воды произведен сотрудниками административного органа с нарушением установленной процедуры.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Государственная жилищная инспекция Курской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы жалобы не оспорила.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
На основании договора управления многоквартирного дома ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" с 2014 года является управляющей организацией дома N 105, по проспекту Ленинского Комсомола в городе Курске.
В соответствии с договором на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 2310719 от 01.10.2013 между ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" и ООО "Курская КТК", последнее является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 105 по Проспекту Ленинского Комсомола в г. Курске коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде.
На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области N 2289 от 27.04.2015 с целью проверки обращения ООО "Управляющая компания "Жилищное хозяйство" по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению компетентным лицом Инспекции была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Курская ТСК" по адресу: Проспект Ленинского Комсомола, дом N 105, г. Курска.
В ходе мероприятий по государственному контролю сотрудником Инспекции было установлено, что температура горячего водоснабжения, подаваемой к водоразборным точкам в квартире N 71 дома N 105, расположенного по адресу Проспект Ленинского Комсомола составляет: Т1 (ванная) = +43,3 С, Т2 (кухня) = +39,5 С, что не соответствует требованиям п. 31 "а" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09, должна быть не менее +60 градусов.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 06.05.2015 N 2289. Также в данном документе указано на то, что замеры произведены термометром ТК 5.06, заводской номер N 1154372 (свидетельство о поверке N 11409-03, действительно до 22.10.2015).
Ведущим консультантом отдела инспекторских проверок Государственной жилищной инспекции Курской области 15.05.2015 был составлен протокол об административном правонарушении N 03-02/495, в котором отражен факт совершения ООО "Курская теплосетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Инспекции от 20.05.2015 N 05-01/146 ООО "КТК" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о доказанности вины Общества во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его правомерным и обоснованным и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
На основании ч.ч. 15, 16 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно - технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что при проведении проверки качества предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения дома N 105 по Проспекту Ленинского Комсомола в городе Курске, компетентным лицом Инспекции было установлено, что температура горячего водоснабжения, подаваемого к водоразборным точкам в квартире N 71 составляет: Т1 (ванная) +43,3 градусов С, Т2 (кухня) +39,5 градусов C, что не соответствует п. 5 Приложения I к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 и быть не менее +60 градусов. Вместе с тем, температура горячей воды на вводе в дом составила 53,7 градуса, в обратном трубопроводе 41,3 градусов С.
При этом, проверка проводились в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2900-11.4.3 "Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения", утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.07.2011, в соответствии с которыми для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20-100 °C, имеющие погрешность измерения не более +/- 0,5 °C и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20-35 °C, относительной влажности воздуха 30-80% и атмосферном давлении 84-106,7 кПа.
Для отбора пробы горячей воды использовалась посуда емкостью 1 литр. Отбор проб и измерение температуры горячей воды производится в помещении с температурой воздуха +26?С. При проведении измерений емкость для отбора располагалась на подставке с поддоном, в качестве поддона использовалась раковина (ванная).
Для отбора воды были выбраны 4 точки (2 наиболее приближенные к вводу сети горячего водоснабжения на узле ввода в подвальном помещении дома и 2 наиболее отдаленные от ввода - точки водоразбора в квартире - кран в кухни, смеситель в ванной комнате). Измерение проводилось при непрерывном токе воды в емкость. Перед отбором проб горячей воды производился слив горячей воды - 4 мин, то есть до установления постоянной.
Допущенное Обществом нарушение требований норм действующего законодательства подтверждаются актом проверки от 06.05.2015 N 2289, протоколом об административном правонарушении N 03-02/495 от 15.05.2015 и иными доказательствами, представленными в материалах дела, которые соответствуют требованиями относимости, допустимости и достаточности.
Процедура привлечения к административной ответственности Инспекцией соблюдена.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления не истек.
Учитывая вышеизложенное, суд области на законных основаниях отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что отбор воды был произведен сотрудникам Инспекции с нарушением установленной процедуры, отклоняется апелляционным судом за несостоятельностью. В акте нашло отражение каким образом, в каких точках и какими приборами осуществлялся отбор проб.
Довод Общества о том, что последнее не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется апелляционным судом, поскольку из толкования во взаимосвязи норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилого дома.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные. Необходимость исполнения той или иной обязанности в сфере коммунальных услуг вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Общества, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.12.2015 по делу N А35-5137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)