Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Старовойтовой по доверенности от 28.04.2016 N 28/04/2016;
- от заинтересованных лиц: не явились - извещены (уведомление N 14933,14934);
- от третьего лица: не явились - извещены (уведомление N 14935);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6481/2016) Товарищества собственников жилья "Уют-1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 по делу А26-10660/2015 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Уют-1"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
и Администрации Петрозаводского городского округа
третьи лица: Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным решения
Товарищество собственников жилья "Уют-1" (185031, г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 32, кв. 22, ОГРН 1021000523884, далее - ТСЖ "Уют-1", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее - ГЖИ, инспекция), изложенного в письме N 5319/14-03/ГЖИи от 06.07.2015.
Решением суда товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Уют-1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на нарушение норм материального права и необоснованный отказ в восстановлении срока на обжалование оспариваемого решения.
ГЖИ Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя товарищества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Уют-1" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 32.
21.04.2015 собственники помещений в указанном многоквартирном доме на общем собрании определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 32 по ул. Мелентьевой на специальном счете товарищества.
ТСЖ "Уют-1" направило 08.05.2015 в ГЖИ справку Северо-Западного Банка ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта N 40705810525000000171 (письмо и справка поступили в жилищную инспекцию 12.05.2015).
16.06.2015 товарищество информировало ГЖИ о решении сформировать фонд капитального ремонта на специальном счете.
06.07.2015 жилищная инспекция в письме N 5319/14-03/ГЖИи указала на пропуск товариществом срока представления в жилищную инспекцию справки банка об открытии специального счета, поскольку последней датой открытия специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта является 05.05.2015.
Согласно справке банка об открытии специального счета, датой открытия счета является 08.05.2015. Кроме того, инспекция в названном письме пояснила, что согласно ст. 173 ЖК РФ указанные обстоятельства не являются препятствием для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Ссылаясь на незаконность указанного решения, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая, в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, предметом спора является решение ГЖИ Республики Карелия от 06.07.2015 N 5319/14-03/ГЖИи об отказе товариществу сформировать фонд капитального ремонта многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске на специальном счете ТСЖ, открытом в Северо-Западном Банке ОАО "Сбербанк России" в связи с нарушением срока представления справки банка об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта, то есть несоблюдение требований части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальных услуг входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 158 Жилищного кодекса РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (пункт 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Порядок (процедура) принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о формировании фондов капитального ремонта урегулирован Жилищным кодексом РФ и Законом Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК).
Частью 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия N 1871-ЗРК) "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015 - 2044 годы" (официально опубликована 01.12.2014). Следовательно, последним сроком для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации его, является 05.05.2015 (с учетом переноса праздничных дней).
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, товарищество должно было представить в жилищную инспекцию документы о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, включая уведомление банка об открытии специального счета в срок до 05.05.2015.
Как видно из материалов дела, во исполнение требований пункта 5 статьи 170 ЖК РФ, протоколом общего собрания собственников помещений в ТСЖ "Уют-1" от 21.04.2015 принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 32 по улице Мелентьевой на специальном счете товарищества.
30.04.2015 товарищество представило в жилищную инспекцию копию протокола общего собрания собственников помещений и письмо Сбербанка о принятии пакета документов для открытия специального счета, а 12.05.2015 - уведомление банка об открытии 08.05.2015 специального счета и его владельце.
Поскольку по состоянию на 05.05.2015 товариществом не представлено уведомление банка об открытии специального счета, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта.
Пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 настоящей статьи срок. Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 2 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия направляется региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях реализации Администрацией обязанности, установленной пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК жилищной инспекцией 07.05.2015 направлено письмо в адрес Администрации, содержащее информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок, в перечне домов указан многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Постановлением Администрации N 2731 от 02.06.2015 многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой в Петрозаводске включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
При таких обстоятельствах решение жилищной инспекции является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку согласно статье 173 Жилищного кодекса РФ, при наличии решения общего собрания, собственники имеют возможность изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, судом первой инстанции правильно отмечено на пропуск товариществом срока для оспаривания решения жилищной инспекции, установленного в частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и отсутствие уважительных причин для его восстановления. Уважительные причины, препятствовавшие в установленный срок обжаловать решение жилищной инспекции в апелляционный суд также не представлены.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 февраля 2016 года по делу N А21-10660/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Уют-1" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2016 N 13АП-6481/2016 ПО ДЕЛУ N А26-10660/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. N 13АП-6481/2016
Дело N А26-10660/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Старовойтовой по доверенности от 28.04.2016 N 28/04/2016;
- от заинтересованных лиц: не явились - извещены (уведомление N 14933,14934);
- от третьего лица: не явились - извещены (уведомление N 14935);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6481/2016) Товарищества собственников жилья "Уют-1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2016 по делу А26-10660/2015 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Уют-1"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
и Администрации Петрозаводского городского округа
третьи лица: Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным решения
установил:
Товарищество собственников жилья "Уют-1" (185031, г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 32, кв. 22, ОГРН 1021000523884, далее - ТСЖ "Уют-1", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее - ГЖИ, инспекция), изложенного в письме N 5319/14-03/ГЖИи от 06.07.2015.
Решением суда товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Уют-1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на нарушение норм материального права и необоснованный отказ в восстановлении срока на обжалование оспариваемого решения.
ГЖИ Республики Карелия, Администрация Петрозаводского городского округа и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя товарищества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Уют-1" осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 32.
21.04.2015 собственники помещений в указанном многоквартирном доме на общем собрании определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 32 по ул. Мелентьевой на специальном счете товарищества.
ТСЖ "Уют-1" направило 08.05.2015 в ГЖИ справку Северо-Западного Банка ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта N 40705810525000000171 (письмо и справка поступили в жилищную инспекцию 12.05.2015).
16.06.2015 товарищество информировало ГЖИ о решении сформировать фонд капитального ремонта на специальном счете.
06.07.2015 жилищная инспекция в письме N 5319/14-03/ГЖИи указала на пропуск товариществом срока представления в жилищную инспекцию справки банка об открытии специального счета, поскольку последней датой открытия специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта является 05.05.2015.
Согласно справке банка об открытии специального счета, датой открытия счета является 08.05.2015. Кроме того, инспекция в названном письме пояснила, что согласно ст. 173 ЖК РФ указанные обстоятельства не являются препятствием для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Ссылаясь на незаконность указанного решения, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая, в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, предметом спора является решение ГЖИ Республики Карелия от 06.07.2015 N 5319/14-03/ГЖИи об отказе товариществу сформировать фонд капитального ремонта многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске на специальном счете ТСЖ, открытом в Северо-Западном Банке ОАО "Сбербанк России" в связи с нарушением срока представления справки банка об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта, то есть несоблюдение требований части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальных услуг входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 158 Жилищного кодекса РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ предусматривается, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (пункт 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Порядок (процедура) принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о формировании фондов капитального ремонта урегулирован Жилищным кодексом РФ и Законом Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК).
Частью 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия N 1871-ЗРК) "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015 - 2044 годы" (официально опубликована 01.12.2014). Следовательно, последним сроком для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации его, является 05.05.2015 (с учетом переноса праздничных дней).
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, товарищество должно было представить в жилищную инспекцию документы о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, включая уведомление банка об открытии специального счета в срок до 05.05.2015.
Как видно из материалов дела, во исполнение требований пункта 5 статьи 170 ЖК РФ, протоколом общего собрания собственников помещений в ТСЖ "Уют-1" от 21.04.2015 принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 32 по улице Мелентьевой на специальном счете товарищества.
30.04.2015 товарищество представило в жилищную инспекцию копию протокола общего собрания собственников помещений и письмо Сбербанка о принятии пакета документов для открытия специального счета, а 12.05.2015 - уведомление банка об открытии 08.05.2015 специального счета и его владельце.
Поскольку по состоянию на 05.05.2015 товариществом не представлено уведомление банка об открытии специального счета, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта.
Пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 настоящей статьи срок. Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 2 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия направляется региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях реализации Администрацией обязанности, установленной пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК жилищной инспекцией 07.05.2015 направлено письмо в адрес Администрации, содержащее информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок, в перечне домов указан многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Постановлением Администрации N 2731 от 02.06.2015 многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой в Петрозаводске включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
При таких обстоятельствах решение жилищной инспекции является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку согласно статье 173 Жилищного кодекса РФ, при наличии решения общего собрания, собственники имеют возможность изменить способ формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, судом первой инстанции правильно отмечено на пропуск товариществом срока для оспаривания решения жилищной инспекции, установленного в частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и отсутствие уважительных причин для его восстановления. Уважительные причины, препятствовавшие в установленный срок обжаловать решение жилищной инспекции в апелляционный суд также не представлены.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы товарищества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11 февраля 2016 года по делу N А21-10660/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Уют-1" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)