Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2016 N 07АП-1558/2016 ПО ДЕЛУ N А67-4906/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. по делу N А67-4906/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Слободянюка А.В. по доверенности от 23.12.2015 (до 31.12.2016),
от ответчика: Кондрашовой Е.А. по доверенности от 11.01.2016 (до 31.12.2016),
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска
на решение Арбитражного суда Томской области от 15 января 2016 года по делу N А67-4906/2015 (судья М.А. Лысых)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664, 634050, г. Томск, ул. Елизаровых, д. 79/2)
к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска (ОГРН 1037000090511, ИНН 7021023925, 634050, г. Томск, ул. Гагарина 49)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная Сервис" (ОГРН 1107017015764, ИНН 7017268810, 634003, г. Томск, ул. Партизанская, д. 9/1)
о взыскании 1 367 рублей 77 копеек,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - ООО "Томскводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 1 284 рублей 77 копеек задолженности по оплате расходов, понесенных в связи с установкой общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме, 83 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 01.06.2015 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Солнечная Сервис" (далее - ООО "Компания "Солнечная Сервис", третье лицо).
Решением от 15.01.2016 Арбитражного суда Томской области с муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации Города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" взыскана задолженность в сумме 1 284 рубля 77 копеек, проценты в сумме 83 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований к надлежащему ответчику.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета лежит на ООО "Компания "Солнечная Сервис", поскольку согласно протоколу общего собрания собственников помещения по адресу: г. Томск, ул. Пушкина, 52а в качестве обслуживающей организации для выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома было выбрано ООО "Компания "Солнечная - Сервис".
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Томскводоканал" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
Представители сторон в судебном заседании поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в возражениях на нее.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Компания "Солнечная Сервис".
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, поскольку в установленные действующим законодательством сроки (до 01.07.2012) общедомовой прибор учета на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Пушкина, 52 А, не установлен, ООО "Томскводоканал" исполнил указанную обязанность, установив общедомовой прибор учета холодной воды на вышеуказанный многоквартирный дом, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета расхода воды от 07.04.2014.
В подтверждение факта несения обществом расходов на установку общедомового прибора учета, его размера, в материалы дела представлены договоры на выполнение работ и субподряда, акты, платежные поручения об оплате, счета, счета-фактуры, калькуляции стоимости работ.
Муниципальному образованию "Город Томск" в спорном многоквартирном доме на праве собственности принадлежат жилые помещения площадью 33, 6 кв. м, что подтверждается выпиской из Реестра муниципальной собственности.
Размер доли расходов ответчика по оплате установки общедомовых приборов учета рассчитан истцом пропорционально доле в праве общей собственности ответчика (собственника) на общее имущество многоквартирного жилого дома.
Муниципальному образованию "Город Томск" выставлен счет на оплату и направлен счет-фактура сопроводительным письмом от 07.08.2014 исх. N 33-2453, который им не оплачен.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта несения истцом расходов по приобретению, установке общедомового прибора учета холодной воды, и сделал вывод о наличии обязанности в силу прямого указания закона собственника помещений, находящихся в муниципальной собственности, возместить указанные расходы пропорционально занимаемой площади, отсутствия доказательств оплаты этих расходов истцу.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета электрической энергии. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Названный Закон прямо предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу положений части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ в срок до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в пункте 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований пунктов 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Поскольку собственники помещений в спорном многоквартирном жилом доме в установленный Федеральным законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанность оборудовать дом приборами учета перешла к ООО "Томскводоканал".
Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета холодной воды в спорном многоквартирном доме, апеллянтом не оспаривается.
Исходя из положений частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
В силу изложенных выше норм расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
При этом пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) дублирует диспозицию части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, также подтверждая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 01.07.2013 оснащения такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы апеллянта о том, что обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета лежит на ООО "Компания "Солнечная Сервис" отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Управляющая организация в определенных законодательством случаях может являться обязанным лицом по оплате расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета перед ресурсоснабжающей организацией. Но только в случае, если такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья, либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (пункт 38 (1) Правил N 491), а также в случае, если управляющей организацией заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета энергетических ресурсов с обязательством оплаты.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления энергетических ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. При этом коллективные (общедомовые) приборы учета относятся к общему имуществу собственников помещений, в связи с чем без соответствующего решения собственников помещений дома, принятого в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация не вправе устанавливать общедомовые приборы учета по собственной инициативе. Кроме того содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений.
Таким образом, выставление счета управляющей организации возможно лишь в двух случаях: если между ресурсоснабжающей и управляющей организациями заключен договор на установку общедомового (коллективного) прибора учета с обязательством оплаты, либо если расходы на установку такого прибора учета были учтены в составе за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирного дома, принятые на общем собрании собственников помещений.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка управления многоквартирным жилым домом находится в сфере ведения собственников жилых помещений. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно правилам статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме входит в числе прочих выбор способа управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Пушкина 52а выбран способ управления - непосредственное управление собственниками помещений.
Допустимых доказательств, опровергающих факт выбора в качестве способа управления спорным многоквартирным домом - непосредственное управление, ответчиком не представлено.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия собственниками жилых помещений в многоквартирном доме решений об управлении указанным домом управляющей организацией - ООО "Компания "Солнечная Сервис", то у последнего отсутствует обязанность по возмещению расходов истца на установку общедомового прибора учета.
Таким образом, поскольку доказательств оплаты расходов на установку общедомового прибора учета ответчик не представил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 1 284 рублей 77 копеек является обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.06.2015) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Поскольку ответчик обязательства по своевременной оплате расходов истца по установке общедомовых приборов учета не исполнил, истец на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начислил проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга за период с 19.08.2014 по 01.06.2015 исходя из ставки рефинансирования Банка России 8,25% годовых, действующий на день обращения с иском (указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У). Согласно расчету истца сумма процентов составила 83 рубля.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен, признан верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Ссылка подателя жалобы на позицию Верховного суда Российской Федерации по делу N А14-13747/2013 не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судом по конкретному делу, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 15.01.2016 года по делу N А67-4906/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)