Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-9140/2015 (судья Рощина С.Е.),
общество с ограниченной ответственностью "Западное" (место нахождения: 172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Телешева, д. 16; ОГРН 1146914001717, ИНН 6914017872; далее - общество, ООО "Западное") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева (место нахождения: 172386, Тверская обл., г. Ржев, ул. Партизанская, д. 33; далее - комиссия) с требованием о признании недействительным решения, изложенного в протоколе от 16 июня 2015 года N 10, принятого по пункту 3 повестки дня, следующего содержания: "Возложить на муниципальное унитарное предприятие г. Ржева "Содействие" (место нахождения: 172381, Тверская обл., г. Ржев, ул. Большая Спасская, д. 27/51; ОГРН 1106914001039, ИНН 6914015466; далее - МУП "Содействие"; лицензия от 06.05.2015 N 000069) управление многоквартирными жилыми домами согласно Перечню (приложение) с 01.07.2017 при условии соблюдения требований статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до возникновения обязательств у управляющей компании, определенной в установленном законом порядке, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Ржева (место нахождения: 172386, г. Ржев, ул. Партизанская, д. 33; ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555; далее - администрация), Главного управления "Государственная жилищная инспекция" по Тверской области (место нахождения: 170026, Тверская обл., г. Тверь, Комсомольский проспект, д. 4/4; ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; далее - инспекция), МУП "Содействие", Прокуратуры Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность довести до собственников многоквартирных домов информацию об управляющей компании, уполномоченной на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в "переходный период", подготовить конкурсную документацию и опубликовать извещение о проведении конкурса в срок до 01.07.2015. На МУП "Содействие" возложена обязанность при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами начислять и получать плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с тарифами, действовавшими у управляющих организаций до "переходного периода", согласно приложению. В целях недопущения накопления задолженности граждан и пропорционального распределения финансовой нагрузки на жителей города МУП "Содействие" производить начисление оплаты за потребление коммунальных услуг, для чего МУП "Содействие" и ресурсоснабжающим организациям города, - заключить договоры на предоставление коммунальных услуг в срок до 25.06.2015. Управляющим компаниям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами до переходного периода передать в МУП "Содействие" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами в сроки до 25.06.2015.
Администрации поручено передать в МУП "Содействие" сведения о технических характеристиках многоквартирных домов согласно Перечню, а также сведения о потребителях коммунальных услуг, необходимые для начисления платежей, в сроки до 19.06.2015. Заключение договора на управление многоквартирными домами с собственниками жилых помещений осуществить посредством размещения его на сайте администрации. При этом установить, что договор считается заключенным по истечении 3 дней после опубликования его текста на сайте, при условии, если в этот период не поступят документы о выборе собственниками способа управления в установленном законом порядке", в части многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Западное", расположенных в г. Ржеве по адресу: ул. Лесозаводская, д. 8, ул. Профсоюзная, д. 3а, ул. Профсоюзная, д. 5, ул. Центральная, д. 12, ул. Центральная, д. 13, ул. Центральная, д. 14, ул. Центральная, д. 15, ул. Центральная, д. 16. Кроме того, с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Комиссия с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность того, чем именно нарушены права и законные интересы общества в связи с принятием оспариваемого решения. Считает, что судом не выяснено, являлся ли заявитель на момент рассмотрения дела управляющей организацией. Отмечает, что возможность продолжения осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без проведения общего собрания или конкурса в случае получения лицензии после 01.05.2015 не допускается.
Администрация в отзыве поддержала доводы жалобы, просит решение отменить, жалобу - удовлетворить. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как получение лицензии после 01.05.2015, в соответствии с новой редакцией закона, не влечет за собой прекращение договора управления жилыми домами, передача жилых домов иной организации со стороны комиссии не законно, чрезвычайная ситуация отсутствовала. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
От МУП "Содействие", инспекции и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 31.03.2015 года обратилось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Однако в результате проведения проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным статьей 193 ЖК РФ установлено, что общество не соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, в связи с чем в предоставлении лицензии обществу было отказано решением от 14.04.2015.
Письмо от 20.04.2015 N 2183-06 об отказе в выдаче лицензии было направлено Главе администрации г. Ржева Тверской области.
Далее, общество повторно 28.04.2015 обратилось с заявлением о предоставлении лицензии и 07.05.2015 принято решение о предоставлении лицензии, а 19.05.2015 выдана лицензия.
В то же время комиссией проведено заседание, в результате которого принято решение о возложении на МУП г. Ржева "Содействие" управление многоквартирными домами согласно Перечню к протоколу от 16.06.2015 N 10 с 01.07.2015 при условии соблюдения требований статьи 198 ЖК РФ до возникновения обязательств у новой управляющей компании, определенной в установленном порядке.
Не согласившись с названным решением ответчика, общество, как управляющая компания в чьем управлении находились жилые дома, указанные в Перечне, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
С момента создания и по настоящее время общество в соответствии со статьей 162 ЖК РФ осуществляет управление многоквартирными домами в городе Ржеве.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В предыдущей редакции закона был установлен срок до 1 апреля 2015 года.
В случае если в срок до 1 апреля 2015 года (01.05.2015) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, законодателем установлен алгоритм действий органа местного самоуправления в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года (01.05.2015) управляющая компания не обратилась с заявлением в уполномоченный орган о выдаче лицензии, либо в выдаче лицензии было отказано, и этот порядок не предполагает расторжение договора с такой управляющей компанией и заключение договора с другой до созыва органом местного самоуправления собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо принятия решения о проведении конкурса по отбору управляющей организации, и тем более вышеприведенными нормами не предусмотрено заключение договора с другой управляющей компанией вне конкурсных процедур.
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
По сути, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Закон N 255-ФЗ, в том числе в часть 4 статьи 7 названного Федерального закона не установили новые правила для органов местного самоуправления, а всего лишь императивно закрепили обязанность управляющей компании, не обратившейся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получившие отказ в ее выдаче, надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что ответчиком были нарушены императивные требования статьи 7 Закона N 255-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, как не соответствующий закону и нарушающим права и законные интересы общества.
Согласно Положению от 09.02.2012 N 179 комиссия рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, организует прогнозирование и оценку возможных чрезвычайных ситуаций на территории города Ржева Тверской области, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности, разрабатывает предложения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Ржева Тверской области.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Однако доказательств того, что на момент принятия оспариваемого решения в муниципальном образовании был введен режим чрезвычайной ситуации, ответчиком не представлено.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы комиссии отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-9140/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 ПО ДЕЛУ N А66-9140/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А66-9140/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-9140/2015 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Западное" (место нахождения: 172390, Тверская обл., г. Ржев, ул. Телешева, д. 16; ОГРН 1146914001717, ИНН 6914017872; далее - общество, ООО "Западное") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева (место нахождения: 172386, Тверская обл., г. Ржев, ул. Партизанская, д. 33; далее - комиссия) с требованием о признании недействительным решения, изложенного в протоколе от 16 июня 2015 года N 10, принятого по пункту 3 повестки дня, следующего содержания: "Возложить на муниципальное унитарное предприятие г. Ржева "Содействие" (место нахождения: 172381, Тверская обл., г. Ржев, ул. Большая Спасская, д. 27/51; ОГРН 1106914001039, ИНН 6914015466; далее - МУП "Содействие"; лицензия от 06.05.2015 N 000069) управление многоквартирными жилыми домами согласно Перечню (приложение) с 01.07.2017 при условии соблюдения требований статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до возникновения обязательств у управляющей компании, определенной в установленном законом порядке, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Ржева (место нахождения: 172386, г. Ржев, ул. Партизанская, д. 33; ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555; далее - администрация), Главного управления "Государственная жилищная инспекция" по Тверской области (место нахождения: 170026, Тверская обл., г. Тверь, Комсомольский проспект, д. 4/4; ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; далее - инспекция), МУП "Содействие", Прокуратуры Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27; далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены. На администрацию возложена обязанность довести до собственников многоквартирных домов информацию об управляющей компании, уполномоченной на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в "переходный период", подготовить конкурсную документацию и опубликовать извещение о проведении конкурса в срок до 01.07.2015. На МУП "Содействие" возложена обязанность при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами начислять и получать плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с тарифами, действовавшими у управляющих организаций до "переходного периода", согласно приложению. В целях недопущения накопления задолженности граждан и пропорционального распределения финансовой нагрузки на жителей города МУП "Содействие" производить начисление оплаты за потребление коммунальных услуг, для чего МУП "Содействие" и ресурсоснабжающим организациям города, - заключить договоры на предоставление коммунальных услуг в срок до 25.06.2015. Управляющим компаниям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами до переходного периода передать в МУП "Содействие" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами в сроки до 25.06.2015.
Администрации поручено передать в МУП "Содействие" сведения о технических характеристиках многоквартирных домов согласно Перечню, а также сведения о потребителях коммунальных услуг, необходимые для начисления платежей, в сроки до 19.06.2015. Заключение договора на управление многоквартирными домами с собственниками жилых помещений осуществить посредством размещения его на сайте администрации. При этом установить, что договор считается заключенным по истечении 3 дней после опубликования его текста на сайте, при условии, если в этот период не поступят документы о выборе собственниками способа управления в установленном законом порядке", в части многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Западное", расположенных в г. Ржеве по адресу: ул. Лесозаводская, д. 8, ул. Профсоюзная, д. 3а, ул. Профсоюзная, д. 5, ул. Центральная, д. 12, ул. Центральная, д. 13, ул. Центральная, д. 14, ул. Центральная, д. 15, ул. Центральная, д. 16. Кроме того, с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Комиссия с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность того, чем именно нарушены права и законные интересы общества в связи с принятием оспариваемого решения. Считает, что судом не выяснено, являлся ли заявитель на момент рассмотрения дела управляющей организацией. Отмечает, что возможность продолжения осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без проведения общего собрания или конкурса в случае получения лицензии после 01.05.2015 не допускается.
Администрация в отзыве поддержала доводы жалобы, просит решение отменить, жалобу - удовлетворить. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как получение лицензии после 01.05.2015, в соответствии с новой редакцией закона, не влечет за собой прекращение договора управления жилыми домами, передача жилых домов иной организации со стороны комиссии не законно, чрезвычайная ситуация отсутствовала. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
От МУП "Содействие", инспекции и прокуратуры отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 31.03.2015 года обратилось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Однако в результате проведения проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным статьей 193 ЖК РФ установлено, что общество не соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, в связи с чем в предоставлении лицензии обществу было отказано решением от 14.04.2015.
Письмо от 20.04.2015 N 2183-06 об отказе в выдаче лицензии было направлено Главе администрации г. Ржева Тверской области.
Далее, общество повторно 28.04.2015 обратилось с заявлением о предоставлении лицензии и 07.05.2015 принято решение о предоставлении лицензии, а 19.05.2015 выдана лицензия.
В то же время комиссией проведено заседание, в результате которого принято решение о возложении на МУП г. Ржева "Содействие" управление многоквартирными домами согласно Перечню к протоколу от 16.06.2015 N 10 с 01.07.2015 при условии соблюдения требований статьи 198 ЖК РФ до возникновения обязательств у новой управляющей компании, определенной в установленном порядке.
Не согласившись с названным решением ответчика, общество, как управляющая компания в чьем управлении находились жилые дома, указанные в Перечне, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
С момента создания и по настоящее время общество в соответствии со статьей 162 ЖК РФ осуществляет управление многоквартирными домами в городе Ржеве.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В предыдущей редакции закона был установлен срок до 1 апреля 2015 года.
В случае если в срок до 1 апреля 2015 года (01.05.2015) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, законодателем установлен алгоритм действий органа местного самоуправления в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года (01.05.2015) управляющая компания не обратилась с заявлением в уполномоченный орган о выдаче лицензии, либо в выдаче лицензии было отказано, и этот порядок не предполагает расторжение договора с такой управляющей компанией и заключение договора с другой до созыва органом местного самоуправления собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо принятия решения о проведении конкурса по отбору управляющей организации, и тем более вышеприведенными нормами не предусмотрено заключение договора с другой управляющей компанией вне конкурсных процедур.
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
По сути, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Закон N 255-ФЗ, в том числе в часть 4 статьи 7 названного Федерального закона не установили новые правила для органов местного самоуправления, а всего лишь императивно закрепили обязанность управляющей компании, не обратившейся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получившие отказ в ее выдаче, надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что ответчиком были нарушены императивные требования статьи 7 Закона N 255-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, как не соответствующий закону и нарушающим права и законные интересы общества.
Согласно Положению от 09.02.2012 N 179 комиссия рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, организует прогнозирование и оценку возможных чрезвычайных ситуаций на территории города Ржева Тверской области, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности, разрабатывает предложения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Ржева Тверской области.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Однако доказательств того, что на момент принятия оспариваемого решения в муниципальном образовании был введен режим чрезвычайной ситуации, ответчиком не представлено.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы комиссии отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2015 года по делу N А66-9140/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)