Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая домом организация указала, что для обеспечения жильцов горячей водой надлежащего качества необходимо восстановить трубопровод.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 по делу N А60-45554/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Администрации - Шишова С.В. (доверенность от 12.01.2017);
- общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - общество "СТК") - Михина Ж.А. (доверенность от 12.09.2017).
Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - общество "Даниловское") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "СТК", муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральск.
До принятия судом решения истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований к обществу "СТК", которое судом первой инстанции удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 (судья Зорина Н.Л.) исковые требования удовлетворены. На муниципальное образование "городской округ Первоуральск" в лице Администрации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральск. С ответчика в пользу истца в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 6000 руб. В отношении общества "СТК" производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Масальская Н.Г., Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие оснований полагать, что температура горячего водоснабжения, поступающая в жилые помещения (то есть точки водозабора горячей воды) многоквартирных домов, подается ненадлежащего температурного режима из-за отсутствия циркуляционного трубопровода. В свою очередь, непосредственное восстановление циркуляционного трубопровода не приведет к наличию температуры горячего водоснабжения на границе балансовой принадлежности и в точках водоразбора 60 - 75 градусов, как это следует из заключения общества с ограниченной ответственностью "Проект-12", по той причине, что со стороны РСО горячая вода, подаваемая в многоквартирные дома (через общедомовой прибор учета) ниже нормативной температуры. По мнению Администрации, принимая во внимание, что в ходе судебных заседаний судами установлено, что спорный циркуляционный трубопровод отсутствует, не подлежит восстановлению, а комплекс мероприятий по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры) предполагает строительство нового объекта, ходатайство об изменении предмета исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не заявлялось, исковые требования о восстановлении наружного циркуляционного трубопровода удовлетворению не подлежат. Как указывает заявитель кассационной жалобы, строительство такого нового линейного объекта как наружный циркуляционный трубопровод возможно только путем разработки инвестиционной программы, включения стоимости необходимых работ в тарифную составляющую поданному виду коммунальной услуги. В ином случае затраты бюджетных средств городского округа Первоуральск на приведение в технически исправное состояние наружных циркуляционных трубопроводов будут являться не обоснованными и нецелевым расходованием денежных средств бюджета, и приведет к превышению органом местного самоуправления своих полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СТК" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, на основании договоров аренды от 22.09.2009 N 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду обществу "СТК".
Дом N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральске находится в управлении истца (протокол общего собрания собственников).
Общество "СТК" ненадлежащим образом исполняет обязанность по поставке горячей воды температурой +60 °C до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Как указал истец, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до ввода в указанный многоквартирный дом.
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику об обязании восстановить наружный циркулярный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральск.
Суды пришли к выводу о законности требований истца, обоснованно исходя из следующего.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В качестве способа защиты гражданских прав в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указано присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно п. 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
В пункте 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как установлено судами, горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя общества УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации общества с ограниченной ответственностью "Проект-12", по результатам которого составлен акт от 04.05.2016 N 29.
Также в материалы дела представлено техническое заключение специализированной проектной организации общества с ограниченной ответственностью "Проект-12" "Обследование и оценка технического состояния циркуляционных трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, пород Первоуральск, улица Вайнера, дом 21", согласно которому по результатам обследования циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения указанного многоквартирного дома, рассмотрения типового проекта 1-467, предусматривающего централизованную подачу горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее, с учетом того, что жилой дом не оборудован локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды, установлена прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и ненадлежащей температурой горячей воды в точках водоразбора (менее +60 градусов). Причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора горячей воды, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время - практически прекращается.
Как верно сочли суды, из акта и технического заключения однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до ввода в указанные многоквартирный дом.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
Приняв во внимание, что акт составлен с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавшего акт без замечаний, техническое заключение ответчиком не оспорено, ходатайство о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, суды правильно указали, что оснований не доверять представленным истцом актам и техническим заключениям не имеется.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, согласно представленным документам спорный дом должен быть оборудованы циркуляционным трубопроводом, который по неустановленным причинам на сегодняшний день отсутствует.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта N 23 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанный многоквартирный дом.
Суды обоснованно признали противоречащими материалам дела доводы ответчика о невозможности восстановить наружный циркуляционный водопровод к спорному многоквартирному дому, поскольку восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
Согласно пунктам 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (п. 4 ст. 24 указанного Закона).
В части 1 ст. 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ определен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Согласно п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 35 п. 1 *** Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94, к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Устава управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно Администрация как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования "городской округ Первоуральск" и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.
Поскольку на момент передачи сетей в аренду, наружная циркуляционная линия в натуре отсутствовала, то решение о ее восстановлении подлежало принятию именно ответчиком. Передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
Кроме того, как правильно отметили суды, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Первоуральск обращались к обществу с ограниченной ответственностью "СТК" с предложением восстановить спорные циркуляционные трубопроводы в рамках договора аренды от 22.09.2009 N 1.
На основании изложенного, суды сделали правомерный вывод о том, что муниципальное образование "городской округ Первоуральск" является лицом, ответственным за восстановление наружного циркуляционного водопровода до многоквартирного дома.
Из материалов дела видно, что ответчик был информирован о сложившейся в городе ситуации относительно ненадлежащего качества горячей воды и о ее причинах, однако не принял каких-либо мер по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода.
Муниципальное образование "городской округ Первоуральск" не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирного жилого дома, отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования общества УК "Даниловское", возложив на муниципальное образование "городской округ Первоуральск" обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить наружные циркуляционные водопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом 21 по ул. Вайнера.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 по делу N А60-45554/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2017 N Ф09-5880/17 ПО ДЕЛУ N А60-45554/2016
Требование: О понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от теплового пункта до ввода в многоквартирный дом.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая домом организация указала, что для обеспечения жильцов горячей водой надлежащего качества необходимо восстановить трубопровод.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. N Ф09-5880/17
Дело N А60-45554/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 по делу N А60-45554/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Администрации - Шишова С.В. (доверенность от 12.01.2017);
- общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - общество "СТК") - Михина Ж.А. (доверенность от 12.09.2017).
Общество с ограниченной ответственностью УК "Даниловское" (далее - общество "Даниловское") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "СТК", муниципальному образованию городской округ Первоуральск в лице Администрации о понуждении восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральск.
До принятия судом решения истец заявил ходатайство об отказе от исковых требований к обществу "СТК", которое судом первой инстанции удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 (судья Зорина Н.Л.) исковые требования удовлетворены. На муниципальное образование "городской округ Первоуральск" в лице Администрации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральск до ввода в многоквартирный дом N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральск. С ответчика в пользу истца в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 6000 руб. В отношении общества "СТК" производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Масальская Н.Г., Гладких Д.Ю., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие оснований полагать, что температура горячего водоснабжения, поступающая в жилые помещения (то есть точки водозабора горячей воды) многоквартирных домов, подается ненадлежащего температурного режима из-за отсутствия циркуляционного трубопровода. В свою очередь, непосредственное восстановление циркуляционного трубопровода не приведет к наличию температуры горячего водоснабжения на границе балансовой принадлежности и в точках водоразбора 60 - 75 градусов, как это следует из заключения общества с ограниченной ответственностью "Проект-12", по той причине, что со стороны РСО горячая вода, подаваемая в многоквартирные дома (через общедомовой прибор учета) ниже нормативной температуры. По мнению Администрации, принимая во внимание, что в ходе судебных заседаний судами установлено, что спорный циркуляционный трубопровод отсутствует, не подлежит восстановлению, а комплекс мероприятий по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры) предполагает строительство нового объекта, ходатайство об изменении предмета исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не заявлялось, исковые требования о восстановлении наружного циркуляционного трубопровода удовлетворению не подлежат. Как указывает заявитель кассационной жалобы, строительство такого нового линейного объекта как наружный циркуляционный трубопровод возможно только путем разработки инвестиционной программы, включения стоимости необходимых работ в тарифную составляющую поданному виду коммунальной услуги. В ином случае затраты бюджетных средств городского округа Первоуральск на приведение в технически исправное состояние наружных циркуляционных трубопроводов будут являться не обоснованными и нецелевым расходованием денежных средств бюджета, и приведет к превышению органом местного самоуправления своих полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СТК" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, на основании договоров аренды от 22.09.2009 N 1, 2 находящийся в собственности городского округа Первоуральск комплекс магистральных и внутриквартальных тепловых сетей с расположенным на них оборудованием, в том числе центральные тепловые пункты и наружные циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения, переданы в аренду обществу "СТК".
Дом N 21 по ул. Вайнера в г. Первоуральске находится в управлении истца (протокол общего собрания собственников).
Общество "СТК" ненадлежащим образом исполняет обязанность по поставке горячей воды температурой +60 °C до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Как указал истец, для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до ввода в указанный многоквартирный дом.
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику об обязании восстановить наружный циркулярный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера г. Первоуральск.
Суды пришли к выводу о законности требований истца, обоснованно исходя из следующего.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В качестве способа защиты гражданских прав в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указано присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, при этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно п. 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 °C - для обеих систем.
В пункте 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как установлено судами, горячая вода, подаваемая от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Вайнера на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не соответствует перечисленным выше требованиям к качеству коммунальной услуги по показателю "температура", что подтверждается сведениями о температуре горячей воды, зафиксированной коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды.
Причина подачи потребителям горячей воды ненадлежащей температуры установлена в ходе обследования, проведенного комиссией в составе представителя общества УК "Даниловское", представителя Управления ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, представителя специализированной проектной организации общества с ограниченной ответственностью "Проект-12", по результатам которого составлен акт от 04.05.2016 N 29.
Также в материалы дела представлено техническое заключение специализированной проектной организации общества с ограниченной ответственностью "Проект-12" "Обследование и оценка технического состояния циркуляционных трубопроводов системы горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, пород Первоуральск, улица Вайнера, дом 21", согласно которому по результатам обследования циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения указанного многоквартирного дома, рассмотрения типового проекта 1-467, предусматривающего централизованную подачу горячей воды и наличие циркуляционного трубопровода для нее, с учетом того, что жилой дом не оборудован локальными бойлерами, иным теплообменным оборудованием для приготовления горячей воды, установлена прямая причинно-следственная связь между неисправностью наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения и ненадлежащей температурой горячей воды в точках водоразбора (менее +60 градусов). Причинно-следственная связь обусловлена характером водоразбора горячей воды, который в дневное время является непостоянным, а в ночное время - практически прекращается.
Как верно сочли суды, из акта и технического заключения однозначно следует, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 до ввода в указанные многоквартирный дом.
Восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
Приняв во внимание, что акт составлен с участием лиц, обладающих специальными познаниями и в присутствии представителя муниципального образования, подписавшего акт без замечаний, техническое заключение ответчиком не оспорено, ходатайство о проведении экспертизы ответчиком не заявлялось, суды правильно указали, что оснований не доверять представленным истцом актам и техническим заключениям не имеется.
Кроме того, как верно отметил апелляционный суд, согласно представленным документам спорный дом должен быть оборудованы циркуляционным трубопроводом, который по неустановленным причинам на сегодняшний день отсутствует.
Наружный циркуляционный трубопровод в силу конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности является неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта N 23 до конечных потребителей и не имеет самостоятельного значения. Только при наличии системы циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора теплоснабжающей организацией может быть выполнена единая функция по поставке тепловой энергии надлежащего качества (температуры).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для обеспечения собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества необходимо восстановить наружный циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до ввода в указанный многоквартирный дом.
Суды обоснованно признали противоречащими материалам дела доводы ответчика о невозможности восстановить наружный циркуляционный водопровод к спорному многоквартирному дому, поскольку восстановление работы наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит увеличить скорость движения воды по разводящим внутридомовым трубопроводам и тем самым исключить потери температуры горячей воды от ввода в жилой дом до потребителей, удаленных от данного ввода.
Согласно пунктам 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (п. 4 ст. 24 указанного Закона).
В части 1 ст. 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ определен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Согласно п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 35 п. 1 *** Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94, к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Устава управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется Администрацией в порядке, установленном Думой. Имущество, отнесенное к муниципальной казне городского округа в порядке, установленном Думой, содержится Администрацией.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно Администрация как орган местного самоуправления представляет интересы муниципального образования "городской округ Первоуральск" и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной инфраструктуры.
Поскольку на момент передачи сетей в аренду, наружная циркуляционная линия в натуре отсутствовала, то решение о ее восстановлении подлежало принятию именно ответчиком. Передача тепловых сетей в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает исключение обязанности муниципального образования по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
Кроме того, как правильно отметили суды, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Первоуральск обращались к обществу с ограниченной ответственностью "СТК" с предложением восстановить спорные циркуляционные трубопроводы в рамках договора аренды от 22.09.2009 N 1.
На основании изложенного, суды сделали правомерный вывод о том, что муниципальное образование "городской округ Первоуральск" является лицом, ответственным за восстановление наружного циркуляционного водопровода до многоквартирного дома.
Из материалов дела видно, что ответчик был информирован о сложившейся в городе ситуации относительно ненадлежащего качества горячей воды и о ее причинах, однако не принял каких-либо мер по восстановлению наружного циркуляционного трубопровода.
Муниципальное образование "городской округ Первоуральск" не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей многоквартирного жилого дома, отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования общества УК "Даниловское", возложив на муниципальное образование "городской округ Первоуральск" обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить наружные циркуляционные водопроводы горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 23 в г. Первоуральске до ввода в многоквартирный жилой дом 21 по ул. Вайнера.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.03.2017 по делу N А60-45554/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.АБОЗНОВА
Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
И.В.ЛИМОНОВ
О.В.АБОЗНОВА
Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)