Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Иноземцева И.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жук Д.А.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Карла Маркса 8"
на решение от 27.10.2015
по делу N А04-6885/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Косаревой О.П.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть"
к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8"
о понуждении заключить договор
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (ИНН 2807034001 ОГРН 1112807000492, далее - ООО "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8" (ИНН 2807004494 ОГРН 1152807000202, далее - ТСЖ "Карла Маркса 8") о понуждении заключить договор.
Требования обоснованы тем, что в связи со сменой управления многоквартирным домом (далее - МКД) ООО "Теплосеть" направило в адрес ТСЖ "Карла Маркса 8" проект договора энергоснабжения тепловой энергии от 01.06.2015 N 497, от заключения которого последнее отказалось.
Решением суда от 27.10.2015 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Карла Маркса 8" просит отменить решение суда от 27.10.2015 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное их исследование. По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание наличие решения собрания собственников МКД от 09.09.2015, в соответствии с которым принято решение о сохранении порядка и способа предоставления коммунальных услуг и расчетов за них, действовавших до принятия решения об изменении способа управления МКД. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, а именно неприменение закона, подлежащего применению: статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Теплосеть" выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили. От ТСЖ "Карла Марка 8" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что общим собранием собственников жилых помещений МКД от 09.03.2015, расположенного по адресу: ул. Карла Маркса, 8, принято решение о создании товарищества собственников жилья.
ТСЖ является правопреемником ДНФУ (непосредственной формы управления) "Карла Маркса 8" (пункт 7.1 Устава).
В соответствии с разделом 14 Устава ТСЖ в обязанности правления товарищества входят: управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; заключение договоров на поставку коммунальных услуг, а также передача права на заключение этих договоров ассоциации ТСЖ (на основании решения общего собрания собственников жилья) или любому другому юридическому лицу, имеющему право на ведение такого рода деятельности.
Письмом от 06.04.2015 председатель ТСЖ Седов В.И. уведомил ООО "Теплосеть" о том, что собственниками МКД принято решение о смене формы правления МКД: о создании ТСЖ.
ООО "Теплосеть" в связи со сменой управления МКД направило в адрес ТСЖ "Карла Маркса 8" проект договора энергоснабжения тепловой энергией от 01.06.2015 N 497.
Письмом от 29.06.2015 ТСЖ "Карла Маркса 8" уведомило истца об отказе от подписания предложенного проекта договора энергоснабжения, настаивая на подписании агентского договора между сторонами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Теплосеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
До рассмотрения дела по существу, ООО "Теплосеть" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило пункт 5.3 проекта договора в части определения окончательного расчета за поставленную тепловую энергию читать следующим образом: "Окончательный расчет за потребленную тепловую энергию абонент производит до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата".
В статье 421 ГК РФ сформулирован принцип свободы договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил N 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
На приведенные в указанном пункте основания отказа от заключения договора ТСЖ "Карла Маркса 8" не ссылалось.
Ссылка ответчика на положения пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, правомерно не принята судом первой инстанции в качестве основания для отказа в заключении договора.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 указанного закона договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В данном случае ООО "Теплосеть", направив проект договора энергоснабжения ТСЖ для его подписания, фактически отказалось от исполнения договоров энергоснабжения с собственниками жилого помещения МКД по ул. Карла Маркса, 8.
Согласно пункту 1.1 Устава товарищество собственников жилья "Карла Маркса 8", образованное на базе дома N 8 по улице Карла Маркса является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения, в этой связи, направление уведомления о расторжении договора каждому из собственников помещений в МКД не требуется.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что договоры энергоснабжения в письменном виде заключались между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений.
Согласно пункту 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников жилья от 09.09.2015 принято решение сохранить порядок расчетов за коммунальные услуги (протокол N 11 от 09.09.2015), что соответствует положениям пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пункт 5.3 проекта договора энергоснабжения тепловой энергией от 01.06.2015 N 497 также предусматривает права членов ТСЖ вносить плату за потребленную тепловую энергию непосредственно в энергоснабжающую организацию на основании решения общего собрания членов ТСЖ.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ТСЖ, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
При таких обстоятельствах, обязание ТСЖ заключить договор энергоснабжения тепловой энергией с ресурсоснабжающей организацией на условиях, указанных в проекте договора от 01.06.2015 N 497 (с учетом уточнений пункта 5.3 договора в части срока окончательного расчета за тепловую энергию" является правомерным.
Выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 27.10.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 октября 2015 года по делу N А04-6885/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2016 N 06АП-6961/2015 ПО ДЕЛУ N А04-6885/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. N 06АП-6961/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Иноземцева И.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жук Д.А.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Карла Маркса 8"
на решение от 27.10.2015
по делу N А04-6885/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Косаревой О.П.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть"
к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8"
о понуждении заключить договор
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (ИНН 2807034001 ОГРН 1112807000492, далее - ООО "Теплосеть") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Карла Маркса 8" (ИНН 2807004494 ОГРН 1152807000202, далее - ТСЖ "Карла Маркса 8") о понуждении заключить договор.
Требования обоснованы тем, что в связи со сменой управления многоквартирным домом (далее - МКД) ООО "Теплосеть" направило в адрес ТСЖ "Карла Маркса 8" проект договора энергоснабжения тепловой энергии от 01.06.2015 N 497, от заключения которого последнее отказалось.
Решением суда от 27.10.2015 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Карла Маркса 8" просит отменить решение суда от 27.10.2015 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное их исследование. По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание наличие решения собрания собственников МКД от 09.09.2015, в соответствии с которым принято решение о сохранении порядка и способа предоставления коммунальных услуг и расчетов за них, действовавших до принятия решения об изменении способа управления МКД. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, а именно неприменение закона, подлежащего применению: статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Теплосеть" выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили. От ТСЖ "Карла Марка 8" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что общим собранием собственников жилых помещений МКД от 09.03.2015, расположенного по адресу: ул. Карла Маркса, 8, принято решение о создании товарищества собственников жилья.
ТСЖ является правопреемником ДНФУ (непосредственной формы управления) "Карла Маркса 8" (пункт 7.1 Устава).
В соответствии с разделом 14 Устава ТСЖ в обязанности правления товарищества входят: управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; заключение договоров на поставку коммунальных услуг, а также передача права на заключение этих договоров ассоциации ТСЖ (на основании решения общего собрания собственников жилья) или любому другому юридическому лицу, имеющему право на ведение такого рода деятельности.
Письмом от 06.04.2015 председатель ТСЖ Седов В.И. уведомил ООО "Теплосеть" о том, что собственниками МКД принято решение о смене формы правления МКД: о создании ТСЖ.
ООО "Теплосеть" в связи со сменой управления МКД направило в адрес ТСЖ "Карла Маркса 8" проект договора энергоснабжения тепловой энергией от 01.06.2015 N 497.
Письмом от 29.06.2015 ТСЖ "Карла Маркса 8" уведомило истца об отказе от подписания предложенного проекта договора энергоснабжения, настаивая на подписании агентского договора между сторонами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Теплосеть" в арбитражный суд с настоящим иском.
До рассмотрения дела по существу, ООО "Теплосеть" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило пункт 5.3 проекта договора в части определения окончательного расчета за поставленную тепловую энергию читать следующим образом: "Окончательный расчет за потребленную тепловую энергию абонент производит до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата".
В статье 421 ГК РФ сформулирован принцип свободы договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил N 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
На приведенные в указанном пункте основания отказа от заключения договора ТСЖ "Карла Маркса 8" не ссылалось.
Ссылка ответчика на положения пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации, правомерно не принята судом первой инстанции в качестве основания для отказа в заключении договора.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 указанного закона договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В данном случае ООО "Теплосеть", направив проект договора энергоснабжения ТСЖ для его подписания, фактически отказалось от исполнения договоров энергоснабжения с собственниками жилого помещения МКД по ул. Карла Маркса, 8.
Согласно пункту 1.1 Устава товарищество собственников жилья "Карла Маркса 8", образованное на базе дома N 8 по улице Карла Маркса является объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами РФ, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения, в этой связи, направление уведомления о расторжении договора каждому из собственников помещений в МКД не требуется.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что договоры энергоснабжения в письменном виде заключались между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений.
Согласно пункту 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников жилья от 09.09.2015 принято решение сохранить порядок расчетов за коммунальные услуги (протокол N 11 от 09.09.2015), что соответствует положениям пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пункт 5.3 проекта договора энергоснабжения тепловой энергией от 01.06.2015 N 497 также предусматривает права членов ТСЖ вносить плату за потребленную тепловую энергию непосредственно в энергоснабжающую организацию на основании решения общего собрания членов ТСЖ.
Согласно пункту 27 Постановления N 124, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ТСЖ, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
При таких обстоятельствах, обязание ТСЖ заключить договор энергоснабжения тепловой энергией с ресурсоснабжающей организацией на условиях, указанных в проекте договора от 01.06.2015 N 497 (с учетом уточнений пункта 5.3 договора в части срока окончательного расчета за тепловую энергию" является правомерным.
Выводы суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 27.10.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 октября 2015 года по делу N А04-6885/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.КОЗЛОВА
Т.Д.КОЗЛОВА
Судьи
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
С.Б.РОТАРЬ
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
С.Б.РОТАРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)