Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя - Товарищества собственников жилья "Белинского-35" (ОГРН 1046604411897, ИНН 6672172410): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Товарищества собственников жилья "Белинского-35"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года
по делу N А60-32776/2015,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Белинского-35"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным бездействия,
установил:
Товарищество собственников жилья "Белинского-35" (далее заявитель, ТСЖ "Белинского-35") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации в реестре уведомления об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта либо его возврату, возложении обязанности по регистрации уведомления об открытии специального счета.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года (резолютивная часть объявлена 19 октября 2015 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Белинского-35" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверному применению судом норм материального права.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит решение суда оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Товарищество собственников жилья "Белинского-35" создано в соответствии с протоколом N 1 собрания застройщика и инвесторов от 20.07.2004 г. (л.д. 11) и зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 66 N 003277783, выданным ИМНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области 16.09.2004 (л.д. 12).
07.06.2011 общим собранием членов ТСЖ (протокол от 07.06.2011 г.) было принято решение о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт (л.д. 27-28).
17.03.2014 общим собранием членов ТСЖ "Белинского-35" (протокол от 17 марта 2014 года) принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в кредитной организации ОАО "Сбербанк России" на имя ТСЖ, а также об установлении взноса на капитальный ремонт. При этом ранее созданный фонд капитального и текущего ремонта ликвидировать, денежные средства из данного фонда перевести во вновь созданный фонд капитального ремонта (л.д. 29-31).
Уведомление об открытии специального счета в ОАО "Сбербанк России" от 13.05.2014 г. было направлено ТСЖ в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее Управление, ГЖИ) в течение 5 дней с момента открытия счета. Уведомление зарегистрировано в Управлении Госжилинспекции Свердловской области 13.05.2014 г. за вх. N 3132 (л.д. 32).
С марта 2015 года собственникам помещений в жилом доме стали поступать квитанции об оплате взносов на капитальный ремонт от регионального оператора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ в ГЖИ Свердловской области (вх. N 9379 от 28.04.2015) с заявлением (л.д. 75-77).
На данное обращение письмом от 07.05.2015 г. (исх. N 29-02-10/13802) заинтересованное лицо сообщило ТСЖ, что ранее, в мае 2014 года, по результатам рассмотрения уведомления ТСЖ о выбранном собственниками помещений дома 35 по ул. Белинского г. Екатеринбурга способа формирования фонда капитального ремонта (вх. N 3132 от 15.05.2014) в адрес председателя направлялся запрос об уточнении уведомления и приложенных к нему документов данных, содержащихся в уведомлении, в соответствии и в порядке, установленном приказом Госжилинспекции от 11.04.2014 N 41-А "Об утверждении Порядка ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов".
При этом заинтересованное лицо указало, что решение общего собрания членов ТСЖ является недействительным, поскольку не отнесено к компетенции ТСЖ и принято до утверждения региональной программы, а также в решении не указаны все существенные условия принятия решения о формировании фонда капитального ремонта, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (л.д. 70-74).
ТСЖ "Белинского-35", усматривая отсутствие мотивированного отказа в регистрации уведомления и невозврат уведомления, расценив их как бездействие ГЖИ, повлекшее включение многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых формируется на специальном счете регионального оператора, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области реорганизовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Указ N 31-УГ от 30.01.2015 Губернатора Свердловской области "Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области "О реорганизации Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и учреждении должности государственной гражданской службы Свердловской области" N 166-ПП от 12.03.2015). В силу п. 7 Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области" Департамент является правопреемником Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Управления государственного строительного надзора Свердловской области.
Арбитражный суд Свердловской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия бездействия со стороны уполномоченного на ведение реестра органа.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными.
Проанализировав спорные правоотношения применительно к нормам жилищного законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирного жилого дома, с учетом внесения изменений в законодательство, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общим собранием членов ТСЖ (протокол от 07.06.2011 г.) было принято решение о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт.
Данное решение, как указано заявителем, принято на основании положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 145 ЖК РФ в действовавшей в тот период редакции, в соответствии с которыми к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья было отнесено разрешение вопросов, в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 4); образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования (п. 5).
При этом следует отметить, что действующая редакция статьи 145 ЖК РФ содержит те же положения, относя к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 4), утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов (п. 5), уточняя пункт 5 относительно фондов правом утверждения порядка их образования.
В соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ и в соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно ст. 158 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период принятия решения общим собранием членов ТСЖ "Белинского-35" 07.06.2011, решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, являлось прерогативой общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует положениям п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме).
Таким образом, в спорный период 07.06.2011 решение вопросов о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт и решение вопроса об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома входили в компетенцию различных органов управления многоквартирным домом при избрании способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, и не являлись тождественными.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ (начало действия - 26.12.2012) часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете", в Жилищный кодекс РФ введен раздел IХ "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно ч. 1 ст. 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 данного Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Таким образом, особенности открытия и закрытия специального счета также предусматривали в спорный период (по состоянию на 17.03.2014) наличие решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Следовательно, определение способа формирования фонда капитального ремонта является исключительной компетенцией общего собрания собственников.
Между тем решение ТСЖ "Белинского-35" (протокол от 17 марта 2014 года) о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в кредитной организации ОАО "Сбербанк России" на имя ТСЖ, принято общим собранием членов товарищества, а не собственников.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Правовое положение членов товарищества собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме предполагает членство в товариществе не всех собственников помещений, а лишь заявивших о вступлении в товарищество собственников недвижимости (ст. 143 ЖК РФ).
Соответственно разрешение законодательно отнесенных к компетенции общего собрания собственников вопросов не может быть поставлено перед общим собранием членов товарищества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит правомерными выводы Госжилинспекции Свердловской области относительно законности решения общего собрания членов ТСЖ от 17.03.2014.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии бездействия данного органа надзора, не зарегистрировавшего (не включившего в реестр) уведомление о принятом решении. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 03.04.2014) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 4-х месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, опубликована 29.04.2014 на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http/www.pravo.gov66.ru.
Следовательно, собственникам помещений надлежало принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта до 01.09.2014 года. Общее собрание членов ТСЖ "Белинского-35" проведено 17.03.2014, ранее установленного срока, до принятия и опубликования в установленном порядке региональной программы капитального ремонта.
Согласно региональной программе капитального ремонта (п. 6597 перечня домов по муниципальному образованию г. Екатеринбург) многоквартирный дом по ул. Белинского, 35 включен в региональную программу капитального ремонта на плановый период 2039-2041 годов с видами работ: ремонт крыши, ремонт фасада ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт подвальных помещений.
Во исполнение ст. 172 ЖК РФ, ст. 5, 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" приказом Управления Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком ведение реестров уведомлений и специальных счетов осуществляется структурным подразделением Управления.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка (в редакции N 1 от 11.04.2014) к уведомлению прилагаются:
- - копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, статьей 14 Закона Свердловской области;
- - справка банка об открытии специального счета.
Согласно п. 10 Порядка (в редакции N 1 от 11.04.2014) существенные условия протокола общего собрания о формировании фонда капитального ремонта установлены частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При приеме уведомления осуществляется проверка полноты и соответствия его установленным требованиям (пункт 11 Порядка).
Согласно п. 13 Порядка в случае выявления неполноты, основаниями для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме.
Материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения уведомления ТСЖ "Белинского-35" (вх. N 3132 от 15.05.2014) ГЖИ в адрес председателя товарищества направлен запрос об уточнении уведомления и приложенных к нему документов (письмо от 19.05.2015 N 29-01-82/5927 (л.д. 39-41).
Как следует из содержания данного письма, основанием для запроса послужил факт того, что представленная копия протокола общего собрания членов ТСЖ не соответствовала требованиям ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, поскольку следовало представить решение общего собрания собственников помещений дома. Ответ ГЖИ в форме запроса является мотивированным, направленным на разъяснение порядка и устранение нарушений в целях достижения принятия собственниками законного решения. Указанные в ответе обстоятельства свидетельствуют о невозможности включения уведомления в реестры.
Данное письмо направлено ТСЖ "Белинского-35" посредством почтовой связи (л.д. 42) и получено адресатом, что подтверждается отслеживанием почтовой корреспонденции с использованием почтового идентификатора, присваевомого оператором связи (выписка приобщена к материалам дела).
При данных обстоятельствах следует вывод, что уполномоченный на ведение реестров уведомлений и специальных счетов орган не бездействовал, а осуществлял свои функции в соответствии с установленным Порядком, следовательно, права и законные интересы товарищества не нарушены.
Поскольку совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ, судом не установлена, требования заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации в реестре уведомления об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта либо его возврату, возложении обязанности по регистрации уведомления об открытии специального счета, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, могло быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда товариществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания заявления следует, что ТСЖ стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента выставления региональным оператором счетов на оплату за капитальный ремонт. Между тем, как следует из материалов дела, о предполагаемом нарушении товариществу стало известно с момента получения ответа инспекции на направленное в ее адрес уведомление, 29.05.2014. Кроме того, в соответствии с п. 13 Порядка ответ (мотивированный отказ) должен быть направлен в течение пяти рабочих дней с момента регистрации уведомления, на что указывает апеллятор в жалобе на судебный акт. Однако, по истечении указанного времени, товарищество не обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, доказательств уважительности причин суду не представило, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает, постановленное решение подлежит оставлению в силе.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., товариществу подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года по делу N А60-32776/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Белинского-35" - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Белинского-35" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 205 от 06.11.2015 госпошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2016 N 17АП-17142/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-32776/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. N 17АП-17142/2015-АК
Дело N А60-32776/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя - Товарищества собственников жилья "Белинского-35" (ОГРН 1046604411897, ИНН 6672172410): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Товарищества собственников жилья "Белинского-35"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года
по делу N А60-32776/2015,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Белинского-35"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным бездействия,
установил:
Товарищество собственников жилья "Белинского-35" (далее заявитель, ТСЖ "Белинского-35") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации в реестре уведомления об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта либо его возврату, возложении обязанности по регистрации уведомления об открытии специального счета.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года (резолютивная часть объявлена 19 октября 2015 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Белинского-35" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверному применению судом норм материального права.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем мотивам просит решение суда оставить в силе, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Товарищество собственников жилья "Белинского-35" создано в соответствии с протоколом N 1 собрания застройщика и инвесторов от 20.07.2004 г. (л.д. 11) и зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 66 N 003277783, выданным ИМНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга Свердловской области 16.09.2004 (л.д. 12).
07.06.2011 общим собранием членов ТСЖ (протокол от 07.06.2011 г.) было принято решение о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт (л.д. 27-28).
17.03.2014 общим собранием членов ТСЖ "Белинского-35" (протокол от 17 марта 2014 года) принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в кредитной организации ОАО "Сбербанк России" на имя ТСЖ, а также об установлении взноса на капитальный ремонт. При этом ранее созданный фонд капитального и текущего ремонта ликвидировать, денежные средства из данного фонда перевести во вновь созданный фонд капитального ремонта (л.д. 29-31).
Уведомление об открытии специального счета в ОАО "Сбербанк России" от 13.05.2014 г. было направлено ТСЖ в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее Управление, ГЖИ) в течение 5 дней с момента открытия счета. Уведомление зарегистрировано в Управлении Госжилинспекции Свердловской области 13.05.2014 г. за вх. N 3132 (л.д. 32).
С марта 2015 года собственникам помещений в жилом доме стали поступать квитанции об оплате взносов на капитальный ремонт от регионального оператора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ в ГЖИ Свердловской области (вх. N 9379 от 28.04.2015) с заявлением (л.д. 75-77).
На данное обращение письмом от 07.05.2015 г. (исх. N 29-02-10/13802) заинтересованное лицо сообщило ТСЖ, что ранее, в мае 2014 года, по результатам рассмотрения уведомления ТСЖ о выбранном собственниками помещений дома 35 по ул. Белинского г. Екатеринбурга способа формирования фонда капитального ремонта (вх. N 3132 от 15.05.2014) в адрес председателя направлялся запрос об уточнении уведомления и приложенных к нему документов данных, содержащихся в уведомлении, в соответствии и в порядке, установленном приказом Госжилинспекции от 11.04.2014 N 41-А "Об утверждении Порядка ведения Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области Реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов".
При этом заинтересованное лицо указало, что решение общего собрания членов ТСЖ является недействительным, поскольку не отнесено к компетенции ТСЖ и принято до утверждения региональной программы, а также в решении не указаны все существенные условия принятия решения о формировании фонда капитального ремонта, предусмотренные ч. 4 ст. 170 Жилищного кодекса РФ (л.д. 70-74).
ТСЖ "Белинского-35", усматривая отсутствие мотивированного отказа в регистрации уведомления и невозврат уведомления, расценив их как бездействие ГЖИ, повлекшее включение многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых формируется на специальном счете регионального оператора, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области реорганизовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Указ N 31-УГ от 30.01.2015 Губернатора Свердловской области "Об областных исполнительных органах государственной власти Свердловской области", Постановление Правительства Свердловской области "О реорганизации Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и учреждении должности государственной гражданской службы Свердловской области" N 166-ПП от 12.03.2015). В силу п. 7 Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области" Департамент является правопреемником Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Управления государственного строительного надзора Свердловской области.
Арбитражный суд Свердловской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия бездействия со стороны уполномоченного на ведение реестра органа.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными.
Проанализировав спорные правоотношения применительно к нормам жилищного законодательства в сфере капитального ремонта многоквартирного жилого дома, с учетом внесения изменений в законодательство, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общим собранием членов ТСЖ (протокол от 07.06.2011 г.) было принято решение о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт.
Данное решение, как указано заявителем, принято на основании положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 145 ЖК РФ в действовавшей в тот период редакции, в соответствии с которыми к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья было отнесено разрешение вопросов, в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 4); образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования (п. 5).
При этом следует отметить, что действующая редакция статьи 145 ЖК РФ содержит те же положения, относя к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 4), утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов (п. 5), уточняя пункт 5 относительно фондов правом утверждения порядка их образования.
В соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ и в соответствии с п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно ст. 158 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период принятия решения общим собранием членов ТСЖ "Белинского-35" 07.06.2011, решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, являлось прерогативой общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует положениям п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме).
Таким образом, в спорный период 07.06.2011 решение вопросов о создании специального фонда текущего и капитального ремонта, а также об установлении ежемесячного взноса на капитальный ремонт и решение вопроса об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома входили в компетенцию различных органов управления многоквартирным домом при избрании способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, и не являлись тождественными.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ (начало действия - 26.12.2012) часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете", в Жилищный кодекс РФ введен раздел IХ "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно ч. 1 ст. 176 Жилищного кодекса РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 данного Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Таким образом, особенности открытия и закрытия специального счета также предусматривали в спорный период (по состоянию на 17.03.2014) наличие решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Следовательно, определение способа формирования фонда капитального ремонта является исключительной компетенцией общего собрания собственников.
Между тем решение ТСЖ "Белинского-35" (протокол от 17 марта 2014 года) о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом в кредитной организации ОАО "Сбербанк России" на имя ТСЖ, принято общим собранием членов товарищества, а не собственников.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Правовое положение членов товарищества собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме предполагает членство в товариществе не всех собственников помещений, а лишь заявивших о вступлении в товарищество собственников недвижимости (ст. 143 ЖК РФ).
Соответственно разрешение законодательно отнесенных к компетенции общего собрания собственников вопросов не может быть поставлено перед общим собранием членов товарищества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит правомерными выводы Госжилинспекции Свердловской области относительно законности решения общего собрания членов ТСЖ от 17.03.2014.
В связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии бездействия данного органа надзора, не зарегистрировавшего (не включившего в реестр) уведомление о принятом решении. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-03 "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 03.04.2014) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 4-х месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, опубликована 29.04.2014 на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http/www.pravo.gov66.ru.
Следовательно, собственникам помещений надлежало принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта до 01.09.2014 года. Общее собрание членов ТСЖ "Белинского-35" проведено 17.03.2014, ранее установленного срока, до принятия и опубликования в установленном порядке региональной программы капитального ремонта.
Согласно региональной программе капитального ремонта (п. 6597 перечня домов по муниципальному образованию г. Екатеринбург) многоквартирный дом по ул. Белинского, 35 включен в региональную программу капитального ремонта на плановый период 2039-2041 годов с видами работ: ремонт крыши, ремонт фасада ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт подвальных помещений.
Во исполнение ст. 172 ЖК РФ, ст. 5, 15 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" приказом Управления Госжилинспекции Свердловской области от 11.04.2014 N 41-А утвержден Порядок ведения Реестра уведомлений владельцев специальных счетов о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта и Реестра специальных счетов (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком ведение реестров уведомлений и специальных счетов осуществляется структурным подразделением Управления.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представляет в орган регионального государственного жилищного надзора Свердловской области уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка (в редакции N 1 от 11.04.2014) к уведомлению прилагаются:
- - копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, статьей 14 Закона Свердловской области;
- - справка банка об открытии специального счета.
Согласно п. 10 Порядка (в редакции N 1 от 11.04.2014) существенные условия протокола общего собрания о формировании фонда капитального ремонта установлены частью 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При приеме уведомления осуществляется проверка полноты и соответствия его установленным требованиям (пункт 11 Порядка).
Согласно п. 13 Порядка в случае выявления неполноты, основаниями для возврата уведомления являются отсутствие приложений к уведомлению, установленных пунктом 9 настоящего Порядка. Возврат уведомления владельцу специального счета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления с мотивированным письменным отказом в его приеме.
Материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения уведомления ТСЖ "Белинского-35" (вх. N 3132 от 15.05.2014) ГЖИ в адрес председателя товарищества направлен запрос об уточнении уведомления и приложенных к нему документов (письмо от 19.05.2015 N 29-01-82/5927 (л.д. 39-41).
Как следует из содержания данного письма, основанием для запроса послужил факт того, что представленная копия протокола общего собрания членов ТСЖ не соответствовала требованиям ч. 4 ст. 170 ЖК РФ, поскольку следовало представить решение общего собрания собственников помещений дома. Ответ ГЖИ в форме запроса является мотивированным, направленным на разъяснение порядка и устранение нарушений в целях достижения принятия собственниками законного решения. Указанные в ответе обстоятельства свидетельствуют о невозможности включения уведомления в реестры.
Данное письмо направлено ТСЖ "Белинского-35" посредством почтовой связи (л.д. 42) и получено адресатом, что подтверждается отслеживанием почтовой корреспонденции с использованием почтового идентификатора, присваевомого оператором связи (выписка приобщена к материалам дела).
При данных обстоятельствах следует вывод, что уполномоченный на ведение реестров уведомлений и специальных счетов орган не бездействовал, а осуществлял свои функции в соответствии с установленным Порядком, следовательно, права и законные интересы товарищества не нарушены.
Поскольку совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200 АПК РФ, судом не установлена, требования заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по регистрации в реестре уведомления об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта либо его возврату, возложении обязанности по регистрации уведомления об открытии специального счета, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, могло быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда товариществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания заявления следует, что ТСЖ стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента выставления региональным оператором счетов на оплату за капитальный ремонт. Между тем, как следует из материалов дела, о предполагаемом нарушении товариществу стало известно с момента получения ответа инспекции на направленное в ее адрес уведомление, 29.05.2014. Кроме того, в соответствии с п. 13 Порядка ответ (мотивированный отказ) должен быть направлен в течение пяти рабочих дней с момента регистрации уведомления, на что указывает апеллятор в жалобе на судебный акт. Однако, по истечении указанного времени, товарищество не обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, доказательств уважительности причин суду не представило, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает, постановленное решение подлежит оставлению в силе.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., товариществу подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года по делу N А60-32776/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Белинского-35" - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Белинского-35" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 205 от 06.11.2015 госпошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)