Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 ПО ДЕЛУ N А05-4761/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу N А05-4761/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2016 года по делу N А05-4761/2016 (судья Дмитревская А.А.),
установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - общество, ОАО "ТГК-2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция, административный орган) от 17.02.2016 N 01-10/185 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 27 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что поскольку общество не оказывает коммунальные услуги населению, оно не является субъектом вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.23 КоАП РФ. Указывает на надлежащее исполнение обществом обязательств по содержанию имущества и поддержанию температуры на источнике теплоснабжения и ЦТП и соответственное на отсутствие вины общества в совершении вмененного правонарушения. Полагает, что для приведения системы горячего водоснабжения в соответствии с действующими нормами необходимо проведение реконструкции сетей, обязанность по проведению которой у общества отсутствует. Ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выразившиеся в непроведении инспекцией в отношении общества проверки и на неуведомление о проведении проверки, что влечет признание ненадлежащими доказательствами по делу акта проверки от 25.01.2016 N А-02/02-06/98 и протокола об административном правонарушении от 08.02.2016 N А-02/02-08/77.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как видно из материалов дела, инспекция на основании распоряжения от 30.12.2015 N А02/01-15/4662 с целью проверки фактов, указанных в обращении граждан, провело внеплановую выездную проверку общества с ограниченной ответственностью "УК Ломоносовский" (далее - ООО "УК Ломоносовский"), по результатам которой составлен акт от 25.01.2016 N А-02/02-05/98.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в жилом доме N 32 по проспекту Обводный канал в г. Архангельске в нарушение СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", пункта 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), температура горячей воды в точках водоразбора потребителей в квартире N 4 составила +47,4 °C, в квартире N 8 +52,5 °C (при нормативе не ниже +60 °C и не выше +75 °C). В ходе проверки инспекцией также установлено, что температура горячего водоснабжения на вводе в дом составила +52,75 °C.
При этом договор на осуществление горячего водоснабжения от 20.01.2014 N 12199 заключен ООО "УК Ломоносовский" с ОАО "ТГК-2", по условиям которого общество обязалось подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды. Местом исполнения обязательств по договору является наружная проекция стены здания, в том числе, дома 32 по пр. Обводный канал в г. Архангельске.
В связи с этим инспекция посчитала, что заявителем нарушен нормативный уровень предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жильцам в указанном доме.
По данному факту 26.01.2016 инспекция направила обществу по электронной почте уведомление от 25.01.2016 N А-02/02-21/49 о возбуждении в отношении его дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ и о явке в 15 час. 00 мин. 08.02.2016 для составления протокола об административном правонарушении.
Государственным жилищным инспектором Рябковым А.А. 08.02.2016 в присутствии представителя общества Соловьевой Е.Н. (по доверенности от 25.01.2016) в отношении ОАО "ТГК-2" составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Заместителем руководителя инспекции Трубиной С.Н. 17.02.2016 в присутствии представителей общества Паламар Г.И. (по доверенности от 01.02.2016) и Борецкой А.С. (по доверенности от 25.01.2016) вынесено постановление N А-01-10/185 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 2 Правил N 354 потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением; исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
На основании подпункта "д" пункта 4 Правил N 354, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к указанным Правилам.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 Правил N 354 должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Названные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1).
СанПиН 2.1.4.2496-09 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В данном случае Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой энергии (в горячей воде) в спорный дом.
В ходе проверки административным органом установлена ненадлежащая подача обществом как ресурсоснабжающей организацией коммунальной услуги горячего водоснабжения на вводе в дом, а именно несоответствие температуры горячей воды в точках водозабора температуре, установленной санитарными правилами - СанПиН 2.1.4.2496-09.
При этом суд первой инстанции, исходя из указанных норм, правомерно посчитал, что в случае, если коммунальная услуга ненадлежащего качества поставлена до границы общего имущества в многоквартирном доме и границы внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, то лицом, ответственным за оказание некачественной коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку конкретной коммунальной услуги.
Соответственно, заявитель несет ответственность за нарушение режима и качества предоставления коммунальных ресурсов, то есть является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Событие вмененного заявителю правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, вина заявителя выразилась в том, что им не предприняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения правонарушения и оказания услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Доказательств невозможности соблюдения обществом установленных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание представленный обществом акт Северо-Западного управления Ростехнадзора от 29.01.2016, поскольку он составлен после проведения проверки инспекцией 25.01.2016. При этом, как следует из данного акта, Северо-Западным управлением Ростехнадзора замеры на вводе в дом не проводились.
Также суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы общества о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ.
Действительно, инспекцией проведена внеплановая выездная проверка не общества, а управляющей компании.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, в соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение уполномоченными лицами административного органа достаточных данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по положениям статьи 2.9 КоАП РФ также отсутствуют.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июня 2016 года по делу N А05-4761/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)