Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2016 N 11АП-12833/2016 ПО ДЕЛУ N А65-4165/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу N А65-4165/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Кислицыной А.В., с участием:
от товарищества собственников жилья "Лилия-2" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2016 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2016 года по делу N А65-4165/2016 (судья Нафиев И.Ф.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Лилия-2" (ОГРН 1081690079580, ИНН 1655169948), Республика Татарстан, г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1101690072813, ИНН 1659107861), Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г. Казань, муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа в формировании земельного участка,

установил:

Товарищество собственников жилья "Лилия-2" (далее - заявитель, ТСЖ "Лилия-2") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным отказа муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - администрация, ответчик) в формировании земельного участка, занятого многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Казань, ул. Хороводная, д. 50, для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, обязании сформировать занятый многоквартирным домом 50 по ул. Хороводная г. Казани земельный участок для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме путем утверждения проекта межевания земельного участка в размере не менее 12671,2 кв. м.
Определением суда от 13 апреля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет земельных и имущественных отношений), исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - исполнительный комитет), муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - управление архитектуры и градостроительства).
Определением суда от 16 июня 2016 года принято изменение заявителем предмета заявленных требований, согласно которому ТСЖ "Лилия-2" просило признать незаконным отказ администрации в формировании земельного участка под многоквартирный дом и прилегающую территорию, необходимую для использования дома, выраженный в письме от 04 декабря 2015 N 598/20; обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и сформировать занятый многоквартирным домом 50 по ул. Хороводная г. Казани земельный участок общей площадью 6277 кв. м в границах, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО "Аркада".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2016 года заявление ТСЖ "Лилия-2" удовлетворено, отказ администрации в формировании земельного участка под многоквартирный дом N 50 по ул. Хороводная г. Казани и прилегающую территорию, необходимую для использования дома, выраженный в письме от 04 декабря 2015 года N 598/20, признан незаконным в связи с несоответствием действующему законодательству РФ. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Лилия-2" путем формирования земельного участка, занятого многоквартирным домом N 50 по ул. Хороводная г. Казани.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Лилия-2" требований, ссылаясь на отсутствие у нее обязанности по межеванию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, с целью дальнейшей подготовки постановления о формировании границ земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом. Межевой план готовится за плату кадастровым инженером, обязанность по обращению к которому также ни одним нормативным правовым актом не предусмотрена. Администрация своего бюджета не имеет, контракты по проведению межевых работ не заключала, затраты для проведения межевания в бюджете МО г. Казани также не предусмотрены.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU16301000-18жил от 27 марта 2009 года, выданным исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани, многоквартирный дом по адресу: г. Казань, ул. Хороводная, д. 50, введен в эксплуатацию (л.д. 18-19), изготовлен технический паспорт данного многоквартирного дома (л.д. 20-22).
Согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений (дольщиков) строящегося многоквартирного жилого дома N 50 ул. Хороводная г. Казани от 11 декабря 2008 года для управления домом создано ТСЖ "Лилия-2" (л.д. 17), которое зарегистрировано 24 декабря 2008 года в качестве юридического лица (ИНН 1655169948), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 10-11).
ТСЖ "Лилия-2" неоднократно обращалось в органы местного самоуправления г. Казани с заявлениями о сформировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом, однако получало отказы под различными предлогами (л.д. 40-42, 48-56, 107).
ТСЖ "Лилия-2" 09 ноября 2015 года обратилось с повторными заявлениями N 26, N 27 в исполнительный комитет о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом с указанием правовых оснований для формирования земельного участка и приложением схемы территории (л.д. 23-24).
В ответ на заявления администрация письмом от 04 декабря 2015 года N 598/20 отказала в формировании земельного участка под многоквартирным домом на том основании, что запрашиваемый земельный участок частично находится в границах красных линий и частично накладывается на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц (л.д. 25).
Заявитель полагая, что отказ администрации, выраженный в письме от 04 декабря 2015 года N 598/20, противоречит закону, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено, что о факте нарушения своих прав оспариваемым бездействием администрации заявитель узнал 04 декабря 2015 года и обратился в арбитражный суд 29 февраля 2016 года (л.д. 3).
Таким образом, заявителем не пропущен трехмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование бездействия администрации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
В соответствии с вышеуказанным законом ЖК РФ введен в действие с 01 марта 2005 года.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU16301000-18жил от 27 марта 2009 года, выданному исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани, многоквартирный дом по адресу г. Казань, ул. Хороводная, д. 50, введен в эксплуатацию (л.д. 18-19).
Из протокола N 1 общего собрания собственников помещений (дольщиков) строящегося многоквартирного жилого дома N 50 ул. Хороводная г. Казани от 11 декабря 2008 года следует, что для управления домом создано ТСЖ "Лилия-2" (л.д. 17). ТСЖ "Лилия-2" (ИНН 1655169948) зарегистрировано 24 декабря 2008 года в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 10-11).
Исходя из выписки из ЕГРЮЛ, ТСЖ "Лилия-2" осуществляет следующие основные и дополнительные виды экономической деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда, эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
При разрешении спора судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом N 50 по ул. Хороводная ни до введения в действие ЖК РФ, ни после его введения (то есть до настоящего времени) не был сформирован, несмотря на неоднократные обращения ТСЖ "Лилия-2", уполномоченного протоколом общего собрания собственников, в администрацию.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
В пункте 66 постановления N 10/22 также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
В пункте 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", в частности, установлено: "Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 01 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 4 статьи 16 Вводного закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Муниципальными правовыми актами на ответчика возложена обязанность осуществления по проведению действий по формированию земельных участков, расположенных на территории Вахитовского и Приволжского районов г. Казани. Так, в соответствии с пунктом 3.1.31 "Положения о МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 38-3, на ответчика возложена обязанность принимать участие в формировании земельных участков, расположенных на территории районов (л.д. 59-64).
Данные полномочия МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани" по формированию участка под многоквартирным домом также подтверждены исполнительным комитетом МО г. Казани в служебной записке (л.д. 50) и не оспариваются сторонами.
Исполнительный комитет постановлением от 29 июня 2012 года N 4367 утвердил Административный регламент предоставления муниципальной услуги по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (далее Административный регламент) (л.д. 65-85).
В пункте 2.5 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной муниципальной услуги.
Как видно из заявлений ТСЖ "Лилия-2" от 09 ноября 2015 года N 26, 27 о формировании и предоставлении земельного участка под многоквартирным домом, к ним также приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
Пунктом 2 статьи 6 Вводного закона определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Таким образом, заявителем были представлены все необходимые документы в орган местного самоуправления для формирования земельного участка, и ответчик был обязан принять необходимые меры по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
Необходимо отметить, что заявителем неоднократно с 2014 года подавались заявления о формировании земельного участка с представлением данных документов, однако органы местного самоуправления отказывали в формировании земельного участка под многоквартирным домом под предлогом наложения на другие участки (л.д. 107).
Ответчиком и третьими лицами с обоснование оспариваемого отказа приводятся доводы о наложении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, на другие земельные участки и наличие красных линий. Ответчик и третьи лица также считают, что заявитель должен откорректировать границы земельного участка и провести межевание за свой счет.
Суд первой инстанции данные доводы ответчика и третьих лиц отклонил, поскольку они противоречат вышеприведенным нормам жилищного и градостроительного законодательства. Учитывая, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Заявителем указал в дополнении к заявлению, что ответчик в 2014 году приступил к формированию земельного участка, согласно муниципальному контракту был подготовлен проект межевания и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако при этом были допущены ошибки и сформирована территория многоквартирного дома с наложением на красные линии и другие земельные участки. Это подтверждается письмом ответчика от 10 сентября 2014 года N 3811/15 в адрес заявителя (л.д. 107).
Таким образом, в данном случае не имеется оснований ни для возложения на заявителя обязанности межевания территории за свой счет, ни для отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация обязана сформировать земельный участок под многоквартирным домом без наложения на чужие земельные участки и на красные линии и устранить тем самым нарушение права заявителя, выразившееся в отказе сформировать земельный участок, занимаемый жилым домом 50 по ул. Хороводная г. Казани, и удовлетворил заявленные.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации обязанности по межеванию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, с целью дальнейшей подготовки постановления о формировании границ земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, не принимаются. Учитывая, что обязанность по формированию спорного земельного участка входит в компетенцию ответчика, что им не оспаривается, соответственно межевание земельного участка, без которого земельный участок не может быть сформирован, должно быть произведено администрацией.
При этом ссылки администрации на то, что межевой план готовится за плату кадастровым инженером, обязанность по обращению к которому также ни одним нормативным правовым актом не предусмотрена; администрация своего бюджета не имеет, контракты по проведению межевых работ не заключала, затраты для проведения межевания в бюджете МО г. Казани также не предусмотрены, отклоняются. Само по себе отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов не освобождает органы местного самоуправления от исполнения ими возложенных на них законодательством полномочий.
Следует также принять во внимание, что в п. 7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что обеспечивается государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2008 года.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих возражений на предъявленные к нему требования заявителя, не подтвердила законность оспариваемого отказа в формировании спорного земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 29 июля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на администрацию, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июля 2016 года по делу N А65-4165/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)