Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления изготовлена 13 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 апреля 2017 года по делу N А07-26005/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан - Бейда З.Р. (доверенность от 15.01.2016),
общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - Шульженко Э.В. (доверенность от 05.02.2016 N 102-5-0-31.12.2019-Д).
Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация ГО г. Салават РБ, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании неправомерными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Минжилкомхоз РБ), выразившихся в возложении обязанностей на администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан по софинансированию общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - ООО "ПромВодоКанал") (с учетом выделения в отдельное производство исковых требований о взыскании с ООО "ПромВодоКанал" 3 833 100 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 199 867,25 руб. (т. 2, л.д. 51, 53).
К участию в деле в качестве третьих лиц, участвующих в деле привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал", Управление городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, Финансовое управление администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.04.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности администрация указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято действительное содержание распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р "О распределении средств бюджета Республики Башкортостан", и соглашения от 26.03.2014 N 111, заключенного между администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, - которое явилось основанием для заключения между Управлением городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" соглашения от 22.08.2014 N 081 о предоставлении ООО "ПромВодоКанал" субсидии на финансирование расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, и перечислению обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" 3 833 100 руб. из местного бюджета.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Минжилкомхоз РБ и ООО "ПромВодоКанал" просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили; от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей администрации.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не прибывших в судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.06.2017.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 13.06.2017, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно пункту 1 принятого Правительством Республики Башкортостан 24.02.2014 распоряжения N 133-р "О распределении средств бюджета Республики Башкортостан" (далее - распоряжение от 24.02.2014 N 133-р), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан было разрешено направить средства в сумме 611278,8 тыс. рублей, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на мероприятия по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
Средства, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения, и средства, выделенные в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2014 года N 761-р, в сумме 1316357,8 тыс. рублей распределить согласно приложению к настоящему распоряжению (п. 3 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р).
Пунктом 4 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р устанавливалось, что средства, выделяемые в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения, направляются:
- на погашение кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- на финансирование работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан предписывалось:
- заключить с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан соглашения на предоставление субсидий, предусматривающие софинансирование за счет средств местных бюджетов;
- внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проект постановления Правительства Республики Башкортостан об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
Пунктом 6 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р органам местного самоуправления Республики Башкортостан было рекомендовано принять муниципальные нормативные правовые акты, направленные на реализацию настоящего распоряжения.
Приложением к распоряжению от 24.02.2014 N 133-р является Распределение средств бюджета Республики Башкортостан, направляемых на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
В соответствии с указанным приложением (пункт 59), городу Салавату подлежало распределение средств бюджета в размере 21 147,9 тыс. руб.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2014 N 87 был утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - Порядок N 87).
Пунктом 1 Порядка N 87 предусматривалось, что настоящий Порядок устанавливает процедуру предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, для обеспечения устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - субсидии).
В силу условий пункта 2 Порядка N 87 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований:
- для погашения кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- для погашения кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 87 критериями предоставления субсидий являются:
- наличие комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований республики;
- реализация коммунальных услуг населению по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в полном объеме.
Согласно пункту 4 Порядка N 87 обязательным условием предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан является финансирование расходов по обеспечению устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период в размере не менее 15% общего объема финансирования для муниципальных районов Республики Башкортостан и не менее 30% - для городских округов Республики Башкортостан.
Главным распорядителем субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) (п. 5 Порядка N 87).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - местные бюджеты) в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на указанные цели (п. 6 Порядка N 87).
Субсидии местным бюджетам перечисляются в установленном порядке на основании соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашения), которые заключаются между Министерством и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - администрации) (п. 7 Порядка N 87).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 87, в соглашении предусматриваются:
а) целевое назначение субсидии;
б) размер субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
в) доля софинансирования за счет средств местного бюджета;
г) порядок перечисления средств из бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета;
д) обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидий;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
ж) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 10 Порядка N 87, средства, поступившие в местные бюджеты в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, учитываются в доходах местного бюджета и направляются в установленном порядке на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению устойчивого функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, или для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений.
Порядок предоставления средств местных бюджетов, полученных за счет средств бюджета Республики Башкортостан и предусмотренных в местных бюджетах на софинансирование полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения для обеспечения устойчивого функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, устанавливается муниципальными правовыми актами (п. 11 Порядка N 87).
Субсидии местным бюджетам носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 15 Порядка N 87).
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан, на основании Закона Республики Башкортостан от 29.11.2013 N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2014 N 87, и распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р, 26.03.2014 было заключено соглашение N 111 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - соглашение от 26.03.2014 N 111), в соответствии с которым, Минжимколхоз РБ принимал на себя обязательства по предоставлению бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - субсидии) в размере 21 147 900 руб., а администрация принимала на себя обязательства принять указанную сумму и использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р, а также обеспечить софинансирование соответствующих обязательств за счет средств местного бюджета в размере 9 063 390 руб. (пункт 1 соглашения).
Пунктом 1.2 соглашения предусматривалось, что субсидия предоставляется в целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований:
- для погашения кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- для погашения кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
Приложением к данному соглашению является график финансирования субсидий в 2014 году.
В дальнейшем, 27.10.2014 к данному соглашению было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым пункт 4.2.4 соглашения от 26.03.2014 N 111 был изложен в следующей редакции: "Обеспечить достижение значений следующих показателей результативности предоставления субсидий: а) снижение суммы задолженности за энергоресурсы до 5% от общего объема задолженности; б) обеспечение 100% готовности объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2014-2015 гг. в срок до 15 сентября 2014 года".
Администрацией ГО г. Салават РБ 23.07.2014 было издано постановление N 1500-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан организациям жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период".
В свою очередь, между Управлением городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (управлением) и обществом с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (предприятием) 22.08.2014 было заключено соглашение N 081, в соответствии с которым управление принимало на себя обязательства предоставить предприятию субсидию для финансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, в размере 8 944 000 руб. за счет средств республиканского бюджета и 3 833 100 руб. за счет средств местного бюджета, а предприятие принимало на себя обязательства принять данную субсидию и использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением от 26.03.2014 N 111, настоящим соглашением и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р.
Сумма субсидии 3 833 100 руб. из средств местного бюджета была перечислена обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" Финансовым управлением администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, платежным поручением от 27.08.2014 N 13740.
В материалах настоящего дела имеются отчеты администрации о выполнении мероприятий по софинансированию расходов, и о целевом расходовании субсидий, - содержащие цифровые показатели, и не содержащие какой-либо информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал".
Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, Минжилкомхоз РБ не является стороной соглашения от 22.08.2014 N 081, и формальная ссылка в данном соглашении, на соглашение от 26.03.2014 N 111, не означает, что Минжилкомхоз РБ "автоматически" становится стороной соглашения от 22.08.2014 N 081.
Доказательств того, что Минжилкомхоз РБ каким-либо образом санкционировал заключение соглашения от 22.08.2014 N 081, либо перечисление средств местного бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал", материалы дела N А07-26005/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан не содержат, равно как, заявителем не представлено доказательств утверждаемого им факта того, что со стороны Минжилкомхоза РБ на администрацию были возложены какие-либо обязанности по софинансированию общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 апреля 2017 года по делу N А07-26005/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2017 N 18АП-5778/2017 ПО ДЕЛУ N А07-26005/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 18АП-5778/2017
Дело N А07-26005/2016
Резолютивная часть постановления изготовлена 13 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 апреля 2017 года по делу N А07-26005/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан - Бейда З.Р. (доверенность от 15.01.2016),
общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - Шульженко Э.В. (доверенность от 05.02.2016 N 102-5-0-31.12.2019-Д).
Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация ГО г. Салават РБ, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании неправомерными действий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Минжилкомхоз РБ), выразившихся в возложении обязанностей на администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан по софинансированию общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - ООО "ПромВодоКанал") (с учетом выделения в отдельное производство исковых требований о взыскании с ООО "ПромВодоКанал" 3 833 100 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 199 867,25 руб. (т. 2, л.д. 51, 53).
К участию в деле в качестве третьих лиц, участвующих в деле привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, общество с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал", Управление городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, Финансовое управление администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.04.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности администрация указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не принято действительное содержание распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р "О распределении средств бюджета Республики Башкортостан", и соглашения от 26.03.2014 N 111, заключенного между администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, - которое явилось основанием для заключения между Управлением городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" соглашения от 22.08.2014 N 081 о предоставлении ООО "ПромВодоКанал" субсидии на финансирование расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, и перечислению обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" 3 833 100 руб. из местного бюджета.
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Минжилкомхоз РБ и ООО "ПромВодоКанал" просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили; от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей администрации.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не прибывших в судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.06.2017.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 13.06.2017, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Согласно пункту 1 принятого Правительством Республики Башкортостан 24.02.2014 распоряжения N 133-р "О распределении средств бюджета Республики Башкортостан" (далее - распоряжение от 24.02.2014 N 133-р), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан было разрешено направить средства в сумме 611278,8 тыс. рублей, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на мероприятия по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
Средства, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения, и средства, выделенные в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 июля 2014 года N 761-р, в сумме 1316357,8 тыс. рублей распределить согласно приложению к настоящему распоряжению (п. 3 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р).
Пунктом 4 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р устанавливалось, что средства, выделяемые в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения, направляются:
- на погашение кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- на финансирование работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан предписывалось:
- заключить с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан соглашения на предоставление субсидий, предусматривающие софинансирование за счет средств местных бюджетов;
- внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проект постановления Правительства Республики Башкортостан об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
Пунктом 6 распоряжения от 24.02.2014 N 133-р органам местного самоуправления Республики Башкортостан было рекомендовано принять муниципальные нормативные правовые акты, направленные на реализацию настоящего распоряжения.
Приложением к распоряжению от 24.02.2014 N 133-р является Распределение средств бюджета Республики Башкортостан, направляемых на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период.
В соответствии с указанным приложением (пункт 59), городу Салавату подлежало распределение средств бюджета в размере 21 147,9 тыс. руб.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2014 N 87 был утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - Порядок N 87).
Пунктом 1 Порядка N 87 предусматривалось, что настоящий Порядок устанавливает процедуру предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, для обеспечения устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - субсидии).
В силу условий пункта 2 Порядка N 87 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), целью предоставления субсидий является оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований:
- для погашения кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- для погашения кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 87 критериями предоставления субсидий являются:
- наличие комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований республики;
- реализация коммунальных услуг населению по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в полном объеме.
Согласно пункту 4 Порядка N 87 обязательным условием предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан является финансирование расходов по обеспечению устойчивого функционирования организаций коммунального комплекса, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период в размере не менее 15% общего объема финансирования для муниципальных районов Республики Башкортостан и не менее 30% - для городских округов Республики Башкортостан.
Главным распорядителем субсидий является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) (п. 5 Порядка N 87).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - местные бюджеты) в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на указанные цели (п. 6 Порядка N 87).
Субсидии местным бюджетам перечисляются в установленном порядке на основании соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашения), которые заключаются между Министерством и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (далее - администрации) (п. 7 Порядка N 87).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 87, в соглашении предусматриваются:
а) целевое назначение субсидии;
б) размер субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
в) доля софинансирования за счет средств местного бюджета;
г) порядок перечисления средств из бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета;
д) обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидий;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
ж) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 10 Порядка N 87, средства, поступившие в местные бюджеты в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, учитываются в доходах местного бюджета и направляются в установленном порядке на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению устойчивого функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, или для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений.
Порядок предоставления средств местных бюджетов, полученных за счет средств бюджета Республики Башкортостан и предусмотренных в местных бюджетах на софинансирование полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения для обеспечения устойчивого функционирования объектов коммунальной инфраструктуры, устанавливается муниципальными правовыми актами (п. 11 Порядка N 87).
Субсидии местным бюджетам носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 15 Порядка N 87).
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан, на основании Закона Республики Башкортостан от 29.11.2013 N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2014 N 87, и распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р, 26.03.2014 было заключено соглашение N 111 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - соглашение от 26.03.2014 N 111), в соответствии с которым, Минжимколхоз РБ принимал на себя обязательства по предоставлению бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан для софинансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период (далее - субсидии) в размере 21 147 900 руб., а администрация принимала на себя обязательства принять указанную сумму и использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р, а также обеспечить софинансирование соответствующих обязательств за счет средств местного бюджета в размере 9 063 390 руб. (пункт 1 соглашения).
Пунктом 1.2 соглашения предусматривалось, что субсидия предоставляется в целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований:
- для погашения кредиторской задолженности организаций коммунального комплекса по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
- для погашения кредиторской задолженности за выполненные работы и мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов коммунальных объектов муниципальной собственности;
- для финансирования работ и мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов коммунальных объектов муниципальной собственности.
Приложением к данному соглашению является график финансирования субсидий в 2014 году.
В дальнейшем, 27.10.2014 к данному соглашению было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым пункт 4.2.4 соглашения от 26.03.2014 N 111 был изложен в следующей редакции: "Обеспечить достижение значений следующих показателей результативности предоставления субсидий: а) снижение суммы задолженности за энергоресурсы до 5% от общего объема задолженности; б) обеспечение 100% готовности объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период 2014-2015 гг. в срок до 15 сентября 2014 года".
Администрацией ГО г. Салават РБ 23.07.2014 было издано постановление N 1500-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан организациям жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период".
В свою очередь, между Управлением городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (управлением) и обществом с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (предприятием) 22.08.2014 было заключено соглашение N 081, в соответствии с которым управление принимало на себя обязательства предоставить предприятию субсидию для финансирования расходов, связанных с обеспечением устойчивого функционирования организаций коммунального хозяйства, поставляющих коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и подготовки объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, в размере 8 944 000 руб. за счет средств республиканского бюджета и 3 833 100 руб. за счет средств местного бюджета, а предприятие принимало на себя обязательства принять данную субсидию и использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением от 26.03.2014 N 111, настоящим соглашением и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2014 N 133-р.
Сумма субсидии 3 833 100 руб. из средств местного бюджета была перечислена обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" Финансовым управлением администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, платежным поручением от 27.08.2014 N 13740.
В материалах настоящего дела имеются отчеты администрации о выполнении мероприятий по софинансированию расходов, и о целевом расходовании субсидий, - содержащие цифровые показатели, и не содержащие какой-либо информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал".
Как верно указано арбитражным судом первой инстанции, Минжилкомхоз РБ не является стороной соглашения от 22.08.2014 N 081, и формальная ссылка в данном соглашении, на соглашение от 26.03.2014 N 111, не означает, что Минжилкомхоз РБ "автоматически" становится стороной соглашения от 22.08.2014 N 081.
Доказательств того, что Минжилкомхоз РБ каким-либо образом санкционировал заключение соглашения от 22.08.2014 N 081, либо перечисление средств местного бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал", материалы дела N А07-26005/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан не содержат, равно как, заявителем не представлено доказательств утверждаемого им факта того, что со стороны Минжилкомхоза РБ на администрацию были возложены какие-либо обязанности по софинансированию общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 апреля 2017 года по делу N А07-26005/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)