Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2017 N Ф07-11083/2017 ПО ДЕЛУ N А05-14207/2016

Требование: Об оспаривании предписания Государственной инспекции строительного и жилищного надзора.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу (управляющая организация) предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения: выпучивание наружных стен, гниение деревянного бруса, отсутствие теплоизоляционного слоя чердачного перекрытия, разрушение окрасочного слоя полов, ненадлежащая работа системы водоотведения (канализационные стоки стекают под дом).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А05-14207/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., рассмотрев 24.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.03.2017 (судья Дмитревская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Романова А.В.) по делу N А05-14207/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (место нахождения: г. Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3; ОГРН 1157746180305; ИНН 7704307993; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (место нахождения: г. Нарьян-Мар, ул. им. В.И.Ленина, д. 27в, кв. 50; ОГРН 1088383000023; ИНН 2983006747; далее - Инспекция) от 25.11.2016 N 202-лк.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19; ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261; далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 30.03.2017 пункт 15 предписания признан недействительным, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержат неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 05.10.2016 N 170-лк в период с 31.10.2016 по 25.11.2016 Инспекция провела внеплановую выездную проверку Общества по вопросам соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 11, расположенным по адресу: Ненецкий автономный округ, с. Нижняя Пеша.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 25.11.2016 N 204-лк, что на здании дома имеется локальное выпучивание наружных стен; деревянный брус поражен гнилью; штукатурный слой фасада покрыт многочисленными трещинами по всей площади, на отдельных участках штукатурный слой отсутствует; канализационные стоки не отводятся по инженерным сетям к септику (инженерная система не работает); чердачное перекрытие первого подъезда подвержено гниению; в лестничных клетках штукатурный и окрасочный слой стен имеют трещины и разрушения по всей площади, на отопительных приборах наблюдается коррозия, отсутствует окрасочный слой; окрасочный слой полов в лестничных клетках поврежден, проступки лестниц стерты; теплоизоляционный слой чердачного перекрытия практически отсутствует, наблюдается ослабление соединений деревянных элементов стропильной системы; вытяжные каналы канализации выведены в холодный чердак, вследствие чего нарушается температурно-влажностный режим чердачного помещения; в чердачном помещении отсутствует освещение, не установлены ходовые доски, присутствует бытовой мусор; кровля дома имеет многочисленные сквозные отверстия; нарушены эксплуатационные качества несущих конструкций балконов дома; створы входных дверей подъездов дома неплотно пригнаны; холодная вода в многоквартирный дом поступает из реки Печора без предварительной очистки; водоотведение не функционирует, канализационные стоки стекают под дом.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 20.04.2017, до 15.01.2017 и до 15.08.2017 Инспекция выдала управляющей организации предписание от 25.11.2016 N 202-лк (пункты 1 - 14, 16).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности указанных пунктов предписания, в удовлетворении заявления в данной части отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу требований которых общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности дома (подпункт "а" пункта 10), безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б" пункта 10), доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в" пункта 10), соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г" пункта 10), постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подпункт "д" пункта 10), соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж" пункта 10); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и его технического состояния, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества (подпункт "а" пункта 11), поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях (подпункт "в" пункта 11), текущий и капитальный ремонт (подпункт "з" пункта 11).
Согласно требованиям Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов отнесены, в частности, выявление признаков выпучивания отдельных участков стен, увлажнения и загнивания деревянных балок; проверка кровли на отсутствие протечек; выявление повреждений несущих кровельных конструкций; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей; проверка состояния внутренней отделки, состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации (пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 18).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в соответствии с которыми организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы; обеспечить периодичность ремонта подъездов, чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения; чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим, не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием; при появлении выпучивания, гниения следует вызвать специализированную организацию; местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев должны устраняться по мере выявления; с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией; при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; следует обеспечивать исправное состояние перекрытий, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, обеспечивать вентиляцию чердачного пространства; пришедшие в ветхое состояние ступени необходимо заменять; окраску конструкций лестниц следует производить через каждые пять лет; следует обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка) систем водопровода и канализации, устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов (пункты 3.2.2, 3.2.3, 3.2.9, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.4, 4.2.2.1, 4.2.2.3, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.4.2, 4.3.1, 4.6.1.1, 4.6.3.1, 4.8.7, 4.8.9, 5.8.3).
В силу требований Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса (подпункты "а", "б" пункта 3).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляющее на основании договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, заключенного с Министерством, деятельность по управлению многоквартирным домом, допустило нарушения указанных требований, которые зафиксированы Инспекцией в акте проверки от 25.11.2016 N 204-лк.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии пунктов 1 - 14, 16 оспариваемого предписания Инспекции упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов Общества нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
При этом, признавая правомерным пункт 14 предписания, согласно которому Обществу следует произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, суды исходили из того, что оно является исполнителем данной коммунальной услуги, предоставляя данную коммунальную услугу ненадлежащего качества с февраля 2016 года при отсутствии каких-либо очистных сооружений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.03.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 по делу N А05-14207/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (место нахождения: г. Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3; ОГРН 1157746180305; ИНН 7704307993) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 29.08.2017 N 67122.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)