Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация, не имея договорных отношений с собственником квартиры, производила начисление за горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды. Оспариваемым предписанием на нее возложена обязанность прекратить выставление платы, произвести перерасчет за излишне оплаченную сумму.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
- от ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - Моисеевой О.В., представителя по доверенности от 01.01.2017 N КЭ-18-18-17/28Д;
- от Государственной жилищной инспекции Камчатского края - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 20.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017
по делу N А24-4720/2016 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Д.Н., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.
По заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края
о признании недействительным предписания
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5; далее - инспекция) от 21.10.2016 N 432/1-5ю.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что со стороны общества отсутствовали какие-либо нарушения, указанные в заявлении гражданки Кузавенковой Л.В., в связи с чем, у инспекции отсутствовали основания для проведения проверки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Также заявитель жалобы полагает, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов не дали надлежащую оценку доводам общества о том, что проверка была проведена с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ, а также оформлена лицом, не являющимся государственным жилищным инспектором.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав соответствующие пояснения; инспекция надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 26.09.2016 N 432 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований действующего законодательстве в сфере жилищных отношений. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданки Кузавенковой Л.В., проживающей в многоквартирном доме N 19 по ул. Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском.
В ходе проведенной проверки инспекцией установлено, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и не имея при этом договорных отношений с собственником квартиры N 93 дома N 19 по ул. Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском, произвело начисление за горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) за период март - сентябрь 2016 года. Результаты проверки отражены в акте от 21.10.2016 N 432/1-5ю.
21.10.2016 должностным лицом инспекции выдано предписание N 432/1-5ю, которым на ПАО "Камчатскэнерго" возложена обязанность в срок до 15.12.2016 прекратить в дальнейшем выставление платы по квартире N 93 за горячее водоснабжение и электроснабжение на ОДН, а также произвести соответствующий перерасчет за период март - сентябрь 2016 года за излишне оплаченную сумму.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который в удовлетворении заявленного требования отказал, придя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта инспекции.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с чем соглашается окружной суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что плата за коммунальный ресурс, потребленный собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на ОДН, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации в отсутствие соответствующего решения общего собрания таких собственников, соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять ее потребителям услуг.
Судами из материалов дела установлено, что управляющей организацией многоквартирного дома N 19 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карла Маркса, является ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска - Камчатского". То есть именно данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанном доме, предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению.
Решение об оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников указанного жилого дома не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как верно указали суды, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, законом возложена на ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска - Камчатского".
Однако в нарушение вышеперечисленных норм жилищного законодательства ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию, в том числе на ОДН, на свои расчетные счета, что нарушает права граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме, на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и установленный законом общий порядок оплаты коммунальных услуг, который не был изменен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, как мотивированно указали судебные инстанции, у административного органа имелись основания для возложения на общество обязанности устранить нарушение путем запрета в дальнейшем выставлять плату за электроснабжение и водоснабжение на ОДН по рассматриваемому адресу.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и исследовав все существенные обстоятельства спора, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое предписание инспекции является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы общества в кассационной жалобе о проведении проверки с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ являлись предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку как несостоятельные. При этом арбитражный суд второй инстанции исходил из того, что грубых нарушений, предусмотренных в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ инспекцией допущено не было, а действующим законодательством, исходя из особенностей проведения внеплановых проверок, предусмотренных частями 3, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлена обязанность Государственной жилищной инспекции Камчатского края по непосредственному вручению приказа о проведении проверки руководителю либо иному уполномоченному лицу под роспись с предъявлением служебных удостоверений.
Довод кассационной жалобы об отсутствии полномочий у ведущего инженера на проведение проверки и выдачу предписания, судебной коллегией не принимается, в связи со следующим.
Часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, широким перечнем полномочий.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением N 493, Постановлением Правительства Камчатского края от 26.12.2013 N 622-П утвержден "Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Камчатского края" (далее - Порядок N 622-П).
Постановлением Правительства Камчатского края от 29.12.2016 N 536-П в вышеуказанный Порядок N 622-П внесены изменения: перечень лиц государственной жилищной инспекции Камчатского края, являющихся государственными жилищными инспекторами, приведен в соответствие федеральному законодательству и дополнен должностями: "Государственный инспектор; Ведущий специалист; Ведущий специалист".
Таким образом, в связи с внесенными законодателем изменениями, перечень должностных лиц, реализующих права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизирован.
То обстоятельство, что уточнение перечня должностей Жилищной инспекции Камчатского края, осуществлено позже, чем вынесено спорное предписание, факта законности проведения проверки должностным лицом жилищной инспекции в установленном законом порядке (на основании приказа руководителя), не опровергает, поскольку частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что все должностные лица органов государственного жилищного надзора, являются государственными жилищными инспекторами. Следовательно, проверка проведена и предписание выдано уполномоченным лицом инспекции.
Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие со стороны общества каких-либо нарушений, указанных в заявлении гражданки Кузавенковой Л.В., также подлежит отклонению судом округа как направленная на переоценку установленных судами обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем доказательств.
Следует отметить, что по существу доводы заявителя кассационной жалобы фактически не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А24-4720/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.07.2017 N Ф03-2529/2017 ПО ДЕЛУ N А24-4720/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ресурсоснабжающая организация, не имея договорных отношений с собственником квартиры, производила начисление за горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды. Оспариваемым предписанием на нее возложена обязанность прекратить выставление платы, произвести перерасчет за излишне оплаченную сумму.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2017 г. N Ф03-2529/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
- от ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - Моисеевой О.В., представителя по доверенности от 01.01.2017 N КЭ-18-18-17/28Д;
- от Государственной жилищной инспекции Камчатского края - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 20.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017
по делу N А24-4720/2016 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Д.Н., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.
По заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края
о признании недействительным предписания
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5; далее - инспекция) от 21.10.2016 N 432/1-5ю.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что со стороны общества отсутствовали какие-либо нарушения, указанные в заявлении гражданки Кузавенковой Л.В., в связи с чем, у инспекции отсутствовали основания для проведения проверки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Также заявитель жалобы полагает, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов не дали надлежащую оценку доводам общества о том, что проверка была проведена с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ, а также оформлена лицом, не являющимся государственным жилищным инспектором.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав соответствующие пояснения; инспекция надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 26.09.2016 N 432 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований действующего законодательстве в сфере жилищных отношений. Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданки Кузавенковой Л.В., проживающей в многоквартирном доме N 19 по ул. Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском.
В ходе проведенной проверки инспекцией установлено, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и не имея при этом договорных отношений с собственником квартиры N 93 дома N 19 по ул. Карла Маркса в г. Петропавловске-Камчатском, произвело начисление за горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН) за период март - сентябрь 2016 года. Результаты проверки отражены в акте от 21.10.2016 N 432/1-5ю.
21.10.2016 должностным лицом инспекции выдано предписание N 432/1-5ю, которым на ПАО "Камчатскэнерго" возложена обязанность в срок до 15.12.2016 прекратить в дальнейшем выставление платы по квартире N 93 за горячее водоснабжение и электроснабжение на ОДН, а также произвести соответствующий перерасчет за период март - сентябрь 2016 года за излишне оплаченную сумму.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который в удовлетворении заявленного требования отказал, придя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта инспекции.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с чем соглашается окружной суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что плата за коммунальный ресурс, потребленный собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на ОДН, не может вноситься напрямую ресурсоснабжающей организации в отсутствие соответствующего решения общего собрания таких собственников, соответственно, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять ее потребителям услуг.
Судами из материалов дела установлено, что управляющей организацией многоквартирного дома N 19 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Карла Маркса, является ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска - Камчатского". То есть именно данная организация является исполнителем коммунальных услуг и организацией, отвечающей за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям, проживающим в указанном доме, предоставляются коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению.
Решение об оплате коммунальных ресурсов на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации общим собранием собственников указанного жилого дома не принималось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как верно указали суды, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с жильцов вышеуказанного многоквартирного дома в г. Петропавловске-Камчатском, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов, законом возложена на ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска - Камчатского".
Однако в нарушение вышеперечисленных норм жилищного законодательства ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" производит начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию, в том числе на ОДН, на свои расчетные счета, что нарушает права граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном доме, на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах и установленный законом общий порядок оплаты коммунальных услуг, который не был изменен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, как мотивированно указали судебные инстанции, у административного органа имелись основания для возложения на общество обязанности устранить нарушение путем запрета в дальнейшем выставлять плату за электроснабжение и водоснабжение на ОДН по рассматриваемому адресу.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и исследовав все существенные обстоятельства спора, суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемое предписание инспекции является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы общества в кассационной жалобе о проведении проверки с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ являлись предметом исследования апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку как несостоятельные. При этом арбитражный суд второй инстанции исходил из того, что грубых нарушений, предусмотренных в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ инспекцией допущено не было, а действующим законодательством, исходя из особенностей проведения внеплановых проверок, предусмотренных частями 3, 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлена обязанность Государственной жилищной инспекции Камчатского края по непосредственному вручению приказа о проведении проверки руководителю либо иному уполномоченному лицу под роспись с предъявлением служебных удостоверений.
Довод кассационной жалобы об отсутствии полномочий у ведущего инженера на проведение проверки и выдачу предписания, судебной коллегией не принимается, в связи со следующим.
Часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, широким перечнем полномочий.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением N 493, Постановлением Правительства Камчатского края от 26.12.2013 N 622-П утвержден "Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Камчатского края" (далее - Порядок N 622-П).
Постановлением Правительства Камчатского края от 29.12.2016 N 536-П в вышеуказанный Порядок N 622-П внесены изменения: перечень лиц государственной жилищной инспекции Камчатского края, являющихся государственными жилищными инспекторами, приведен в соответствие федеральному законодательству и дополнен должностями: "Государственный инспектор; Ведущий специалист; Ведущий специалист".
Таким образом, в связи с внесенными законодателем изменениями, перечень должностных лиц, реализующих права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизирован.
То обстоятельство, что уточнение перечня должностей Жилищной инспекции Камчатского края, осуществлено позже, чем вынесено спорное предписание, факта законности проведения проверки должностным лицом жилищной инспекции в установленном законом порядке (на основании приказа руководителя), не опровергает, поскольку частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что все должностные лица органов государственного жилищного надзора, являются государственными жилищными инспекторами. Следовательно, проверка проведена и предписание выдано уполномоченным лицом инспекции.
Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие со стороны общества каких-либо нарушений, указанных в заявлении гражданки Кузавенковой Л.В., также подлежит отклонению судом округа как направленная на переоценку установленных судами обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем доказательств.
Следует отметить, что по существу доводы заявителя кассационной жалобы фактически не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 по делу N А24-4720/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
И.В.ШИРЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)