Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 4 августа 2015 г. N 96-Р "Об отмене решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 08.04.2015 N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой" по апелляционной жалобе Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области на решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области Роговой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 4 августа 2015 г. N 96-Р "Об отмене решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 08.04.2015 N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой".
Решением Московского областного суда от 18 февраля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Комитет по ценам и тарифам Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установил следующее.
Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 8 апреля 2015 г. N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой" на период по 30 июня 2015 г. определены ставки и размер платы за коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилого помещения на уровне, установленном в период с 1 июля по 31 декабря 2014 г.; установлены и введены в действие ставки на холодную воду, водоотведение, тепловую энергию, горячую воду для расчетов с населением на 2015 год с календарной разбивкой: по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г. согласно приложениям N 1, N 2, N 3; установлены и введены в действие размер платы за услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, отопления жилых помещений при отсутствии приборов учета с календарной разбивкой: по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г. согласно приложениям N 4, N 5, N 6.
Указанное решение опубликовано в газете "Ленинская Шатура" и на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района.
В ходе проведения контрольных мероприятий по результатам рассмотрения обращений граждан Шатурского муниципального района Московской области Комитет по ценам и тарифам Московской области установил, что решение Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 8 апреля 2015 г. N 13/8 принято с превышением полномочий и с нарушением федерального законодательства, в связи с чем административный ответчик принял решение об отмене указанного акта.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области полномочий по установлению размера платы за коммунальные услуги.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 38 которых размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Аналогичное положение закреплено в пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, согласно которому размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что органом регулирования тарифов являются в том числе осуществляющие регулирование цен (тарифов) в конкретной сфере уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Московской областью не принят закон о передаче (перераспределении) полномочий по регулированию тарифов в рассматриваемых сферах Совету депутатов Шатурского муниципального района Московской области.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения административный ответчик не был наделен полномочиями по регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, предусмотренными упомянутыми федеральными законами.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 г. N 1321/46 (далее - Положение), центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности, является Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Полномочия по установлению цен (тарифов), платы, надбавок, предельных индексов, наценок и ставок перечислены в пунктах 12.2 - 12.4 Положения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Комитет по ценам и тарифам Московской области для ресурсоснабжающих организаций Шатурского муниципального района Московской области установил тарифы в сфере теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на 2015 год.
Поскольку Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области принял оспариваемое решение с нарушением федерального законодательства в области государственного регулирования тарифов, что выразилось в установлении собственного размера платы за коммунальные услуги в отсутствие необходимых полномочий, Комитет по ценам и тарифам Московской области, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения", пунктами 12.4.2, 12.4.3 Положения, правомерно отменил решение административного истца.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.08.2016 N 4-АПГ16-12
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. N 4-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области о признании незаконным распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 4 августа 2015 г. N 96-Р "Об отмене решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 08.04.2015 N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой" по апелляционной жалобе Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области на решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области Роговой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 4 августа 2015 г. N 96-Р "Об отмене решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 08.04.2015 N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой".
Решением Московского областного суда от 18 февраля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Комитет по ценам и тарифам Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установил следующее.
Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 8 апреля 2015 г. N 13/8 "Об утверждении размера платы за коммунальные услуги на 2015 год с календарной разбивкой" на период по 30 июня 2015 г. определены ставки и размер платы за коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилого помещения на уровне, установленном в период с 1 июля по 31 декабря 2014 г.; установлены и введены в действие ставки на холодную воду, водоотведение, тепловую энергию, горячую воду для расчетов с населением на 2015 год с календарной разбивкой: по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г. согласно приложениям N 1, N 2, N 3; установлены и введены в действие размер платы за услуги холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, отопления жилых помещений при отсутствии приборов учета с календарной разбивкой: по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г. согласно приложениям N 4, N 5, N 6.
Указанное решение опубликовано в газете "Ленинская Шатура" и на официальном сайте администрации Шатурского муниципального района.
В ходе проведения контрольных мероприятий по результатам рассмотрения обращений граждан Шатурского муниципального района Московской области Комитет по ценам и тарифам Московской области установил, что решение Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 8 апреля 2015 г. N 13/8 принято с превышением полномочий и с нарушением федерального законодательства, в связи с чем административный ответчик принял решение об отмене указанного акта.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области полномочий по установлению размера платы за коммунальные услуги.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 38 которых размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Аналогичное положение закреплено в пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, согласно которому размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Из положений Федеральных законов от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что органом регулирования тарифов являются в том числе осуществляющие регулирование цен (тарифов) в конкретной сфере уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Московской областью не принят закон о передаче (перераспределении) полномочий по регулированию тарифов в рассматриваемых сферах Совету депутатов Шатурского муниципального района Московской области.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого решения административный ответчик не был наделен полномочиями по регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, предусмотренными упомянутыми федеральными законами.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 г. N 1321/46 (далее - Положение), центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности, является Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Полномочия по установлению цен (тарифов), платы, надбавок, предельных индексов, наценок и ставок перечислены в пунктах 12.2 - 12.4 Положения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Комитет по ценам и тарифам Московской области для ресурсоснабжающих организаций Шатурского муниципального района Московской области установил тарифы в сфере теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на 2015 год.
Поскольку Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области принял оспариваемое решение с нарушением федерального законодательства в области государственного регулирования тарифов, что выразилось в установлении собственного размера платы за коммунальные услуги в отсутствие необходимых полномочий, Комитет по ценам и тарифам Московской области, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения", пунктами 12.4.2, 12.4.3 Положения, правомерно отменил решение административного истца.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)