Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2017 N 4А-390/2017

Требование: Об отмене акта о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23.2 КоАП РФ (нарушение требований о передаче технической документации на многоквартирный дом...).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2017 г. N 4а-390/2017


Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Ж. на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** ООО "***" Д.,

установил:

постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 01 сентября 2016 года N *** *** ООО "***" (далее - ООО "***", управляющая компания, общество) Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - заместитель начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Ж. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным.
В возражениях Д. полагает решение судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Частью 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в п. п. 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416).
Согласно п. 19 названных Правил организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 этих же Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подп. "б" п. 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "***" осуществляло управление многоквартирным домом N *** по ул. *** на основании договора управления многоквартирным домом от 11 февраля 2016 года.
Внеочередным собранием собственников помещений названного дома принято решение, оформленное протоколом от 30 апреля 2016 года, об изменении способа управления многоквартирным домом на товарищество собственников недвижимости. В соответствии с этим решением создано ТСН "***".
ТСН "***" 07 июня 2016 года обратилось в управляющую компанию с заявлением о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, одновременно к заявлению приложен протокол общего собрания от 30 апреля 2016 года.
Основанием для привлечения *** ООО "***" Д. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ послужило выявленное жилищной инспекцией несоблюдение управляющей компанией требований жилищного законодательства относительно порядка передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, ТСН "***".
В нарушение требований ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, п. 19 Правила N 416, решения, принятого 30 апреля 2016 года на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома N *** по ул. ***, и полученного 07 июня 2016 года обществом уведомления управляющая компания не передала ТСН "***" техническую документацию на многоквартирный дом и иную связанную с управлением таким домом документацию.
Полагая, что в бездействии *** ООО "***" Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом жилищной инспекции составлен протокол об административном правонарушении и 01 сентября 2016 года вынесено постановление N *** о назначении Д. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица жилищной инспекции от 01 сентября 2016 года N ***, судья районного суда указал, что 07 июня 2016 года ООО "***" было уведомлено о принятом собственниками помещений многоквартирного жилого дома решения об изменении способа управления многоквартирным домом, в связи с чем у общества возникла обязанность передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением таким домом документы ТСН "***" в установленный законом срок, однако данная обязанность выполнена не была.
Приняв во внимание данное обстоятельство, судья указал, что из постановления должностного лица невозможно установить дату совершения административного правонарушения и на основании чего административный орган исчисляет срок давности привлечения к административной ответственности с 03 августа 2016 года.
С учетом изложенного, судьей принято решение об отмене постановления заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 01 сентября 2016 года N *** и прекращении производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вывод судьи является ошибочным.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из постановления должностного лица следует, что вмененное Д. правонарушение состояло в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть являлось длящимся.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Днем обнаружения административного правонарушения по настоящему делу является день, когда должностное лицо административного органа выявило факт его совершения, то есть 03 августа 2016 года (02 августа 2016 года жилищной инспекцией получено письмо от ООО "***" от 01 августа 2016 года N *** о том, что передать техническую документацию на дом не представляется возможным).
Следовательно, срок давности привлечения *** общества Д. к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения начал исчисляться 03 августа 2016 года и истек 03 ноября 2016 года.
Таким образом, постановление от 01 сентября 2016 года N *** вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах содержащийся в решении судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года вывод о том, что из постановления должностного лица невозможно установить дату совершения административного правонарушения, является ошибочным и подлежит исключению из обжалуемого судебного акта.
Также подлежит исключению из судебного решения суждение о том, что вывод должностного лица о непринятии Д. всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения сделан без оценки представленных и имеющихся в материалах дела доказательств. Данное суждение судьи должным образом не мотивировано, не основано на материалах дела.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года и вынесении по делу нового решения, которым постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 01 сентября 2016 года N *** оставить без изменения.
В силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения в Оренбургском областном суде жалобы должностного лица срок давности привлечения Д. к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года, состоявшееся в отношении *** ООО "***" Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, отменено быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Ж. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 2017 года, вынесенное в отношении *** ООО "***" Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, изменить, исключив из него суждение о том, что вывод должностного лица о непринятии Д. всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения сделан без оценки представленных и имеющихся в материалах дела доказательств, а также вывод о том, что из постановления невозможно установить, с какого момента подлежит исчислению событие административного правонарушения и на основании чего административный орган исчисляет срок привлечения с 03 августа 2016 года.
В остальной части указанное судебное решение оставить без изменения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда
С.В.БЕЛИНСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)