Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу N А12-7342/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (ИНН 3443093176, ОГРН 1123461002950, адрес местонахождения: 400081, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 102)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5)
о признании незаконными действий,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Дзержинского района Волгограда (ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012, адрес местонахождения: 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122),
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда", Общество) с заявлением о признании незаконными действий Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в г. Волгограде из реестра лицензии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Дзержинского района Волгограда (далее - Администрация).
Решением от 05 июля 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконными действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
Кроме того, суд взыскал с Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда", Администрация Дзержинского района Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 62796 6), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 62798 0), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Администрация Дзержинского района Волгограда извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (информация с сайта "Почта России" о вручении почтового отправления N 627997-12.09.2016), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02.09.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" обратилось 22.07.2015 в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области с заявлением о включении сведений об управлении многоквартирным домом N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, приложив к заявлению копии протокола общего собрания собственников помещений от 21.07.2015, договора управления от 21.07.2015, реестра подписей собственников помещений многоквартирного дома N 26 по улице Землячки в Волгограде к договору управления.
На основании указанных документов Инспекцией принято решение о включении с 01.08.2015 в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом N 26 по улице Землячки обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", о чем письмом от 28.07.2015 уведомлено общество.
В связи с поступлением в Инспекцию обращения собственника помещения в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде относительно соблюдения порядка принятия общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме решения о выборе способа управления управляющей организацией и заключении договора управления, Инспекцией организована проверка по вопросу соблюдения порядка принятия собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде в форме очного голосования решения о выборе способа управления указанным многоквартирным домом управляющей организацией, о заключении договора управления с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
Результаты проверки оформлены актом от 25.11.2015 N 439, в котором указано, что договор управления подписан собственниками помещений, обладающими 4542,63 голосами, что составляет 47,26 процента от общего числа голосов в доме, в связи с чем общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде было неправомочно (не имело кворума) принимать решение по вопросам повестки дня.
Полагая, что договор управления многоквартирным домом N 26 по улице Землячки в Волгограде с заявителем фактически не заключен, законных оснований для направления в инспекцию уведомления, предусмотренного пунктом 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, у заявителя не имелось, в связи с чем сведения об управлении вышеупомянутым домом обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" внесены Инспекцией на основании недостоверных данных, 26.11.2015 Инспекцией принято решение об исключении с 01.12.2015 сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде из реестра лицензий Волгоградской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", полагая действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензии незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области нарушены требования статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи чем оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22 июля 2015 года в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о внесении дома N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами. К заявлению приложены решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.07.2015 и договор управления от 21.07.2015.
Письмом от 28.07.2015 Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области уведомила общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о внесении с 01.08.2015 сведений об управлении указанным домом в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.
Впоследствии письмом от 10.02.2016 N 04/0048 Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области сообщила Обществу об исключении с 01.12.2015 сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий Волгоградской области на основании решения от 26.11.2015.
Основанием для принятия решения послужили выводы о незаключенности договора управления в связи с установленными в ходе проверки фактами выбора способа управления собственниками помещений многоквартирного дома N 26 по улице Землячки в Волгограде управляющей организацией при отсутствии кворума, а также подписания договора управления без соблюдения положений части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня подписания.
Часть 2 статьи 98 ЖК РФ предусматривает обязанность лицензиатов направлять в органы государственного жилищного надзора сведения о заключении и расторжении договора управления идентичные по объему и содержанию тем сведениям, которые подлежат размещению на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (пункт 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" в случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган государственного жилищного надзора письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.
Как было указано выше, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении дома N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами, приложив решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.07.2015 (протокол общего собрания собственников помещений (путем проведения очного голосования) и договор управления от 21.07.2015.
Письмом от 28.07.2015 Инспекция уведомила Общество о внесении с 01.08.2015 сведений об управлении указанным домом в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом, действующим законодателем не предусмотрен.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, соглашение сторон о прекращении управления многоквартирными домами, расторжении договора управления многоквартирным домом в материалах дела отсутствует.
На момент исключения инспекцией сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензий, решение общего собрания собственников помещений указанного дома об избрании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" управляющей организацией, а также договор управления, заключенный с указанным Обществом, в судебном порядке не оспорены и, соответственно, недействительными не признаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, самостоятельно сделав вывод о нарушении порядка заключения с заявителем договора управления и в отсутствие решения суда, подтверждающего данный вывод, исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем спорным домом, превысив свои полномочия, подменив собой судебный орган.
При таких обстоятельствах Инспекцией нарушены требования статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи чем оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2016 по делу N А12-47169/2015.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Учитывая, что с 12.05.2016 Инспекцией внесены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Волгоградской области сведения об управлении многоквартирным дом N 26 по улице Землячки в Волгограде обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости обязания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области привести в соответствие сведения, содержащиеся в реестре лицензий.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу N А12-7342/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2016 N 12АП-8543/2016 ПО ДЕЛУ N А12-7342/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. по делу N А12-7342/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу N А12-7342/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (ИНН 3443093176, ОГРН 1123461002950, адрес местонахождения: 400081, г. Волгоград, ул. Ангарская, д. 102)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5)
о признании незаконными действий,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Дзержинского района Волгограда (ИНН 3443900373, ОГРН 1023402975012, адрес местонахождения: 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122),
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда", Общество) с заявлением о признании незаконными действий Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в г. Волгограде из реестра лицензии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Дзержинского района Волгограда (далее - Администрация).
Решением от 05 июля 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области признал незаконными действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензии общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
Кроме того, суд взыскал с Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда", Администрация Дзержинского района Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "УК ЖКХ Дзержинского района Волгограда" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 62796 6), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 62798 0), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Администрация Дзержинского района Волгограда извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (информация с сайта "Почта России" о вручении почтового отправления N 627997-12.09.2016), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02.09.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" обратилось 22.07.2015 в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области с заявлением о включении сведений об управлении многоквартирным домом N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, приложив к заявлению копии протокола общего собрания собственников помещений от 21.07.2015, договора управления от 21.07.2015, реестра подписей собственников помещений многоквартирного дома N 26 по улице Землячки в Волгограде к договору управления.
На основании указанных документов Инспекцией принято решение о включении с 01.08.2015 в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом N 26 по улице Землячки обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", о чем письмом от 28.07.2015 уведомлено общество.
В связи с поступлением в Инспекцию обращения собственника помещения в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде относительно соблюдения порядка принятия общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме решения о выборе способа управления управляющей организацией и заключении договора управления, Инспекцией организована проверка по вопросу соблюдения порядка принятия собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде в форме очного голосования решения о выборе способа управления указанным многоквартирным домом управляющей организацией, о заключении договора управления с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда".
Результаты проверки оформлены актом от 25.11.2015 N 439, в котором указано, что договор управления подписан собственниками помещений, обладающими 4542,63 голосами, что составляет 47,26 процента от общего числа голосов в доме, в связи с чем общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде было неправомочно (не имело кворума) принимать решение по вопросам повестки дня.
Полагая, что договор управления многоквартирным домом N 26 по улице Землячки в Волгограде с заявителем фактически не заключен, законных оснований для направления в инспекцию уведомления, предусмотренного пунктом 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, у заявителя не имелось, в связи с чем сведения об управлении вышеупомянутым домом обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" внесены Инспекцией на основании недостоверных данных, 26.11.2015 Инспекцией принято решение об исключении с 01.12.2015 сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки в Волгограде из реестра лицензий Волгоградской области.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", полагая действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензии незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области нарушены требования статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи чем оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22 июля 2015 года в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о внесении дома N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами. К заявлению приложены решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.07.2015 и договор управления от 21.07.2015.
Письмом от 28.07.2015 Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области уведомила общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о внесении с 01.08.2015 сведений об управлении указанным домом в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.
Впоследствии письмом от 10.02.2016 N 04/0048 Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области сообщила Обществу об исключении с 01.12.2015 сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий Волгоградской области на основании решения от 26.11.2015.
Основанием для принятия решения послужили выводы о незаключенности договора управления в связи с установленными в ходе проверки фактами выбора способа управления собственниками помещений многоквартирного дома N 26 по улице Землячки в Волгограде управляющей организацией при отсутствии кворума, а также подписания договора управления без соблюдения положений части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В силу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
На основании пункта 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня подписания.
Часть 2 статьи 98 ЖК РФ предусматривает обязанность лицензиатов направлять в органы государственного жилищного надзора сведения о заключении и расторжении договора управления идентичные по объему и содержанию тем сведениям, которые подлежат размещению на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (пункт 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" в случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган государственного жилищного надзора письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.
Как было указано выше, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении дома N 26 по улице Землячки Волгограда в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами, приложив решение собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21.07.2015 (протокол общего собрания собственников помещений (путем проведения очного голосования) и договор управления от 21.07.2015.
Письмом от 28.07.2015 Инспекция уведомила Общество о внесении с 01.08.2015 сведений об управлении указанным домом в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом, действующим законодателем не предусмотрен.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, соглашение сторон о прекращении управления многоквартирными домами, расторжении договора управления многоквартирным домом в материалах дела отсутствует.
На момент исключения инспекцией сведений о многоквартирном доме N 26 по улице Землячки Волгограда из реестра лицензий, решение общего собрания собственников помещений указанного дома об избрании общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" управляющей организацией, а также договор управления, заключенный с указанным Обществом, в судебном порядке не оспорены и, соответственно, недействительными не признаны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, самостоятельно сделав вывод о нарушении порядка заключения с заявителем договора управления и в отсутствие решения суда, подтверждающего данный вывод, исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем спорным домом, превысив свои полномочия, подменив собой судебный орган.
При таких обстоятельствах Инспекцией нарушены требования статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи чем оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.09.2016 по делу N А12-47169/2015.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Учитывая, что с 12.05.2016 Инспекцией внесены в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Волгоградской области сведения об управлении многоквартирным дом N 26 по улице Землячки в Волгограде обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости обязания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области привести в соответствие сведения, содержащиеся в реестре лицензий.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу N А12-7342/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)