Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2015 N 11АП-17243/2015 ПО ДЕЛУ N А55-12450/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. по делу N А55-12450/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области - Быковой Т.В. (доверенность от 30.01.2015 N 1905-и),
представитель товарищества собственников жилья "Ленинский, 12" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области
на решение Самарской области от 26 октября 2015 года по делу N А55-12450/2015 (судья Лихачев А.А.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Ленинский, 12" (ОГРН 1116320008738, ИНН 63212699452) г. Тольятти, Самарская область,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным предписания,

установил:

товарищество собственников жилья "Ленинский, 12" (далее - заявитель, ТСЖ "Ленинский, 12") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ГЖИ самарской области, жилищная инспекция) о признании незаконным предписания от 25.02.2015 N ТЦр-26977 (л.д. 5-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 по делу N А55-12450/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от 25.02.2015 N ТЦр-26977, выданное Товариществу собственников жилья "Ленинский, 12" об устранении нарушений в срок до 25.05.2015 (л.д. 83-85).
В апелляционной жалобе ГЖИ Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 90-93).
ТСЖ "Ленинский, 12" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя ТСЖ "Ленинский, 12", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель жилищной инспекции поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя жилищной инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ГЖИ Самарской области проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении Товарищества собственников жилья "Ленинский, 12" по вопросу нарушения соблюдения требований действующего жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу отопления.
По результатам этой проверки составлен акт от 25.02.2015 N ТАвз-26977, на основании которого 25.02.2015 вынесено предписание (л.д. 9-11).
Указанным Предписанием заявителю предписано в срок до 25.05.2015 устранить нарушения действующего жилищного законодательства РФ, предоставить в ГЖИ Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение.
Предписанием заявителю предписано: производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим в проверяемом объекте в соответствии с пунктом 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением РФ от 23.05.2006 N 307.
Заявитель, не согласившись с данным предписанием, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний прибора учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, то есть в компетенцию собрания собственников помещений в многоквартирном доме изменение правил предоставления коммунальных услуг гражданам не входит.
Расчет платы за коммунальные услуги осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30.06.2012 (приказ Министерства от 13.09.2012 N 207).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению в жилых помещениях определяется на основании установленных нормативов потребления и тарифа на тепловую энергию, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что учет размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета определяется по формуле: Poi = Si x Vt x Tt, где Si - площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома кв. м; Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Tt - тариф на тепловую энергию, установленный постановлением главы г.о. Тольятти (руб. /Гкал). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год для расчета используется норматив потребления тепловой энергии на отопление.
В силу пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
В рассматриваемом случае в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, проспект Ленина, дом 12, установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
В соответствии с требованиями пункта 21 Правил N 307, плата за отопление должна рассчитываться равными долями в течение года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель обязан один раз в год произвести корректировку платы.
Расчет платы потребителям за коммунальную услугу отопление производится по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии. Плата за отопление взимается по схеме 1/12.
Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
На основании решения общего собрания собственников ТСЖ "Ленинский, 12", состоявшегося 02.01.2014 об определении направления использования средств экономии по статье "отопление" - средства экономии направлены на нужды дома (текущий ремонт) (л.д. 72-73).
Жилищная инспекция, принимая оспариваемое Предписание, указывает на отсутствие полномочий у собрания собственников помещений в многоквартирном доме на изменение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно положениям статьи 44 ЖК РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что выводы жилищной инспекции являются не обоснованными, поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
Согласно пункту 4.1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников компетентно в принятии решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме, при этом в ЖК РФ не указано, что при решении вопроса о текущем ремонте собственники не вправе определять источник финансирования текущего ремонта.
Положениями пунктом 27 вышеназванных Правил, установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" (отопление) пункта 21 указанных Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Суд первой инстанции правильно указал, что жилищная инспекция не обосновала правомерность выдачи оспариваемого предписания ТСЖ, поскольку решение о перераспределении денежных средств, полученных в результате корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, на погашение затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, принято не ТСЖ, а общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений не признано незаконным.
Оспариваемым предписанием нарушаются права и законные интересы ТСЖ, при осуществлении финансовой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года по делу N А55-12450/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)