Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2017 N 15АП-12480/2017 ПО ДЕЛУ N А32-44797/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2017 г. N 15АП-12480/2017

Дело N А32-44797/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Шевчук Р.В. - представитель по доверенности от 24.11.2016,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.06.2017 по делу N А32-44797/2016,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Олимп"
к заинтересованному лицу - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
при участии третьего лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании действий по начислению платы собственникам помещений незаконными,
установил:

товарищество собственников жилья "Олимп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - организация) о признании незаконными действий по начислению платы собственникам помещений, расположенных в многоэтажном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Постовая, дом 33, за капитальный ремонт на счет некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что собственники помещений многоквартирного дома своевременно не реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специализированном счете.
Товарищество собственников жилья "Олимп" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Товарищество направило письмо N 8 от 13.08.2014 о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специализированном счете, однако ответ на письмо не был дан инспекцией; счета-квитанции с учетом долга, исчисленного с ноября 2014, начали поступать товариществу только в июне 2016 года, в связи с чем, товарищество не могло знать, что принятое решение о специальном счете не реализовано; постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 30.07.2014 N 5192 не было своевременно исполнено как заинтересованным лицом, так и инспекцией.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в июне 2016 года в адрес ТСЖ "Олимп" начали поступать квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов". В указанных квитанциях содержится требование об оплате взносов за период с ноября 2014 года по июнь 2016 года.
Товарищество обратилось в адрес инспекции (письмо от 18.07.2016 N 28) с заявлением о разъяснении причин выставления данных счетов, сославшись на то что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в июне 2014 года было принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, о чем инспекция была уведомлена.
В ответ на данное обращение инспекция пояснила, что пакет документов, предусмотренный ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, представлен в инспекцию 22.09.2014, т.е. за пределами установленного срока. Поскольку собственники помещений многоквартирного дома своевременно не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта, было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Товарищество считает действия по включению многоквартирного дома в реестр регионального оператора фонда капитального ремонта незаконными, поскольку письмом N 8 от 13.08.2014 товарищество уведомило инспекцию об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
На основании вышеуказанных обстоятельств, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Постовая, д. 33, включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов согласно постановлению Главы Администрации Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы".
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, до 1 июля 2014 года.
Согласно частям 4 - 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ в целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме обязаны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено такое решение.
Датой реализации решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора является дата получения региональным оператором копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено такое решение.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в порядке, установленном частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 1 или частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи или частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Из материалов дела видно, что письмо товарищества N 8 от 13.08.2014 об уведомлении инспекции о принятии 27.06.2014 собранием собственником помещений в многоквартирном доме решения о формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, об открытии специального счета в ОАО "МИнБ" поступило в инспекцию 22.09.2014, о чем имеется соответствующая отметка (т. 1 л.д. 24).
Поскольку товарищество не направило протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.06.2014 и доказательства открытия специального расчетного счета в срок до 01.07.2014, инспекция пришла к верному выводу о том, что товариществом выбранный способ формирования фонда капитального ремонта своевременно не реализован.
Таким образом, в отношении многоквартирного дома по ул. Постовая, д. 33 в г. Краснодаре было обоснованно принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных товариществом требований, поскольку действия регионального оператора и уполномоченного органа соответствовали нормам жилищного законодательства.
Судебной коллегией не установлено объективных обстоятельств, не зависящих от воли товарищества, которые препятствовали ему реализовать свое право в установленный законом срок.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.06.2017 по делу N А32-44797/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)