Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2016 N 11АП-69/2016 ПО ДЕЛУ N А65-19575/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2016 г. по делу N А65-19575/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от истца - товарищества собственников жилья "Поляна" - представитель Косурова А.А. (доверенность от 18.01.2016),
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ТехноКонсалтинг-Казань" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 февраля 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2015 года по делу N А65-19575/2015 (судья Спиридонова О.П.)
по иску товарищества собственников жилья "Поляна" (ОГРН 1111690068390, ИНН 1660157842), г. Казань,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" (ОГРН 1021603615670, ИНН 1660022161), г. Казань,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "ТехноКонсалтинг-Казань", г. Казань,
о взыскании 1 739 012 рублей 98 копеек долга,

установил:

ТСЖ "Поляна" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" о взыскании долга в сумме 1 739 012 рублей 98 копеек за период с 01.12.2011 по 01.05.2013 в виде переплаты за услуги отопления.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2015 иск удовлетворен частично.
С ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" в пользу товарищества собственников жилья "Поляна" взыскано 1 274 412 рублей 98 копеек долга, 19 916 рублей расходов по госпошлине.
В остальной части иска отказано.
Кроме того, с ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" взыскано 2 355 рублей 10 копеек госпошлины в доход бюджета и с ТСЖ "Поляна" - 8 119 рублей 03 копейки.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Поляна" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя ответчика, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор теплоснабжения N 1/12 от 01.12.2011 (л.д. 63-68 т. 1).
В соответствии с п. 1.1 договора энергоснабжающая организация - ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ", обязуется подавать абоненту - ТСЖ "Поляна", тепловую энергию, а абонент оплачивать принятую тепловую энергию в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана производить поставку тепловой энергии в объеме 2754, 72 Гкал в год, заявленное количество энергии является приблизительным. Итоговый поставленный объем тепловой энергии зависит от фактической температуры наружного воздуха.
Абонент обязан производить оплату стоимости потребленного количества тепловой энергии до 10 числа месяца следующего за расчетным, на основании акта приема-передачи тепловой энергии путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации (п. 4.1 договора), по тарифам, установленным Комитетом по тарифам РТ (п. 2.1.3 договора).
Как указывает истец - ТСЖ "Поляна", количество тепловой энергии, поставляемой в 2012-2013 гг. определялась ресурсоснабжающей организацией по Методике Памфилова К.Д., что привело к необоснованному завышению предъявленных к оплате сумм за полученную тепловую энергию.
Законодателем в ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При этом согласно п. 40 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Формула выглядит следующим образом:
Pi=S{\sub i x N{\sub т x T{\sub т где:
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- N{\sub т - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- Т{\sub т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, размер платы за коммунальную услугу по отоплению также определяется по вышеуказанной формуле.
Из ст. 157 Жилищного кодекса РФ следует, что нормативы потребления коммунальных, услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
В с п. 3.3.4 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (Министерство), утвержденного постановлением КМ РТ от 6 июля 2005 года N 313, Министерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе утверждает нормативы потребления коммунальных услуг.
Во исполнение требований вышеназванного законодательства, а также в соответствии с Положением о Министерстве, Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 132/о "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан" утверждены и введены в действие с 1 сентября 2012 года прилагаемые: - нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных и жилых домах с централизованными системами теплоснабжения до 1999 года постройки для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан; - нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирных и жилых домах с централизованными системами теплоснабжения после 1999 года постройки для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан.
При этом указанные в Приказе нормативы применяются только в случае отсутствия проектных и паспортных данных о часовой тепловой нагрузке на отопление многоквартирных или жилых домов.
При наличии проектных и паспортных данных о часовой тепловой нагрузке на отопление многоквартирных или жилых домов применяется норматив потребления тепловой энергии на отопление, определенный по формулам 18, 19 приложения к Правилам установления и определения коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", с применением среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд, данных по продолжительности отопительного периода. При отсутствии такой информации данные определяются исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Согласно п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Проектные и паспортные данные о часовой тепловой нагрузке на отопление многоквартирных домов Научного городка отсутствуют.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 сентября 2013 года N 770 "О порядке определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению" установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в муниципальных районах, в том числе в Высокогорском районе и г. Казани, применяются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, то есть до издания и опубликования Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 132/о, которым утверждаются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению многоквартирных и жилых домов с централизованными системами теплоснабжения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09 апреля 2010 года N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них" рекомендованы следующие нормативы потребления тепловой энергии на отопление для населения:
1) для многоквартирных домов с количеством этажей 5-9 до 1999 года постройки включительно - 0,016 Гкал/кв. м в месяц;
2) для многоквартирных домов с количеством этажей 9 после 1999 года постройки - 0,008 Гкал/кв. м в месяц.
Таким образом, норматив потребления тепловой энергии на отопление для населения в многоквартирном доме N 1 Научного городка г. Казани, 1973 года постройки, составляет 0,016 Гкал/кв. м в месяц; в многоквартирном доме N 2 Научного городка г. Казани, 1974 года постройки, составляет 0,016 Гкал/кв. м в месяц; в многоквартирном доме N 3 Научного городка г. Казани, 1982 года постройки, составляет 0,016 Гкал/кв. м в месяц; в многоквартирном доме N 4 Научного городка г. Казани, 2001 года постройки, составляет 0,008 Гкал/кв. м в месяц (л.д. 75, 76 т. 1).
Согласно представленного суду протокола N 4 собственники многоквартирного дома N 4 по ул. Научный городок в г. Казани общим собранием собственников с 14.03.2011 г. выбрали способ управления, решив создать товарищество собственников жилья (л.д. 20 т. 2).
Приборы учетов тепловой энергии в домах N N 1, 2, 3, 4 по ул. Научный городок в г. Казани были приняты в эксплуатацию только в декабре 2013 г., о чем свидетельствуют акты приема в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии (л.д. 22-25 т. 2) и подтверждается результатами прокурорской проверки (исх. N 281ш13/12522 от 10.12.2013 г. л.д. 25-27 т. 1).
Начисления жилищно-коммунальных услуг для ТСЖ "Поляна" осуществляет ООО "ТехноКонсалтинг-Казань" (третье лицо по настоящему делу) на основании договора N 234 от 01.12.2011 г., заключенному между ТСЖ "Поляна" и ООО "ТехноКонсалтинг-Казань" (л.д. 69 т. 1).
Договор теплоснабжения N 1/12 от 01.12.2011 г. между сторонами расторгнут, услуга теплоснабжения ответчиком не оказывается, спорные денежные средства ответчиком не возвращены, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу норм статей 544, 539 - 547, 541, 548, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Как следует из расчета истца нормативы по отоплению рассчитывались ответчиком не по постановлению КМ РТ от 09.04.2010 года N 250 и не по постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, а по Методике Панфилова, согласно которой, норматив по отоплению был рассчитан через объем, а не через площадь жилых домов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" раздел III "Условия договора, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг и порядок его заключении" (п. 19), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих правилах способом.
Методика Панфилова, по которой ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" производило расчет норматива на отопление в спорном периоде, не применима при финансовых расчетах ресурсоснабжающих организаций с потребителями тепла. (Письмо Роспотребнадзора РФ от 09.08.2012 г. и письмо Центра экономических и социальных исследований при КМ РТ от 2011 г.) Для расчета нормативов на отопление следует применять постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
Для расчетов по отоплению необходимо принимать период с 01 декабря 2011 года по 01 мая 2013 года, поскольку договор теплоснабжения N 1/12 от 01 декабря 2011 года не был пролонгирован на 2013 год. ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" в мае 2013 года была разобрана теплотрасса, по которой поставлялась тепловая энергия в многоквартирные дома Научного городка, в связи с чем, исполнение договора на поставку тепла стало не возможным.
В Уставе ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ", как указано в письме из Прокуратуры Высокогорского района РТ от 21.01.2014 года N 281ж-13, деятельность теплоснабжения не предусмотрена.
Вместе с тем, поскольку услуга по поставке тепла ТСЖ "Поляна" фактически была оказана, данные начисления за отопительный период 2012-2013 года необходимо принять до 01 мая 2013 года.
Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством РФ не допускается.
Неотъемлемой частью договора должен быть расчет плана потребления распределенный по месяцам. Указанный расчет в договоре N 1 от 1 декабря 2011 г. отсутствует.
Как следует из пояснений ООО "Техноконсалтинг-Казань" (ЕРЦ), в соответствии с условиями агентского договора N 234 от 01.12.2012 года ТКК (ООО "Техноконсалтинг- Казань") на основании сведений передаваемых уполномоченным лицом ТСЖ "Поляна" (тарифы, объемы оказанных услуг, количество проживающих, показания приборов учета и др.) формирует информационную базу данных начислений по домам, находящимся в управлении ТСЖ "Поляна" (ул. Научный городок, дома N N 1, 2, 3, 4).
Расчет начислений по электроснабжению, холодному водоснабжению производится ТКК в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Расчет нормативного количества тепловой энергии в жилых домах по улице Научный городок производится на основании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг":
- - по дому N 1 тариф составляет 19,81 = 0.0177850067161128 (норматив на отопление на 1 кв. м) * 1114,10 (стоимость 1 Гкал). По характеристикам дома 0.0177850067161128 = 0,37 (удельная отопительная характеристика здания) * 0,98 (поправочный коэффициент на климатические условия) * 13423 (объем дома)/ 3066,5 (площадь дома) * (20 (температура внутреннего воздуха) + 5.7 (средняя температура наружного воздуха)) * 24 (число часов работы системы отопления) * 218 (продолжительность работы системы отопления за отопительный период)* 0,000001 /12* 1 * 1; - по дому N 2 тариф составляет 18,13 = 0.016274059067558 (норматив на отопление на 1 кв. м) * 1114,10 (стоимость 1 Гкал). Объем дома 12702, площадь 3171,20;
- - по дому N 3 тариф составляет 20,33= 0.0182471095936362 (норматив на отопление на 1 кв. м) * 1114,10 (стоимость 1 Гкал). Объем дома 12477, площадь 2778,20;
- - по дому N 4 тариф составляет 21,71= 0.0194865603300202 (норматив на отопление на 1 кв. м) * 1114,10 (стоимость 1 Гкал). Объем дома 17902, площадь 3732.62.
При этом суд первой инстанции верно указал, что данные обстоятельства являлись предметом исследования в рамках арбитражного дела N А65-28544/2013 и нашли свое отражение в решении суда от 29.04.2014 г. (л.д. 7-12 т. 1), судебный акт вступил в законную силу.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела установлено, что за период с 01.12.2011 г. по 01.05.2013 г. за услуги теплоснабжения истцу начислено 3068632 рубля 91 копейка.
Истец в спорном периоде за потребленные теплоресурсы оплатил 4343045 рублей 89 копеек.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований, переплата составила1274412 рублей 98 копеек.
При этом суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства переплаты платежное поручение N 51 от 31.01.2012 г. на сумму 450.000 рублей. Согласно письму за подписью председателя ТСЖ "Поляна" (т. 2, л.д. 31) адресованному ответчику данные денежные средства учтены в счет погашения долга ТСЖ "Поляна" перед ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" по договору о переводе долга от 01.12.2011 г. (т. 2, л.д. 32-33).
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2015 года по делу N А65-19575/2015, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2015 года по делу N А65-19575/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)