Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2017 N 10АП-17549/2017 ПО ДЕЛУ N А41-51579/17

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2017 г. по делу N А41-51579/17


Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2017 года по делу N А41-51579/17, принятое судьей Криворучко Е.С.,
по заявлению военного прокурора Красногорского гарнизона
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
о привлечении к административной ответственности,

установил:

военный прокурор Красногорского гарнизона (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заинтересованное лицо, ООО "ГУЖФ", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2017 года по делу N А41-51579/17 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб. (л.д. 91 - 95).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
От прокуратуры поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой заявитель просит суд оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2017 года военной прокуратурой Красногорского гарнизона проведена проверка соблюдения ООО "ГУЖФ" законодательства в сфере технического регулирования.
В ходе проверки произведен осмотр лифта, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка-1, д. 26, в ходе которого выявлены следующие нарушения:
1. В кабине лифта отсутствует источник аварийного освещения в случае перебоя в электроснабжении, нарушены требования Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 пункта 1.6 ТР ТС, пункт 5.5.6.15.2 ГОСТ Р 53780-2010.
2. Дверь в МП не оборудована замком отпираемым изнутри без ключа, нарушены требования пункта 5.3.3.8 ГОСТ Р 53780.
3. Недостаточное освещение кабины лифта. Освещение кабины лифта составляет 11 лк, нарушены требования Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 пункта 1.6 ТР ТС.
4. Отсутствует ограждение на кабине, нарушен пункт 1.24 требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1, пункт 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780-2010.
5. Не освещен подход к машинному помещению, нарушено требование Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 пункт 1.28, пункт 5.5.6.8 ГОСТ Р 53780-2010.
6. Недостаточное освещение шахты лифта. Освещение шахты составляет 38 лк, нарушен пункт 1.28 требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1, пункт 5.5.6.6 ГОСТ Р 53780-2010.
По результатам проверки составлен протокол осмотра от 27 июня 2017 года (л.д. 27 - 29).
28 июня 2017 года военным прокурором Красногорского гарнизона в отношении ООО "ГУЖФ" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д. 9 - 14).
В связи с тем, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи арбитражных судов, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности в связи со следующим.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
Данное положение введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и вступило в силу с 01 сентября 2014 года.
Поименованная норма продублирована и Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в частности, согласно статье 192 Жилищного кодекса предпринимательская деятельность управляющих организаций по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года.
После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.3 указанной статьи Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общество является управляющей организацией многоквартирными домами и непосредственно обеспечивает организацию эксплуатации общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. При этом данную деятельность общество осуществляет на основании лицензии от 03 июня 2015 года N 775 (л. д. 78 - 79).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с пунктами 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты и другое инженерное оборудование. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определяются Правилами технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170).
В качестве объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ обществу вменяется нарушение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 п. 1.6 ТР ТС и ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.6.15.2; нарушение требований ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.3.2.3; нарушение требований ГОСТ Р 53780 п. 5.3.3.8; нарушение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 п. 1.6; нарушение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 п. 1.24 и ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.4.4.3.3; нарушение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 п. 1.28 и ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.6.8; нарушение требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" Приложения 1 п. 1.28 и ГОСТ Р 53780-2010 п. 5.5.6.6.
Согласно пункту 3 указанного выше Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения предприятием лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Таким образом, поскольку с 01 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется предприятием на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, пункт 3 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110), осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 14.43 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме).
В отношении управляющей организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии, осуществление любых видов государственного надзора, за исключением лицензионного контроля не допускается, а равно и квалификация действий при осуществлении лицензионного контроля по статье 14.43 КоАП РФ неправомерна, поскольку не соответствует целям лицензионного контроля и степени административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Таким образом, действия (бездействие) общества неправомерно квалифицированы заявителем по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Данная правовая позиция изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 года.
Арбитражный апелляционный суд также исходит из необходимости соблюдения единообразия судебной практики при рассмотрении аналогичных дел (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года по делу N А41-49728/17 от 27 октября 2017 года по делу N А41-51518/17).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2017 года по делу N А41-51579/17 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)