Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция посчитала, что общество необоснованно применило порядок расчета потребленной коммунальной услуги по холодному водоснабжению нежилого помещения исходя из показаний индивидуального прибора учета, и выдала предписание, которым обязала общество произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 01.06.2017
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234 ул. Пеше-Стрелецкая, д. 90, г. Воронеж, 394038) - Красноусова А.М. (дов. от 26.12.2016 N 2), Назаровой Л.А. (дов. от 31.05.2017 N 156),
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, ул. Плехановская, 53, г. Воронеж, 394030) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-13693/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, жилищной инспекцией) от 20.07.2016 года N 03-29/131.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель считает, что отношения по холодному водоснабжению и водоотведению между собственником нежилого помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией регулируются специальным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, а именно Правилами N 776; общество не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем Правила N 354 необоснованно применены судами.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ООО "РВК-Воронеж" суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, ГЖИ Воронежской области в связи с обращением Плотниковой Е.С., поступившее из прокуратуры г. Воронежа, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РВК-Воронеж" по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель 2016 г., по результатам которой составлен акт проверки от 20.07.2016 N 03-27/392.
Между ООО "РВК-Воронеж" и владельцем встроенного нежилого помещения МКД N 12 по улице 40 лет Октября г. Воронежа Плотниковым В.Ю. заключен договор на холодное водоснабжение.
Проверкой установлено, что в связи с непредставлением потребителем показаний индивидуального прибора учета в течение 6 месяцев общество произвело расчет потребленной коммунальной услуги в соответствии с подпунктом "г" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 766 (далее - Правила N 776), а именно по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
Жилищная инспекция посчитала, что общество необоснованно применила порядок расчета потребленной коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предусмотренный Правилами N 776, поскольку нежилое помещения, собственником которого является Плотников В.Ю., расположено в многоквартирном доме (далее - МКД), в связи с чем, необходимо было произвести расчет в соответствии с пунктом 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки обществу жилищной инспекцией выдано предписание от 20.07.2016 N 03-29/131, которым ООО "РВК-Воронеж" в срок до 23.09.2016 обязано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель 2016 года с учетом требований, установленных пунктом 60 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием жилищной инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, являются Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правила N 776, а также Правила N 354.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). Абонент обязан помимо прочего оплачивать принятую воду (водоотведение) по установленным тарифам. К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку нежилое помещение, принадлежащее Плотникову В.Ю., расположено в многоквартирном жилом доме, правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, а следовательно подлежат применению Правила N 354.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Пунктом 84 Правил N 354 предусмотрено, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета более 3 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 3-месячного срока обязан провести указанную в пункте 82 названных Правил проверку и снять показания прибора учета.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что между Плотниковым В.Ю., являющимся собственником нежилого помещения, расположенного в МКД по адресу г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, дом 12, и обществом "РВК-Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор от 02.07.2009 N 6416 на отпуск питьевой воды, прием и транспортировку сточных вод, нежилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета (ИПУ) холодной воды.
Общество выставляло на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению собственнику нежилого помещения исходя из показаний ИПУ.
Таким образом, действия общества, которое в связи с непредставлением собственником нежилого помещения в МКД показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, произвело расчет по оплате услуги по водоснабжению в соответствии с подпунктом "г" пункта 16 Правил N 776, обоснованно признаны жилищной инспекцией неправомерными, поскольку подлежали применению Правила N 354.
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 1 Правил N 776 они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы общества о том, что оно не является поставщиком коммунальной услуги по поставке холодной воды собственнику нежилого помещения, отклоняются судом округа.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом, как следует из п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Данный правовой вывод также содержится в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 по делу N АКПИ14-470.
На основании изложенного суд округа приходит к выводу о том, что обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статье 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А14-13693/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234 ул. Пеше-Стрелецкая, д. 90, г. Воронеж, 394038) излишне уплаченную по платежному поручению от 09.02.2017 N 400 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2017 N Ф10-1870/2017 ПО ДЕЛУ N А14-13693/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция посчитала, что общество необоснованно применило порядок расчета потребленной коммунальной услуги по холодному водоснабжению нежилого помещения исходя из показаний индивидуального прибора учета, и выдала предписание, которым обязала общество произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N А14-13693/2016
Резолютивная часть объявлена 01.06.2017
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234 ул. Пеше-Стрелецкая, д. 90, г. Воронеж, 394038) - Красноусова А.М. (дов. от 26.12.2016 N 2), Назаровой Л.А. (дов. от 31.05.2017 N 156),
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, ул. Плехановская, 53, г. Воронеж, 394030) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 (судья Пименова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-13693/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, жилищной инспекцией) от 20.07.2016 года N 03-29/131.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права. Заявитель считает, что отношения по холодному водоснабжению и водоотведению между собственником нежилого помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией регулируются специальным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, а именно Правилами N 776; общество не выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем Правила N 354 необоснованно применены судами.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ООО "РВК-Воронеж" суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, ГЖИ Воронежской области в связи с обращением Плотниковой Е.С., поступившее из прокуратуры г. Воронежа, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РВК-Воронеж" по соблюдению обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель 2016 г., по результатам которой составлен акт проверки от 20.07.2016 N 03-27/392.
Между ООО "РВК-Воронеж" и владельцем встроенного нежилого помещения МКД N 12 по улице 40 лет Октября г. Воронежа Плотниковым В.Ю. заключен договор на холодное водоснабжение.
Проверкой установлено, что в связи с непредставлением потребителем показаний индивидуального прибора учета в течение 6 месяцев общество произвело расчет потребленной коммунальной услуги в соответствии с подпунктом "г" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 766 (далее - Правила N 776), а именно по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.
Жилищная инспекция посчитала, что общество необоснованно применила порядок расчета потребленной коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предусмотренный Правилами N 776, поскольку нежилое помещения, собственником которого является Плотников В.Ю., расположено в многоквартирном доме (далее - МКД), в связи с чем, необходимо было произвести расчет в соответствии с пунктом 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки обществу жилищной инспекцией выдано предписание от 20.07.2016 N 03-29/131, которым ООО "РВК-Воронеж" в срок до 23.09.2016 обязано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению за апрель 2016 года с учетом требований, установленных пунктом 60 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием жилищной инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, являются Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правила N 776, а также Правила N 354.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). Абонент обязан помимо прочего оплачивать принятую воду (водоотведение) по установленным тарифам. К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку нежилое помещение, принадлежащее Плотникову В.Ю., расположено в многоквартирном жилом доме, правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, а следовательно подлежат применению Правила N 354.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Пунктом 84 Правил N 354 предусмотрено, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета более 3 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 3-месячного срока обязан провести указанную в пункте 82 названных Правил проверку и снять показания прибора учета.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что между Плотниковым В.Ю., являющимся собственником нежилого помещения, расположенного в МКД по адресу г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, дом 12, и обществом "РВК-Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор от 02.07.2009 N 6416 на отпуск питьевой воды, прием и транспортировку сточных вод, нежилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета (ИПУ) холодной воды.
Общество выставляло на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению собственнику нежилого помещения исходя из показаний ИПУ.
Таким образом, действия общества, которое в связи с непредставлением собственником нежилого помещения в МКД показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, произвело расчет по оплате услуги по водоснабжению в соответствии с подпунктом "г" пункта 16 Правил N 776, обоснованно признаны жилищной инспекцией неправомерными, поскольку подлежали применению Правила N 354.
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 1 Правил N 776 они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы общества о том, что оно не является поставщиком коммунальной услуги по поставке холодной воды собственнику нежилого помещения, отклоняются судом округа.
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом, как следует из п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Данный правовой вывод также содержится в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 по делу N АКПИ14-470.
На основании изложенного суд округа приходит к выводу о том, что обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статье 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А14-13693/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234 ул. Пеше-Стрелецкая, д. 90, г. Воронеж, 394038) излишне уплаченную по платежному поручению от 09.02.2017 N 400 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)