Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 12АП-13215/2017 ПО ДЕЛУ N А12-17977/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А12-17977/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2017 года по делу N А12-17977/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (ОГРН 1143443026968, ИНН 3444216984, 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 17)
к Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (400066, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 15)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А),
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5)
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - ООО "УК "Уютный город", заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным предписания от 12.05.2017 N 1442-р о прекращении нарушений обязательных требований, вынесенного Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда в отношении ООО "УК "Уютный город".
Решением от 25 сентября 2017 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" о признании незаконным и отмене предписания администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 12.05.2017 N 1442-р о прекращении нарушений обязательных требований отказал.
ООО "УК "Уютный город" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02.11.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением в рамках лицензионного контроля на основании распоряжения от 17.04.2017 N 1442-р проведена внеплановая документарная проверка с 02.05.2017 по 12.05.2017 в связи с обращениями потребителей, проживающих в доме N 33 по ул. Чуйкова в г. Волгограде (далее - МКД N 33) по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за февраль 2017 года в отношении ООО "УК "Уютный город".
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила от 06.05.2011 N 354) (формулы 3 приложения N 2 к Правилам от 06.05.2011 N 354) при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 33: начисление платы за февраль 2017 года произведено без учета площади нежилых помещений в данном МКД.
По итогам проверки в отношении ООО "УК "Уютный город" выдано предписание от 12.05.2017 N 1442-р с требованиями устранить выявленные нарушения и произвести перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за указанный период в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам от 06.05.2011 N 354, а именно, в расчетах учитывать площадь жилых и нежилых помещений; в дальнейшем производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с пунктом 42 (1) Правил от 06.05.2011 N 354) (формулы 3 приложения N 2 к Правилам от 06.05.2011 N 354).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено Управлением правомерно, поскольку начисление платы за февраль 2017 года за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 33 по ул. Чуйкова произведено с нарушениями пункта 42 (1) Правил N 354 без учета площади нежилых помещений в данном МКД, что привело к удорожанию размера платы за данный вид коммунальной услуги для потребителей.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы определен статьей 155 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
В отношении жилых помещений объем коммунальной услуги определяется по показаниям приборов учета или нормативов потребления коммунальной услуги (при отсутствии индивидуальных, квартирных приборов учета), а в отношении нежилых помещений - по индивидуальным приборам учета, а при их отсутствии - исходя из расчетного объема коммунального ресурса (пункты 42 и 43 Правил N 354).
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по вышеуказанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенного ООО "УК "Уютный город" с собственниками помещений в доме, а также условиями договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 006344 от 01.10.2016, заключенного ООО "УК "Уютный город" с ресурсоснабжающей организацией ООО "Концессии теплоснабжения", ООО "УК "Уютный город" является исполнителем коммунальной услугу по отоплению для потребителей в МКД N 33 по ул. Чуйкова.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном Правилами N 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; а также дает право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пп. а), б), г) п. 31, пп. а) п. 32 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
ООО "УК "Уютный город", как исполнитель коммунальной услуги по отоплению для потребителей МКД N 33 по ул. Чуйкова, несет ответственность, в том числе, за соблюдение требований Правил от 06.05.2011 N 354 при осуществлении расчета платы за данную коммунальную услугу на основании и порядке, предусмотренном названными Правилами.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры, в том числе отопления (теплоснабжения).
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Управляющая организация, которой вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, 01.10.2016 ООО "УК "Уютный город" (далее - Исполнитель) и ООО "Концессии теплоснабжения" (далее - ресурсоснабжающая организация, РСО) заключили договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 006344 (с условием расчетного обслуживания населения).
Согласно условиям пункта 4.1.10 Договора N 006344 ресурсоснабжающая организация по поручению Исполнителя обязана оказывать Исполнителю услуги по начислению и сбору платы за отопление и горячее водоснабжение, в т.ч. осуществлять информационно-вычислительные работы по расчетам за коммунальные услуги, печать и доставку платежных документов, а также сбор платежей в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 12.
В соответствии с условиями пункта 12.1 указанного договора ресурсоснабжающая организация самостоятельно либо с привлечением третьи лиц осуществляет: информационно-вычислительные работы по расчетам за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и отопление); печать и доставку адресно-именных единых платежных документов; сбор платежей потребителей за коммунальные услуги.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, на основании п. 12.1 договора от 01.10.2016 N 006344 и части 15 статьи 155 ЖК РФ начисление платы потребителям осуществляется ресурсоснабжающей организацией при привлечении на договорной основе платежного агента ООО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК", услуги которого оплачиваются не заказчиком таких работ (РСО), а исполнителем, т.е., управляющей организацией.
Суд первой инстанции правомерно указал, что закрепление в договоре с ООО "Концессии теплоснабжения" (п. 12) иного порядка начисления и внесения платы за коммунальные услуги (делегирование управляющей организацией своей функции расчетчика платы ресурсоснабжающей организации и переход на прямые расчеты (т.е. внесение потребителями такой платы напрямую в РСО, минуя расчетные счета УО) означает установление новых способов исполнения обязательств УО по договору управления МКД (по расчету платы, оформлению платежных документов и направлению их собственникам), а также исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг, и не влечет возникновение договорных отношений между потребителем и РСО.
Исполнитель на основании п. 4.3.12, 4.3.18 данного Договора предоставляет РСО информацию о показаниях общедомовых приборах учета, о параметрах объектов теплопотребления, подтвержденные БТИ, а также документы, содержащие сведения об общей площади жилых и нежилых помещений МКД и т.д. (технические паспорта), которые исполнитель поддерживает в актуальном состоянии. Исполнитель несет ответственность за достоверность сведений (информации), связанной с учетом предоставленных коммунальных ресурсов (п. 7.9).
Разделом 12 Договора N 006344 (п. 12.5, 12.7, 12.8) установлено, что денежные средства потребителей поступают на расчетный счет РСО, а исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации вознаграждение за информационно-вычислительные работы, печать и доставку платежных документов, а также за сбор платежей.
При этом исполнитель (Общество) освобождается от обязанности перед РСО погашать сформировавшуюся дебиторскую задолженность населения путем уступки РСО права требования (цессии).
В соответствии со статьей 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (часть 3 статьи 421 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Таким образом, по Договору N 006344, Общество выступает в роли заказчика работ по начислению платы (ст. 702 ЖК РФ), РСО является его начислителем, калькулятором (подрядчиком).
В свою очередь, на основании статьи 706 ГК РФ, РСО, выступая генеральным подрядчиком, РСО привлекает к исполнению своих перед Обществом обязательств других лиц (субподрядчиков) - ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".
Согласно части 2 статьи 721 ГК РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Обязательные требования к начислению платы за коммунальные услуги установлены Правилами N 354.
Как было указано выше, в ходе внеплановой документарной проверки было установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 33 по ул. Чуйкова была начислена с нарушениями пункта 42 (1) Правил N 354 (начисление платы за февраль 2017 года произведено без учета площади нежилых помещений в данном МКД), что привело к удорожанию размера платы за данный вид коммунальной услуги для потребителей.
Установленное обстоятельство послужило основанием к выдаче обжалуемого предписания об устранении выявленных нарушений.
Из положений статей 720, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что заказчик обязан принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. В случаях, когда работа выполнена с недостатками, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков и др.
Если недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.
Таким образом, Договор N 006344, содержащий элементы договоров подряда, цессии и др., не противоречит требованиям действующего законодательства, заключен Обществом своей волей, в добровольном порядке и подлежит исполнению сторонами договора в порядке, определенном действующим законодательством.
Учитывая изложенное, исходя из принятых Обществом договорных обязательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что именно ООО "УК "Уютный город" является исполнителем коммунальных услуг для потребителей указанного многоквартирного дома и отвечает перед последними за выполнение всех условий договора о предоставлении коммунальных услуг, в том числе и за произведение в установленном Правилами N 354 порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги и произведение перерасчета в случае неправильного начисления платы.
Независимо от того, чьи действия послужили причиной нарушения установленного Правилами N 354 порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам МКД N 33 по ул. Чуйкова, ответственность за устранение последствий такого нарушения, то есть за проведения перерасчета платы, несет именно ООО "УК "Уютный город" как исполнитель данной коммунальной услуги.
На основании изложенного, апелляционной коллегией отклоняются доводы жалобы о том, что лицом, нарушившим пункт 42 (1) Правил N 354, является ресурсоснабжающая организация и оспариваемое предписание выдано в отношении ненадлежащего субъекта.
При этом ООО "УК "Уютный город" не представлены сведения о принятии в отношении ООО "Концессии теплоснабжения" мер по понуждению устранить допущенные нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам МКД N 33 по ул. Чуйкова.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям ЖК РФ, Правилам от 06.05.2011 N 354.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ООО "УК "Уютный город" о признании незаконным и отмене предписания от 12.05.2017 N 1442-р о прекращении нарушений обязательных требований.
Также, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом. Мероприятия по устранению выявленных нарушений являются исполнимыми и не содержат каких-либо неясностей и неточностей, затрудняющих его исполнение. Срок исполнения предписания отвечает требованиям разумности и является достаточным для принятия мер по исполнению требований предписания.
Оспариваемое предписание не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренные действовавшими на момент его принятия нормативными правовыми актами.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2017 года по делу N А12-17977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)