Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 29.04.2016 ПО ДЕЛУ N А26-1630/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. по делу N А26-1630/2016


Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Буга Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств помощником судьи Ивановой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным предписания N 039057/13-12 от 22 декабря 2015 года
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне заявителя, Фонд капитального ремонта Республики Карелия
при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - Савин Николай Александрович, представитель, доверенность б/н от 18.03.2016 года (л.д. 103), личность установлена на основании предъявленного паспорта;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - Краузе Екатерина Анатольевна, ведущий специалист-юрисконсульт отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров, доверенность от 19.01.2016 года N 12 (л.д. 104), личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
- третьего лица, Фонда капитального ремонта Республики Карелия - не явился, надлежащим образом извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1015007233, ОГРН: 1081039000460, адрес места регистрации: 186150, Республика Карелия, город Пудож, улица Садовая, дом 23 "А") (далее - заявитель, ООО "УК ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ИНН: 1001225288, ОГРН: 1091001011265, адрес места регистрации: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 4) (далее - ответчик, инспекция) о признании незаконным предписания N 039057/13-12 от 22 декабря 2015 года, по тем основаниям, что ответчиком при принятии оспариваемого предписания нарушены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, принятый Инспекцией ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Общества.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.03.2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, на стороне заявителя привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия (ИНН: 1001992208, ОГРН: 114100000240, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дом 1 "А") (далее - третье лицо) (л.д. 109-111).
Ответчик, Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил суду отзыв на заявление, в котором заявленные требования не признал в полном объеме (л.д. 51). Просит отказать Обществу в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Копия определения суда от 22 марта 2016 года, направлена по адресу места регистрации ответчика, указанного в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Определение, направленное третьему лицу, возвращено организацией почтовой связи с указанием причины возврата - истек срок хранения, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приравнивается к надлежащему извещению лица о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание надлежащим образом извещенного третьего лица суд вправе рассмотреть дело в отсутствии его представителей.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме. Поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
22 декабря 2015 года Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" выдано предписание N 039/057/13-12 ГЖИи (л.д. 9) основанное на результатах внеплановой документарной проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в период с 25.11.2015 года по 22.12.2015 года на основании распоряжения от 23.11.2015 года N 038/057/13-12ГЖИи (л.д. 10-12). Актом проверки выявлено нарушение, выразившееся в выставлении платы за капитальный ремонт в июне 2015 года собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 38 по улице К.Маркса в городе Пудоже (л.д. 21).
Согласно предписанию Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" предписывается в срок до 26.02.2016 года прекратить начисление по строке "капитальный ремонт" в размере 6,50 руб. / кв. м по всем помещениям МКД. Выполнить корректировку платы по всем помещениям МКД без включения платы по строке "капитальный ремонт" в размере 6,50 руб. / кв. м с июня 2015 года (л.д. 9).
Заявитель полагает выданное ответчиком Предписание незаконным. Ссылается на тот факт, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 38 по улице К.Маркса в городе Пудоже, принято решение об установлении взноса по статье "Капитальный ремонт" с "01" июня 2015 года в размере 6 руб. 50 коп. за 1 кв. м, следовательно, жильцы данного дома самостоятельно изменили срок начисления платы ранее срока, установленного частью 1 статьи 6 Закона Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия".
Ответчик в отзыве на заявление указывает на неправомерность ссылки на решение, принятого жильцами дома, поскольку данное решение было принято, но не было реализовано в сроки, установленные действующим законодательством - до 05 мая 2015 года (л.д. 51 оборотная сторона).
Суд находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению в полном объеме
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.05.2015 года) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 года N 176-ФЗ редакция статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
И только в части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 года и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия".
Судом установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014 года, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
На момент опубликования Региональной программы часть 3 статьи 7 названного Закона Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 года N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 года (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Поскольку на момент опубликования Региональной программы органом государственной власти Республики Карелия был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должны быть соблюден соответствующими лицами в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия N 1758-ЗРК от 20.12.2013 года "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия".
Как следует из материалов дела 28 апреля 2015 года проходило общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Пудож, улица К.Маркса, дом 38 в форме очного голосования. На собрании приняли участие 73,51% всех собственников многоквартирного дома.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 38 по улице К.Маркса города Пудожа, принято решение об установлении взноса по статье "Капитальный ремонт" с "01" июня 2015 года в размере 6 руб. 50 коп. за 1 кв. м (вопрос N 9 Повестки собрания) (л.д. 67-68). Указанное решение было направлено собственниками Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции от 06.05.2015 года (л.д. 68). В целях реализации данного решения 26 мая 2015 года открыт специальный счет в отделении Сбербанка России (л.д. 20).
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае соответствующее решение должно быть принято и реализовано ответственными лицами в срок до 01.06.2015 года.
Суд считает, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем установления размера платы 6 руб. 50 коп. за 1 кв. м с "01" июня 2015 года в сроки, установленные законом (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета).
Учитывая изложенное, оспариваемое Предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку Общество правомерно начислило плату по статье "капитальный ремонт" с июня 2015 года.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" основаны на законе и подлежат удовлетворению полностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" удовлетворить полностью.
2. Признать недействительным Предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия N 039/057/13-12 ГЖИи от 22 декабря 2015 года, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
3. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства".
4. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ИНН: 1001225288, ОГРН: 1091001011265, адрес места регистрации: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, дом 4) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1015007233, ОГРН: 1081039000460, адрес места регистрации: 186150, Республика Карелия, город Пудож, улица Садовая, дом 23 "А") судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
5. Пункт 2 резолютивной части решения подлежит немедленному исполнению.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, город Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Н.Г.БУГА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)