Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.03.2016 ПО ДЕЛУ N А60-59854/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу N А60-59854/2015


Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Маршала Жукова, 11" (ИНН 6658364424, ОГРН 1106658010678)
к Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга (ИНН 6658030020, ОГРН 1036602636212), Административной комиссии Верх-Исетского района города Екатеринбурга
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 6670364460, ОГРН 1126670000159).
о признании недействительным постановления N 15.11.0754.2 от 03.11.2015 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Т.Е. Подкина, доверенность от 01.02.2016,
от заинтересованных лиц: О.М. Некрасова, доверенность N 196 от 08.09.2014.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Товарищество собственников жилья "Маршала Жукова, 11" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Верх-Исетского района города Екатеринбурга N 15.11.0754.3 от 03.11.2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушения на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Административная комиссия Верх-Исетского района города Екатеринбурга в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Из просительной части заявления следует, что заявителем оспаривается постановление N 15.11.0754.3 от 03.11.2015, вместе с тем из текста заявления и приложенных к нему документов следует, что заявителем оспаривается постановление N 15.11.0754.2 от 03.11.2015.
На основании изложенного арбитражный суд расценивает указание на номер постановления N 15.11.0754.3 от 03.11.2015 опечаткой, при этом судом учтено, что заинтересованным лицом отзыв и материалы административного производства представлены по постановлению N 15.11.0754.2 от 03.11.2015.
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривается требование о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Верх-Исетского района города Екатеринбурга N 15.11.0754.2 от 03.11.2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушения на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Определением арбитражного суда от 15.02.2016 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
В предварительном судебном заседании 10 марта 2016 года установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения спора документы. Заявитель и заинтересованное лицо не возражают против завершения предварительного судебного заседания и перехода к судебному разбирательству дела в настоящем судебном заседании. Суд завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела в основное судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

В ходе обследования территории района, проведенного инспекторами МКУ "Служба заказчика Верх-Исетского района города Екатеринбурга" 23.09.2015, установлено, что территория, прилегающая к зданию N 11 по улице Маршала Жукова г. Екатеринбург, находится в неудовлетворительном состоянии, а именно:
- - складированы мешки со строительным мусором;
- - куски рубероида;
- - использованные деревянные поддоны;
- - металлические конструкции, утратившие свои потребительские качества.
По данному факту составлен акт N 03/168/1 от 23.09.2015.
В ходе обследований территории района, проведенных инспекторами МКУ "Служба заказчика Верх-Исетского района города Екатеринбурга" 30.09.2015 и 06.10.2015, установлено, что нарушения, выявленные 23.09.2015, не устранены.
По данным фактам составлены акты от 30.09.2015 N 03/168/2, от 06.10.2015 N 03/168/3.
Согласно письму заместителя Главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 02.10.2015 N 62/28-22/001/837 жилой дом N 11 по улице Маршала Жукова находится на обслуживании ТСЖ "Маршала Жукова, 11".
В отношении товарищества собственников жилья "Маршала Жукова, 11" составлен протокол об административном правонарушении N 03/48 от 19.10.2015.
03.11.2015 вынесено постановление N 15.11.0754.2 о привлечении товарищества собственников жилья "Маршала Жукова, 11" к административной ответственности по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушения на территории Свердловской области" в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, товарищество собственников жилья "Маршала Жукова, 11" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 15 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Екатеринбургской городской думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 6, 35 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно пункту 6 Правил благоустройства собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить:
- - уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений;
- - устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски;
- - вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
Согласно пункту 7 Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается размещение, сброс бытового и строительного мусора, металлического лома, отходов производства, тары, вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, ветвей деревьев, листвы в не отведенных под эти цели местах.
В соответствии с п. 35 Правил благоустройства содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами благоустройства, придомовой территории осуществляют собственники помещений в многоквартирном жилом доме, организации, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом.
Пункт 41 Правил устанавливает режим вывоза мусора ежедневно в летнее время и не реже одного раза в три дня в зимний период, ежедневную уборку контейнерной площадки, а также определяет ответственное лицо за содержание контейнерной площадки, вывоз мусора несут лица, владеющие земельным участком, на котором расположена контейнерная площадка.
Пунктом 93 Правил определено, что содержание придомовой территории осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Пункт 3.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определяет перечень и сроки выполнения работ по уборке придомовой территории.
На основании требования п. 3.7.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В соответствии с п. 98 Правил благоустройства подметание придомовых территорий, внутриквартальных проездов, внутридворовых проездов и тротуаров, их мойка осуществляются механизированным способом или вручную до 8 часов утра. Чистота территории поддерживается в течение всего дня.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в которой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления деятельность.
В случае выбора в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией на нее возлагается обязанность осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что жилой дом N 11 по улице Маршала Жукова находится на обслуживании ТСЖ "Маршала Жукова, 11".
В соответствии со ст. ст. 138, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья, как организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, придомовой территории.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела (акты обследования, фотоматериалы, протокол об административном правонарушении и иные материалы дела) и заключается в том, что в нарушение Правил благоустройства, территория, прилегающая к жилому дому по адресу ул. Маршала Жукова, 11 находится в неудовлетворительном состоянии и захламлена отходами: мешками со строительным мусором, кусками рубероида, использованными деревянными поддонами, металлическими конструкциями, чем нарушен порядок уборки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении законодательства; доказательств того, что товариществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Законом Свердловской области предусмотрена административная ответственность, суду не представлено. Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Вина общества выразилась в том, что имея возможность для исполнения требований по соблюдению положений действующих правил, общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению товариществом собственников жилья "Маршала Жукова, 11" установленных законодательством обязанностей, заявителем не представлено.
Доводы заявителя о том, что уборку придомовой территории не произвело ООО "Ресурс", осуществляющее по договору подряда ремонтно-строительные работы в многоквартирном доме N 11 по ул. Маршала Жукова, отклоняются судом.
Обязанность по содержанию прилегающей и придомовой территории, возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Таким образом, действующим законодательством возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории на ТСЖ "Маршала Жукова, 11" как на организацию осуществляющую обслуживание жилого дома.
При этом в силу п. 3.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.
Обязанность по уборке придомовой территории на управляющей компании лежит ежедневно (пункт 98 Правил благоустройства).
Таким образом, ежедневная обязанность по уборке территории установлена вышеуказанными актами.
В соответствии с положениями п. 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (к составлению протокола об административном правонарушении) является обнаружение лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие события административном правонарушении.
Состав административного правонарушения по ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ в действиях товарищества имеется.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не пропущен, назначенное за совершенное административного правонарушения наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Судом принимаются доводы заинтересованного лица о том, что захламленность и скопление мусора создают угрозу санитарному состоянию территории, могут явиться причиной травматизма.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований Товарищества собственников жилья "Маршала Жукова, 11" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)