Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 4А-490/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 4а-490/2017


Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу *** общества с ограниченной ответственностью "***" С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью "***" С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "***" (далее - ООО "***") осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г. Оренбург, ул. ***, ул. *** ул. ***, ул. ***, ул. *** ул. *** на основании договоров управления, лицензии от 23 апреля 2015 года N *** на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
Прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в соответствии с поручением прокуратуры г. Оренбурга совместно со специалистами Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области 23 января 2017 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, управляющими компаниями, ТСЖ требований законодательства по уборке дорог и внутридомовых территорий, включая крыши многоквартирных домов и зданий от снега и наледи.
В ходе визуального осмотра 23 января 2017 года указанных выше жилых многоквартирных домов выявлены следующие нарушения: не обеспечено удаление наледей и сосулек со свесов скатных крыш, снежных навесов на всех видах кровли, снежных навесов с балконов и козырьков (нарушение п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 (далее - Перечень N 290); п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - ПиН)); не выполнена очистка от снега придомовой территории - входа, отмостка по периметру здания, тротуары (нарушение п. 24 Перечня N 290; п. п. 3.6.21, 3.6.22, 4.10.2.1 ПиН).
По факту выявленных нарушений 08 февраля 2017 года исполняющим обязанности прокурора Ленинского района г. Оренбурга в отношении *** ООО "***" С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 23 марта 2017 года *** ООО "***" С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2017 года вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, С. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением является осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2 ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 данных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290. В него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов; надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах; надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме.
Не обеспечение удаления наледей и сосулек со свесов скатных крыш, снежных навесов на всех видах кровли, снежных навесов с балконов и козырьков; не осуществление очистки от снега придомовой территории - входа, отмостки по периметру здания, тротуаров образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Признавая С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, мировой судья исходил из соблюдения порядка привлечения должностного лица к административной ответственности и достаточности доказательств для признания С. виновным в совершении указанного правонарушения. С учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, всех обстоятельств дела, учитывая, что административное правонарушение совершено С. впервые, учитывая отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, пришел к выводу о назначении С. наказания в виде предупреждения.
Между тем судьей не учтено следующее.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения возможно, если при рассмотрении дела будет выяснено, что противоправное деяние совершено впервые, не причинило вреда или не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.
Применение административного наказания в виде предупреждения невозможно в частности при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинении имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проверки в отношении ООО "***" послужило поручение исполняющего обязанности прокурора г. Оренбурга, принятого в связи с поступлением сведений из травмпунктов о получении гражданами травм по причине гололеда.
В ходе проверки выявлены нарушения: не обеспечено удаление наледей и сосулек со свесов скатных крыш, снежных навесов на всех видах кровли, снежных навесов с балконов и козырьков; не выполнена очистка от снега придомовой территории - входа, отмостки по периметру здания, тротуаров.
Между тем, сход ледяных масс с крыш зданий, образование снежных валов и наледи на территории перед входами в подъезды домов, тротуарах вдоль фасадов домов может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества.
Однако указанное обстоятельство необоснованно оставлено мировым судьей без внимания.
Как следует из ст. 3.4 КоАП РФ при наличии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также причинения имущественного ущерба физическим и юридическим лицам применение административного наказания в виде предупреждения невозможно.
Тем не менее, мировой судья назначил наказание в виде предупреждения.
Таким образом, назначая С. административное наказание в виде предупреждения, мировым судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление мирового судьи указанные нарушения оставлены без внимания.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении *** ООО "***" С., подлежат отмене, а поскольку годичный срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек, дело подлежит возвращению мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

жалобу С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга от 23 марта 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** общества с ограниченной ответственностью "***" С., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 Ленинского района г. Оренбурга.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда
М.Д.КУЖАБАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)