Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 01.07.2017 - Елесеенко В.А., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.08.2017 - Тильке Я.Ш., удостоверение; представитель по доверенности от 06.03.2017 - Ковачева Е.А., паспорт; представитель по доверенности от 15.03.2017 - Усачева А.В., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 по делу N А53-2246/2017, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению жалобы публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании ненормативного правового акта,
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 22.12.2016 N 4088. Заявление мотивировано отсутствием нарушений п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов со стороны общества.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что один общедомовой прибор учета, в соответствии с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с жильцами одного многоквартирного дома, учитывал также объем, потребленный жильцами других многоквартирных жилых домов в совокупности. Суд пришел к выводу, что действия общества приводят к ущемлению интересов физических лиц и нарушению установленного порядка ценообразования в части осуществления расчетов потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Расчет за услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производится по общедомовым приборам учета. Прибор учета в силу Основных положений N 442 был установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, т.е. на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. По мнению общества, правомерность расчета по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, согласно которому приборы учета в полном объеме учитывают размер услуг по передаче электроэнергии.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель инспекции поддержал доводы отзыва на жалобу, просил оставить решение без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена внеплановая проверка ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Согласно акту проверки N 13006 от 22.12.2016 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" допущено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), выразившееся в установке одного общедомового прибора учета электроэнергии на несколько многоквартирных домов.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" было выдано предписание N 4088 от 22.12.2016 об устранении выявленного нарушения, которым обществу предписано привести расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствие с требованиями пункта 48 Правил N 354, а в случае необходимости сделать перерасчет и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ввиду следующего.
Из системного толкования ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункт 2 Правил N 354).
По смыслу установленных в Правилах N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила, в том числе при отсутствии в точках учета приборов учета.
Так, в силу пункта 48 правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Обществом сформирована позиция, в соответствии с которой многоквартирные дома (литеры "А", "Б", "В", "Д"), расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Малый, 13, являются одним многоквартирным домом с одним коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы общества, поскольку на земельном участке по пер. Малому, 13, в г. Ростове-на-Дону расположены четыре отдельно стоящих многоквартирных жилых дома: литеры "А", "Б", "В", "Д", что подтверждается справкой МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от 28.12.2016 N 4959.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер.
В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных нарушений Правил оказания услуг.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2017 по делу N А53-2248/2017.
Доводы общества о том, что прибор учета установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, что соответствует Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также выводам Арбитражного суда Ростовской области, изложенным в решении по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, отклоняются.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Обстоятельства, установленные в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. В указанном решении суд указал на неподтвержденность доводов ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", что некоторые из общедомовых приборов учета учитывают объемы электрической энергии на несколько многоквартирных домов.
Предметом вышеуказанного спора являлась задолженность ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" перед ОАО "Донэнерго" по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности по сетям ОАО "Донэнерго" и купли продажи электрической энергии в целях компенсации потерь от 12.01.2012 года N 14-УП /2012/10/37 ОДР.
Согласно пункту 3.2.15 договора от 12.01.2012 N 14-УП/2012/10/37 ОДР расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При расчете по формуле, предусмотренной п. 13 раздела 3 приложения N 2 Правил N 354, берутся значения показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, потребленного в одном многоквартирном доме и произвести расчет при условии, что прибор учета установлен на несколько многоквартирных домов-литеров не представляется возможным.
Доводы общества судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями регулируются не Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а Правилами N 354, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Жилищным кодексом РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и для его исполнения был установлен достаточный срок.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 по делу N А53-2246/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2017 N 15АП-12333/2017 ПО ДЕЛУ N А53-2246/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2017 г. N 15АП-12333/2017
Дело N А53-2246/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 01.07.2017 - Елесеенко В.А., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.08.2017 - Тильке Я.Ш., удостоверение; представитель по доверенности от 06.03.2017 - Ковачева Е.А., паспорт; представитель по доверенности от 15.03.2017 - Усачева А.В., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 по делу N А53-2246/2017, принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению жалобы публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 22.12.2016 N 4088. Заявление мотивировано отсутствием нарушений п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов со стороны общества.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что один общедомовой прибор учета, в соответствии с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с жильцами одного многоквартирного дома, учитывал также объем, потребленный жильцами других многоквартирных жилых домов в совокупности. Суд пришел к выводу, что действия общества приводят к ущемлению интересов физических лиц и нарушению установленного порядка ценообразования в части осуществления расчетов потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Расчет за услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производится по общедомовым приборам учета. Прибор учета в силу Основных положений N 442 был установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, т.е. на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. По мнению общества, правомерность расчета по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, согласно которому приборы учета в полном объеме учитывают размер услуг по передаче электроэнергии.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель инспекции поддержал доводы отзыва на жалобу, просил оставить решение без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена внеплановая проверка ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".
Согласно акту проверки N 13006 от 22.12.2016 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" допущено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", пункта 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), выразившееся в установке одного общедомового прибора учета электроэнергии на несколько многоквартирных домов.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" было выдано предписание N 4088 от 22.12.2016 об устранении выявленного нарушения, которым обществу предписано привести расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствие с требованиями пункта 48 Правил N 354, а в случае необходимости сделать перерасчет и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ввиду следующего.
Из системного толкования ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункт 2 Правил N 354).
По смыслу установленных в Правилах N 354 требований к порядку учета и определения объемов потребления коммунальных услуг следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников помещений, так и для мест общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Из вышеуказанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила, в том числе при отсутствии в точках учета приборов учета.
Так, в силу пункта 48 правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Обществом сформирована позиция, в соответствии с которой многоквартирные дома (литеры "А", "Б", "В", "Д"), расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Малый, 13, являются одним многоквартирным домом с одним коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы общества, поскольку на земельном участке по пер. Малому, 13, в г. Ростове-на-Дону расположены четыре отдельно стоящих многоквартирных жилых дома: литеры "А", "Б", "В", "Д", что подтверждается справкой МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону от 28.12.2016 N 4959.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо производить исходя из того, что многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами, а общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом - литер.
В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных нарушений Правил оказания услуг.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2017 по делу N А53-2248/2017.
Доводы общества о том, что прибор учета установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, что соответствует Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а также выводам Арбитражного суда Ростовской области, изложенным в решении по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, отклоняются.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Обстоятельства, установленные в решении Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14302/2015 от 05.11.2016, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. В указанном решении суд указал на неподтвержденность доводов ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", что некоторые из общедомовых приборов учета учитывают объемы электрической энергии на несколько многоквартирных домов.
Предметом вышеуказанного спора являлась задолженность ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" перед ОАО "Донэнерго" по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности по сетям ОАО "Донэнерго" и купли продажи электрической энергии в целях компенсации потерь от 12.01.2012 года N 14-УП /2012/10/37 ОДР.
Согласно пункту 3.2.15 договора от 12.01.2012 N 14-УП/2012/10/37 ОДР расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При расчете по формуле, предусмотренной п. 13 раздела 3 приложения N 2 Правил N 354, берутся значения показаний коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, потребленного в одном многоквартирном доме и произвести расчет при условии, что прибор учета установлен на несколько многоквартирных домов-литеров не представляется возможным.
Доводы общества судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями регулируются не Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, а Правилами N 354, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Жилищным кодексом РФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует действующему законодательству, является исполнимым и для его исполнения был установлен достаточный срок.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.06.2017 по делу N А53-2246/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)