Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-18051/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N А60-18051/2017


Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания 04.07. - 11.07.17 помощником судьи Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" (ИНН 6670412106, ОГРН 1136670023390) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания от 21.02.17 N 29-05-12-40,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Кычкина Н.К., представитель по доверенности от 03 мая 2017 года;
- от заинтересованного лица: Кузнецов А.В., представитель по доверенности N 29-0536-09 от 09.01.2017 года.
Представителям лиц, участвующих в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству заявителя к материалам дела приобщены дополнения. В судебном заседании 04.07.17 объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 11.07.17. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым. После перерыва в судебное заседание явились те же представители заявителя и заинтересованного лица. Других заявлений и ходатайств не поступало.

Акционерное общество "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания от 21.02.17 N 29-05-12-40.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 20.01.2017 N 29-05-10-618 в отношении Акционерного общества "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" проведена внеплановая документарная проверка, на предмет исполнения ранее выданных предписаний N 29-05-12-599 от 21.10.2016; N 29-05-12-618 от 21.10.2016.
В соответствии с предписанием N 29-05-12-618 от 21.10.2016, обществу предписано провести общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах в г. Екатеринбурге по пр. Космонавтов, д. 276, ул. Восстания, д. 108, по выбору способа управления многоквартирным домом, выбору управляющей организации АО "УК "ЕРЦ" для управления многоквартирным домом, расположенным в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Восстания, д. 108 (п. 1); в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домах N 108 по ул. Восстания и N 276 по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге о выборе в качестве управляющей организации АО "УК "ЕРЦ" направить в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области заявление о внесении изменений реестр лицензий Свердловской области, путем исключения многоквартирных домов N 108 по ул. Восстания и N 276 по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге из перечня домов, управление которыми осуществляет АО "УК "ЕРЦ" (п. 2).
В соответствии с предписанием N 29-05-12-599 от 21.10.2016 провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в г. Екатеринбурге по ул. Ломоносова, д. 28а, по выбору способа управления многоквартирным домом, выбору управляющей организации АО "УК "ЕРЦ" для управления многоквартирным домом, расположенным в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Ломоносова, д. 28а (п. 1); в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 28а по ул. Ломоносова в г. Екатеринбурге о выборе в качестве управляющей организации АО "УК "ЕРЦ" направить в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области заявление о внесении изменений реестр лицензий Свердловской области, путем исключения многоквартирного дома N 28а по ул. Ломоносова в г. Екатеринбурге из перечня домов, управление которыми осуществляет АО "УК "ЕРЦ" (п. 2).
В ходе внеплановой проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области рассмотрены материалы общего собрания собственников помещений, представленные АО "УК "ЕРЦ".
Рассмотрев представленные обществом материалы, департамент пришел к следующим выводам:
- согласно протоколу общего собрания собственников от 22.11.2016 (МКД г. Екатеринбург, ул. Ломоносова, д. 28а) в форме очно-заочного голосования на общем собрании присутствовали собственники, которым принадлежат 983,58 кв. метров, что составляет, согласно протоколу общего собрания, 76,86% от общего числа голосов.
Согласно подсчетам Департамента по представленным решениям собственников помещений МКД N 28а по ул. Ломоносова в общем собрании в форме очно-заочного голосования приняли участие собственники, обладающие 399,08 кв. м, что составляет 31,18% от общего числа собственников помещений.
- В связи с поступлением обращений собственников помещений многоквартирного дома N 28а по ул. Ломоносова в г. Екатеринбурге (N 29-01-01-26196/3 от 01.09.2016), Департаментом при подсчете голосов исключен ряд решений (бюллетеней голосования), а именно решения собственников квартир под номерами NN 29, 13, 14, 15, 18, 20, 28, 5, 21, 22, 30, 9, 25, 31, 6, 7, 8;
- - согласно протоколу общего собрания собственников от 30.11.2016 (МКД г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 108) в форме очно-заочного голосования на общем собрании присутствовали собственники, которым принадлежат 7739,61 кв. метров, что составляет, согласно протоколу общего собрания, 74,91% от общего числа голосов.
Согласно подсчетам Департамента по представленным решениям собственников помещений МКД N 108 по ул. Восстания на общем собрании в форме очно-заочного голосования присутствовали собственники, обладающие 4269,58 кв. м, что составляет 41,32% от общего числа собственников помещений.
- В связи с поступлением обращений собственников помещений многоквартирного дома N 108 по ул. Восстания в г. Екатеринбурге, Департаментом при подсчете голосов исключен ряд решений (бюллетеней голосования), а именно решения собственников квартир под номерами NN 74, 64, 52, 50, 95, 33, 37, 38, 195, 56, 187, 189, 81, 168, 201, 199, 131, 42, 46, 5, 52, 197, 202, 214, 29, 33, 215, 211, 21, 208, 110, 177, 119, 113, 11, 119, 141, 140, 132, 130, 125, 113, 156, 155, 147, 142, 167, 177, 191, 194, 139, 135, 205, 204, 203, 201, 55, 53, 43, 32, 31, 183, 186, 188, 89, 137, 168, 209, 48, 61, 207, 169, 129, 150, 147, 173, 167, 160, 122, 113, 11, 192, 86, 210, 118, 119, 122, 130, 122, 141, 140;
- - согласно протоколу общего собрания собственников от 07.12.2016 (МКД г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, д. 27б) в форме очно-заочного голосования на общем собрании присутствовали собственники, которым принадлежат 3246,6 кв. метров, что составляет, согласно протоколу общего собрания, 83% от общего числа голосов.
Согласно подсчетам Департамента по представленным решениям собственников помещений МКД N 27б по пр. Космонавтов в общем собрании в форме очно-заочного голосования приняли участие собственники, обладающие 1582.85 кв. м, что составляет 48,7% от общего числа собственников помещений.
В связи с поступлением ранее в Департамент обращений собственников помещений многоквартирного дома N 27б по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге, Департаментом при подсчете голосов исключен ряд решений (бюллетеней голосования), а именно решения собственников квартир под номерами NN 27, 32, 44, 45, 48, 51, 53, 55, 58, 61, 66, 68, 14, 19, 31, 36, 10, 25, 29, 34, 50, 9, 43, 57, 1, 46, 12, 13, 2, 26.
Таким образом, Департаментом в ходе проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 108 (протокол от 30.11.2016); пр. Космонавтов, д. 27б (протокол от 07.12.2016); ул. Ломоносова, д. 28а (протокол от 22.11.2016) сделан вывод о нарушении порядка проведения собрания, а именно отсутствие кворума, необходимо для проведения собрания.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.02.2017 г. N 29-05-10-40
По факту выявленных нарушений в отношении Акционерного общества "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" вынесено предписание от 21.02.17 N 29-05-11-40, в соответствии с которым обществу надлежит направить в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области заявление о внесении в реестр лицензий области, путем исключения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 108; пр. Космонавтов, д. 27б; ул. Ломоносова, д. 28а из перечня домов, управление которыми осуществляет АО "УК "ЕРЦ".
Полагая, что указанное предписание является незаконным и подлежащим отмене, Акционерное общество "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные Акционерным обществом "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" следует удовлетворить, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания в оспариваемой части является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с частью 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, о признании договора управления многоквартирным домом недействительным, в том числе, в случаях выявления нарушений порядка выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения, с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом и соответствующего решения собственников недействительными (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в ходе осуществления проверки сделан вывод о нарушении порядка проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 108; пр. Космонавтов, д. 27б; ул. Ломоносова, д. 28а оформленных протоколами от 22.11.2016, от 30.11.2016, от 07.12.2016, а именно, установлено отсутствие кворума, необходимого для проведения собрания.
При этом решения о выборе АО "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" в качестве управляющей организации, ни на момент вынесения оспариваемого предписания, ни на дату рассмотрения настоящего дела в судебном порядке недействительными не признаны.
То обстоятельство, что Департаментом протоколы общих собраний собственников помещений от 22.11.2016, от 30.11.2016, от 07.12.2016 оспариваются, не свидетельствует о законности требований, изложенных в спорном предписании и об отсутствии у управляющей организации оснований для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 108; пр. Космонавтов, д. 27б; ул. Ломоносова, д. 28а.
При этом суд отмечает, что управление спорными домами осуществляется на основании решений собственников принятых ранее (протокол от 12.03.2016 г., протокол от 30.03.2016, протокол от 25.03.2016) и не признанных в установленном порядке недействительными.
Предусмотренные п. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ полномочия на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации и полномочия на выдачу предписания об устранении нарушений с учетом положений п. 1 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке.
Ссылка заинтересованного лица на то обстоятельство, что протокол от 12.03.2016 общего собрания собственников помещений дома признан ничтожным на основании решения от 26.01.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга по делу N 2-299/17, судом не принимается, в связи с тем, что на момент вынесения оспариваемого предписания указанное решение не вступило в законную силу.
Кроме того, в соответствии с действующим жилищным законодательством общество не вправе в одностороннем порядке отказаться от управления общим имуществом многоквартирного дома.
В силу положений ст. 161, 162 ЖК РФ только собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Признание общего собрания собственников жилья недействительным относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Поскольку вопрос определения управляющей компании является прерогативой общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, результат его разрешения влечет необходимость заключения договора, одной из сторон которого также выступают граждане, разрешение возникающих при этом спорных вопросов невозможно путем применения административных мер: вынесения предписания, являющегося ненормативным правовым актом, обладающим властно-распорядительным характером.
Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия оспариваемого N 29-05-12-40 от 21.02.2017 г. законодательным нормам и не нарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные Акционерным обществом "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание ДЕПАРТАМЕНТ ГЖИСН СО от 21.02.17 N 29-05-12-40.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131; адрес: 620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) в пользу Акционерного общества "Управляющая Компания "Евразийский расчетный центр" (ИНН 6670412106; ОГРН 1136670023390) 3000 (три тысячи) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
П.Н.КИРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)