Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 07АП-6581/2016 ПО ДЕЛУ N А67-1536/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N А67-1536/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Фурсин В.Ю., представитель по доверенности от 07.04.2016;
- от заинтересованного лица - не явился;
- от третьего лица - Шатохина Л.А., паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Фрунзе 128" на решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2016 г. по делу N А67-1536/2016 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Фрунзе 128" (ОГРН 1127017004289, ИНН 7017299293)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041 ОГРН 1027000907944)
о признании недействительным предписания от 09.12.2015 N Ш-2450,
третье лицо - Шатохина Любовь Андреевна,

установил:

Товарищество собственников жилья "Фрунзе 128" (далее - ТСЖ "Фрунзе 128", заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.12.2015 N Ш-2450.
Определением арбитражного суда от 16.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шатохина Любовь Андреевна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Фрунзе 128" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт полагает, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В обосновании доводов жалобы заявитель указывает, что нормами статьи 145 и пункта 3 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ правомочно формировать специальные фонды, к числу которых относится и фонд премирования. Использование и расходование средств фонда осуществляется на предусмотренные уставом цели. Решением членов ТСЖ "Фрунзе 128" в установленном законом порядке был сформирован фонд премирования, установлен размер обязательных платежей, утверждена смета доходов и расходов на содержание общего имущества на 2015 год. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: пр. Фрунзе, 128, одобрено формирование и порядок расходование фонда премирования, а также размер взноса, подлежащего уплате. Вынося оспариваемый акт, Департамент лишает заявителя права формировать специализированный фонд за счет средств собственников помещений не являющихся членами ТСЖ, а также ставит в неравное положение членов Товарищества и собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выражает свое несогласие с доводами жалобы указывая, что создание премиального фонда не имеет никакого отношения к содержанию общего имущества.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Третье лицо в судебном заседании возражало против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своего представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя и третье лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильца дома N 128 по пр. Фрунзе в г. Томске по вопросу законности предъявления к оплате собственникам жилых помещений, не являющихся членами товарищества, в фонд премирования, на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ от 21.07.2015 N Ш-2450 должностным лицом Департамента проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Фрунзе 128", по результатам которой составлен акт от 21.07.2015 N Ш-2450.
В ходе проведенной проверки установлено, что в годовой план по управлению, содержанию и ремонту общего имущества для всех собственников помещений (в том числе и не являющихся членами товарищества) включен размер платы в фонд премирования в размере 1 руб./кв. м.
21.07.2015 государственным жилищным инспектором Томской области Бюллер О.В. в адрес ТСЖ "Фрунзе 128" вынесено предписание N Ш-2450, которым заявителю предписано (применительно к заявленным требованиям) с момента получения исключить направление средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования.
На основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ от 12.11.2015 N Ш-2450 должностным лицом Департамента проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Фрунзе128", по вопросу проверки исполнения предписания от 21.07.2015 N Ш-2450, по результатам которой составлен акт от 09.12.2015 N Ш-2450, согласно которого, пункт 1 предписания от 21.07.2015 N Ш-2450 не выполнен: направление средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования не исключен. В нарушение пункта 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и взносов для членов товарищества предъявляется к оплате и собственникам помещений, не являющихся членами товарищества.
09.12.2015 государственным жилищным инспектором Томской области Бюллер О.В. в адрес ТСЖ "Фрунзе 128" вынесено предписание N Ш-2450, которым заявителю предписано до 25.01.2016 исключить направление средств собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на уплату взносов в фонд премирования.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ТСЖ "Фрунзе 128" обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания, которое вынесено департаментом в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Согласно подпунктам 2, 6 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, содержания и ремонта жилых помещений.
Из анализа статей 30, 39, 158 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме);
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 10).
В соответствии с частью 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
На основании части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества в соответствии с его Уставом.
В силу части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества N 491).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно части 3 статьи 151 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества.
Решение соответствующих вопросов отнесено пунктом 5 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, которое в соответствии названной нормой вправе принимать решения об образовании специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.
Как следует из материалов дела. решением общего собрания членов ТСЖ "Фрунзе 128" (протокол от 09.02.2013) решено утвердить положение о премировании: создать фонд премирования и предоставить членам правления право премировать наиболее активных членов правления, старших по подъездам, активных жильцов за вклад в поддержание общего имущества дома в исправном состоянии (в том числе за счет средств, поступивших от предоставление в пользование общего имущества сторонним организациям). Размер обязательного платежа (членского взноса): 1 руб./кв. м в месяц.
Согласно пункту 5.5 Устава товарищества к обязательным платежам и (или) взносам членов товарищества относятся: платежи за жилое помещение, платежи за коммунальные услуги, в установленном органами управления товарищества порядке, вступительные и иные взносы.
В силу пункта 5.7 Устава, собственники помещений в доме, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за жилое помещение, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению домом, за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в доме, пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество, в соответствии с договорами, заключенными с товариществом.
Также пунктом 5.11 Устава установлено, что при создании специальных фондов, общим собранием товарищества устанавливаются обязанности членов товарищества по внесению специальных взносов, и определяется порядок их расходования.
Согласно пункту 5.15 Устава, собственники помещений в доме - не члены товарищества не освобождаются от оплаты за жилое помещение в доме и содержание жилого дома.
Вместе с тем, подпунктом 3.1 Положения о премировании членов правления, актива и работников ТСЖ "Фрунзе 128" предусмотрено, что премиальный фонд, исходя из сметы доходов и расходов ТСЖ, личного вклада в решение проблем жизнеобеспечения дома, распределяется правлением ТСЖ: на премию председателю правления, на премии членам правления, старшим по подъездам, ревизионной комиссии, счетной комиссии, на премии особо отличившимся членам ТСЖ, жильцам, работникам при выполнении срочных, важных работ, к знаменательным юбилеям.
Исходя из вышеизложенного, решение о создании фонда премирования и расходы из этого фонда напрямую не связаны с расходами по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме, товарищество не вправе направлять денежные средства, полученные от собственников, не являющихся членами товарищества, на оплату премий.
Уставом ТСЖ "Фрунзе 128", согласно действующему законодательству, закреплена обязанность собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества, оплачивать коммунальные платежи, а также расходы на содержание и управление домом.
В свою очередь, оплата же взносов в специальные фонды, не связанные с содержание и управлением домом, является обязанностью членов товарищества и не должна распространяться на собственников, не являющихся членами товарищества.
Решение о создании фонда премирования принято, в том числе, собранием собственников помещений многоквартирного дома по пр. Фрунзе, 128 от 28.10.2015.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 1 статьи 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами права и положениями Устава ТСЖ "Фрунзе 128" следует, что вопрос создания фонда премирования является исключительной компетенцией собрания членов товарищества собственников жилья и не может быть отнесен к компетенции собрания собственников помещений многоквартирного дома или правления товарищества.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оплата взносов в премиальный фонд ТСЖ "Фрунзе 128", не связанных с содержание и управлением домом, является обязанностью членов товарищества и не может распространяться на собственников, не являющихся членами товарищества.
При изложенных обстоятельствах, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ указанные выше обстоятельства, Департамент правомерно выдал заявителю оспариваемое предписание, которое соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 3 000 руб., то есть при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 500 руб.
В связи с изложенным, излишне уплаченная ТСЖ "Фрунзе 128" государственная пошлина по платежному поручению от 06.07.2016 N 382 в размере 500 руб., подлежит возврату апеллянту.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 09 июня 2016 г. по делу N А67-1536/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Фрунзе 128" из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.07.2016 N 382.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)