Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Онежские Берега"
к Администрации Петрозаводского городского округа и Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным постановления и о признании незаконным отказа
третье лицо - Фонд капитального ремонта Республики Карелия
при участии представителей:
- от заявителя, товарищества собственников жилья "Онежские Берега", - Тузова Ю.Л., представитель по доверенности от 06.07.2015;
- от ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Акатьева Е.Е., начальник отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров по доверенности от 19.01.2016;
- от ответчика, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явился;
- от третьего лица, Фонда капитального ремонта Республики Карелия, - Июдина Н.О., представитель по доверенности от 01.07.2015,
установил:
товарищество собственников жилья "Онежские Берега" (далее - ТСЖ "Онежские Берега", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 10 дома N 35, расположенного по набережной Варкауса, город Петрозаводск;
- - к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) о признании незаконным отказа во внесении принятого ТСЖ "Онежские Берега" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации и предоставление в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 35, расположенного по наб. Варкауса, г. Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Определением суда от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Администрация надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечила, 08.09.2015 направила письменные пояснения, в которых заявленные к ней требования не признала.
Судебное заседание в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Инспекции и Фонда возражали против удовлетворения заявления, полностью поддержав правовую позицию, изложенную в отзывах на заявление.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ТСЖ "Онежские Берега" 11.03.2015 путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 35, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014-2015 - и об открытии ТСЖ "Онежские Берега" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
Копия указанного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 35, была направлена в Администрацию Петрозаводского городского округа 15.04.2015 г.
25.05.2015 копия указанного протокола и также копия договора об открытии специального банковского счета N 8628/1797-15/0082 от 21.05.2015 были направлены в Администрацию и Инспекцию.
Инспекция в письме от 05.06.2015 в адрес ТСЖ "Онежские Берега" указала, что по результатам анализа представленных документов установлено, что собственниками помещений в доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что является нарушением требований части 3 и части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Также разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года.
Однако уже 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 35 по наб. Варкауса не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании представленного Инспекцией письма от 07.05.2015 N 3588/ГЖИи Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом. В указанное постановление внесены изменения постановлением от 20.07.2015 N 3528, приложение к постановлению, содержащее перечень многоквартирных жилых домов, изложено в новой редакции.
ТСЖ "Онежские Берега", полагая, что отказ Инспекции и постановление Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия. То есть, по состоянию на 02.06.2015, день принятия постановления N 2731.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 Кодекса не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
И только в части 5 статьи 170 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. Вместе с тем, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
С учетом изложенного, указанный в оспариваемом решении довод Инспекции о том, что собственники не реализовали свое право по причине того, что в установленный срок товариществом не был открыт специальный счет в кредитном учреждении, не основан на законодательстве, действовавшем в период возникновения взаимоотношений.
Как следует из части 7 статьи 170 Кодекса, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом 1758-ЗРК.
Судом установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
На момент опубликования Региональной программы часть 3 статьи 7 названного Закона устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Поскольку на момент опубликования Региональной программы, в которую включен спорный многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, органом государственной власти Республики Карелия был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должны быть соблюден соответствующими лицами в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК. В этот срок товарищество уложилось, представив соответствующие уведомления в Инспекцию, в связи с чем суд отклоняет довод Инспекции о нарушении заявителем срока уведомления Инспекции о принятом собственниками решении.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае соответствующее решение должно быть принято и реализовано ответственными лицами в срок до 01.06.2015, который товариществом соблюден.
Как следует из отзыва Фонда от 28.12.2015 (лист дела 132) необходимые документы товарищество представило 22.05.2015, а из письменных пояснений Администрации от 08.09.2015 (лист дела 77), что ей ТСЖ "Онежские Берега" представило указанные документы 25.05.2015.
Что касается довода Инспекции о том, что собственниками помещений в доме 35 по наб. Варкауса в нарушение требований частей 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, то он не принимается судом по следующим основаниям.
Из писем Инспекции от 05.06.2015 N 4517/14-03/ГЖИи (лист дела 26) и от 26.04.2015 N 5074/14-03/ГЖИи (лист дела 22) следует, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации последней датой предоставления требуемых документов, с учетом переноса праздничных дней, принято считать 13.05.2015. Однако в нарушение своего же утверждения, Инспекция, не дождавшись истечения срока установленного для предоставления документов, 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи (лист дела 134) уже направила в Администрацию информацию о том, что собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Суд считает, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу). При этом необходимо отметить, что в любом случае нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией (открытие счета осуществлялось более двух месяцев) не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
При таких обстоятельствах отказ Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленное ТСЖ "Онежские Берега" к Инспекции требование подлежит удовлетворению в полном объеме с отнесением судебных расходов по уплате государственной пошлине на данного ответчика.
По общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено, вправе осуществить защиту нарушенного права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты своего права. При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с заявлением в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В порядке реализации приведенных процессуальных норм и в целях восстановления нарушенного права товарищества суд считает необходимым обязать Инспекцию внести специальный счет, открытый товариществу в ОАО "Сбербанк России" по решению общего собрания жильцов дома в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Поскольку на основании уведомления Инспекции включила спорный дом в перечень домов, содержащийся в приложении к постановлению от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (с учетом внесенных в него изменений постановлением от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), в целях реального восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Администрацию внести соответствующие изменения в приложение к постановлению посредством исключения спорного дома из содержащегося в нем перечня.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление товарищества собственников жилья "Онежские Берега" удовлетворить полностью.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 10 дома N 35, расположенного по набережной Варкауса, город Петрозаводск.
Признать незаконным отказ Государственной жилищной инспекции Республики Карелия во внесении принятого товариществом собственников жилья "Онежские берега" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации и предоставление в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 35, расположенного по наб. Варкауса, город Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
2. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - после вступления настоящего решения в законную силу внести специальные счета, открытые в ОАО "Сбербанк России" товариществу собственников жилья "Онежские берега" по решению общего собрания жильцов дома 35 по улице Варкауса, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и в этот же срок уведомить об этом Администрацию Петрозаводского городского округа.
3. Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа на основании уведомления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исключить из Перечня домов, содержащегося в постановлении Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), дом N 35, расположенный по набережной Варкауса, город Петрозаводск.
4. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288) в пользу товарищества собственников жилья "Онежские берега" (ОГРН 1081001010958, ИНН 1001018066) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
5. Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505) в пользу товарищества собственников жилья "Онежские берега" (ОГРН 1081001010958, ИНН 1001018066) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
С.Н.ГАРИСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 03.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-6902/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. по делу N А26-6902/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Онежские Берега"
к Администрации Петрозаводского городского округа и Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным постановления и о признании незаконным отказа
третье лицо - Фонд капитального ремонта Республики Карелия
при участии представителей:
- от заявителя, товарищества собственников жилья "Онежские Берега", - Тузова Ю.Л., представитель по доверенности от 06.07.2015;
- от ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Акатьева Е.Е., начальник отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров по доверенности от 19.01.2016;
- от ответчика, Администрации Петрозаводского городского округа, - не явился;
- от третьего лица, Фонда капитального ремонта Республики Карелия, - Июдина Н.О., представитель по доверенности от 01.07.2015,
установил:
товарищество собственников жилья "Онежские Берега" (далее - ТСЖ "Онежские Берега", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- - к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 10 дома N 35, расположенного по набережной Варкауса, город Петрозаводск;
- - к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) о признании незаконным отказа во внесении принятого ТСЖ "Онежские Берега" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации и предоставление в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 35, расположенного по наб. Варкауса, г. Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Определением суда от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Администрация надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечила, 08.09.2015 направила письменные пояснения, в которых заявленные к ней требования не признала.
Судебное заседание в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Инспекции и Фонда возражали против удовлетворения заявления, полностью поддержав правовую позицию, изложенную в отзывах на заявление.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
ТСЖ "Онежские Берега" 11.03.2015 путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 35, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014-2015 - и об открытии ТСЖ "Онежские Берега" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
Копия указанного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 35, была направлена в Администрацию Петрозаводского городского округа 15.04.2015 г.
25.05.2015 копия указанного протокола и также копия договора об открытии специального банковского счета N 8628/1797-15/0082 от 21.05.2015 были направлены в Администрацию и Инспекцию.
Инспекция в письме от 05.06.2015 в адрес ТСЖ "Онежские Берега" указала, что по результатам анализа представленных документов установлено, что собственниками помещений в доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что является нарушением требований части 3 и части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Также разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года.
Однако уже 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 35 по наб. Варкауса не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании представленного Инспекцией письма от 07.05.2015 N 3588/ГЖИи Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом. В указанное постановление внесены изменения постановлением от 20.07.2015 N 3528, приложение к постановлению, содержащее перечень многоквартирных жилых домов, изложено в новой редакции.
ТСЖ "Онежские Берега", полагая, что отказ Инспекции и постановление Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия. То есть, по состоянию на 02.06.2015, день принятия постановления N 2731.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Кодекса (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 Кодекса не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
И только в части 5 статьи 170 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ установлено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. Вместе с тем, данная редакция закона вступила в силу с 30.06.2015 и не может распространять свое действие и устанавливать правила поведения для правоотношений, возникших ранее.
С учетом изложенного, указанный в оспариваемом решении довод Инспекции о том, что собственники не реализовали свое право по причине того, что в установленный срок товариществом не был открыт специальный счет в кредитном учреждении, не основан на законодательстве, действовавшем в период возникновения взаимоотношений.
Как следует из части 7 статьи 170 Кодекса, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом 1758-ЗРК.
Судом установлено, что соответствующая Региональная программа опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, соответственно с этого дня начинает течь срок, установленный для принятия соответствующего решения собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.
На момент опубликования Региональной программы часть 3 статьи 7 названного Закона устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Поскольку на момент опубликования Региональной программы, в которую включен спорный многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, органом государственной власти Республики Карелия был установлен шестимесячный срок для принятия соответствующих решений, он и должны быть соблюден соответствующими лицами в силу прямого указания части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК. В этот срок товарищество уложилось, представив соответствующие уведомления в Инспекцию, в связи с чем суд отклоняет довод Инспекции о нарушении заявителем срока уведомления Инспекции о принятом собственниками решении.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае соответствующее решение должно быть принято и реализовано ответственными лицами в срок до 01.06.2015, который товариществом соблюден.
Как следует из отзыва Фонда от 28.12.2015 (лист дела 132) необходимые документы товарищество представило 22.05.2015, а из письменных пояснений Администрации от 08.09.2015 (лист дела 77), что ей ТСЖ "Онежские Берега" представило указанные документы 25.05.2015.
Что касается довода Инспекции о том, что собственниками помещений в доме 35 по наб. Варкауса в нарушение требований частей 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, то он не принимается судом по следующим основаниям.
Из писем Инспекции от 05.06.2015 N 4517/14-03/ГЖИи (лист дела 26) и от 26.04.2015 N 5074/14-03/ГЖИи (лист дела 22) следует, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации последней датой предоставления требуемых документов, с учетом переноса праздничных дней, принято считать 13.05.2015. Однако в нарушение своего же утверждения, Инспекция, не дождавшись истечения срока установленного для предоставления документов, 07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИи (лист дела 134) уже направила в Администрацию информацию о том, что собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
Суд считает, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу). При этом необходимо отметить, что в любом случае нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией (открытие счета осуществлялось более двух месяцев) не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
При таких обстоятельствах отказ Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявленное ТСЖ "Онежские Берега" к Инспекции требование подлежит удовлетворению в полном объеме с отнесением судебных расходов по уплате государственной пошлине на данного ответчика.
По общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено, вправе осуществить защиту нарушенного права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты своего права. При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение с заявлением в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В порядке реализации приведенных процессуальных норм и в целях восстановления нарушенного права товарищества суд считает необходимым обязать Инспекцию внести специальный счет, открытый товариществу в ОАО "Сбербанк России" по решению общего собрания жильцов дома в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Поскольку на основании уведомления Инспекции включила спорный дом в перечень домов, содержащийся в приложении к постановлению от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (с учетом внесенных в него изменений постановлением от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), в целях реального восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Администрацию внести соответствующие изменения в приложение к постановлению посредством исключения спорного дома из содержащегося в нем перечня.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление товарищества собственников жилья "Онежские Берега" удовлетворить полностью.
Признать недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 10 дома N 35, расположенного по набережной Варкауса, город Петрозаводск.
Признать незаконным отказ Государственной жилищной инспекции Республики Карелия во внесении принятого товариществом собственников жилья "Онежские берега" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации и предоставление в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 35, расположенного по наб. Варкауса, город Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
2. Обязать Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - после вступления настоящего решения в законную силу внести специальные счета, открытые в ОАО "Сбербанк России" товариществу собственников жилья "Онежские берега" по решению общего собрания жильцов дома 35 по улице Варкауса, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и в этот же срок уведомить об этом Администрацию Петрозаводского городского округа.
3. Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа на основании уведомления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исключить из Перечня домов, содержащегося в постановлении Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731 (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731"), дом N 35, расположенный по набережной Варкауса, город Петрозаводск.
4. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288) в пользу товарищества собственников жилья "Онежские берега" (ОГРН 1081001010958, ИНН 1001018066) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
5. Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505) в пользу товарищества собственников жилья "Онежские берега" (ОГРН 1081001010958, ИНН 1001018066) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
С.Н.ГАРИСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)