Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2016 ПО ДЕЛУ N А05-9032/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2016 г. по делу N А05-9032/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Троицкий, 10" Антипина И.А. по доверенности от 28.07.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 декабря 2015 года по делу N А05-9032/2015 (судья Полуянова Н.М.),
установил:

товарищество собственников жилья "Троицкий, 10" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, дом 14, офис 545; ОГРН 1112901010640, ИНН 2901219987; далее - товарищество, ТСЖ "Троицкий, 10") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163001, г. Архангельск, ул. Комсомольская, дом 38 корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) от 27.07.2015 N ОК-02/07-06/159 об устранении выявленных нарушений при установлении платы по статье "замена входных дверей" по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 8 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с инспекции в пользу ТСЖ "Троицкий, 10" взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что установление товариществом собственников жилья платежей за установку новых дверей в части подъездов дома для собственников жилых помещений в зависимости от количества квартир, но не пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме противоречит принципу жилищного законодательства о равенстве обязанностей собственников помещений по содержанию общего имущества дома, ставит в неравное положение собственников помещений, что противоречит принципу равенства всех перед законом, установленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Товарищество в отзыве возражало против удовлетворения жалобы.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим разбирательство по делу произведено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель товарищества возражал против доводов жалобы, пояснив, что способ распределения единовременных расходов по ремонту между собственниками "с квартиры" избран на общем собрании собственников 28.02.2012, подтвержден протоколом собрания правления товарищества 24.10.2013 и заочным голосованием собственников помещений от 23.06.2015, в судебном порядке данные решения не оспорены.
Заслушав объяснения представителя товарищества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.05.2015 N ОК-05/01-15/1811 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения товариществом установления собственникам помещений многоквартирного дома N 10 по пр. Троицкий в г. Архангельске платы по статье "замена входных дверей". Указанное распоряжение издано в связи с поступлением 19.05.2015 жалобы жильца дома N 10 по пр. Троицкий в г. Архангельске на нарушения требований действующего законодательства при установлении платы за жилое помещение в квитанции за январь 2014 года по статье "замена входных дверей".
В ходе проверки инспекцией установлено, что в указанном доме произведена замена входных дверей, согласно актам о приемке выполненных работ выполнены работы на общую сумму 272 318 руб. Согласно сведениям технического паспорта площадь помещений дома составляет 10 913,90 кв. м, площадь квартиры - 64,90 кв. м, размер платы к распределению на замену входных дверей по квартире пропорционально доли в общедомовой собственности составляет 1619 руб. 35 коп. В платежной квитанции за январь 2014 года потребителю размер платы по статье "замена входных дверей" составил 4465 руб. 30 коп. С учетом изложенного, инспекция пришла к выводу, что товариществом нарушен порядок ценообразования, обсчет потребителя, проживающего в квартире дома N 10 по пр. Троицкий в г. Архангельске, составил 2 845 руб. 95 коп.
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности определения размера платы за коммунальные услуги от 18.06.2015 N ОК-02/07-01/473, а также товариществу выдано предписание от 27.07.2015 N ОК-02/07-06/159 об устранении выявленных нарушений.
В предписании от 27.07.2015 N ОК-02/07-06/159 инспекция указала товариществу на устранение выявленных нарушений и предписала товариществу в срок до 30.10.2015 потребителю, проживающему в квартире дома N 10 по пр. Троицкий в г. Архангельске, произвести перерасчет на общую сумму 2845 руб. 95 коп. по статье "замена входных дверей", предъявленную в январе 2014 года.
Не согласившись с вынесенным предписанием 27.07.2015 N ОК-02/07-06/159, товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Органами управления товарищества собственников жилья в соответствии со статьей 144 ЖК РФ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
При этом согласно положениям части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, относится, в том числе установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:
1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Следовательно, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья в спорном доме, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должен быть определен общем собранием членов товарищества и правлением товарищества.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 10 по пр. Троицкий в г. Архангельске создали товарищество собственников жилья.
Согласно пункту 5.6 Устава товарищества члены товарищества вносят обязательные платежи и/или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Порядок внесения платежей и взносов утверждается Правлением.
Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за содержание и управление их помещениями, коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом (пункт 5.7 Устава).
Общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества, к его компетенции относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 8.1, подпункт 4 пункта 8.2 Устава).
Правление товарищества является исполнительным органом товарищества, подотчетным Общему собранию членов товарищества. Руководство деятельностью товарищества осуществляет Правление товарищества (пункт 9.1 Устава).
По материалам дела 28.02.2012 на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 10, рассматривался, в том числе, вопрос о замене входных дверей (шестой вопрос). Как следует из содержания протокола общего собрания, при рассмотрении указанного вопроса поступило два предложения по расчету начисления: а) с квартиры, б) с кв. метра квартиры. Большинством голосов проголосовали за вариант "а", то есть с квартиры.
В дальнейшем, как следует из протокола собрания правления N 4, правлением товарищества 24.10.2013 было принято решение о замене дверей и распределении стоимости работ по собственникам квартир.
В соответствии с протоколом N 3 заочного голосования собственников помещений ТСЖ "Троицкий 10" от 23.07.2015, представленным представителем заявителя в ходе судебного разбирательства, подтверждены ранее принятые решения по вопросу расчетов по расходам, произведенным в 2014 году за установку дверей, с квартиры.
В силу части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
По смыслу положений части 6 статьи 20 ЖК РФ, установлен судебный порядок признания недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Доказательств оспаривания либо признания судом указанных решений недействительными в материалах дела не имеется. Вопросы начисления платы с учетом компетенции общего собрания, правления, Устава товарищества и положений части 8 статьи 156 ЖК РФ, не были предметом проверки инспекции и не отражены в оспариваемом предписании.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах предписание Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 27.07.2015 N ОК-02/07-06/159 об устранении выявленных нарушений при установлении платы по статье "замена входных дверей" вынесено без достаточных на то правовых оснований.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 8 декабря 2015 года по делу N А05-9032/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)