Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 3А-109/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 3А-109/2017


Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению И.Т.И., Д.Л.И., Б.Т.А., П.Н.А., Н.Т.Г. к департаменту по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо Краевое государственное унитарное предприятие "П" о признании недействующим со дня его принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края",
установил:

Департаментом по тарифам Приморского края 7 октября 2015 года принято постановление N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" (далее - Постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3), которое официально опубликовано в издании "..." 13 октября 2015 года N.
И.Т.И., Д.Л.И., Б.Т.А., П.Н.А., Н.Т.Г. и Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ж" (далее - ООО "УК "Ж") обратились в суд с административным исковым заявлениям о признании недействующим со дня его принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3. В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемым постановлением установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых одно и двухэтажных домов до 1999 года постройки - в размере 0,037714 Гкал на 1 кв. м в месяц, для многоквартирных жилых трехэтажных домов до 1999 года постройки в размере - 0,030421 Гкал на 1 кв. м в месяц, для многоквартирных жилых пятиэтажных домов до 1999 года постройки включительно в размере - 0,025703 Гкал на 1 кв. м в месяц. Считают, что данный нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306). Как указано в оспариваемом постановлении, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установлены департаментом с применением расчетного метода. Однако административным ответчиком не были учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно: общая площадь помещений в многоквартирных домах, общая площадь жилых домов; часовая тепловая нагрузка на отопление; температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений домов; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период; материал стен; материал крыши; площадь ограждающих конструкций и окон; износ внутридомовых инженерных систем, кроме того, исходные данные, которые были взяты департаментом по тарифам Приморского края (далее - Департамент) для расчета норматива, не соответствуют действительности. В нарушение требований пункта 11 Правил N 306, административным истцом фактически установлен единый, усредненный и недифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства домов, норматив для всех категорий многоквартирных домов. Кроме того, норматив для двухэтажных домов, установленный оспариваемым нормативным правовым актом, тождественен нормативу, ранее использовавшемуся на территории Ярославского городского поселения, в соответствии с постановлением Департамента от 29 октября 2014 года N 48/4. Решением Приморского краевого суда от 19 июня 2015 года указанное постановление признано недействующим. Таким образом, административным ответчиком расчетный метод в том порядке, в котором он регламентируется законодательством, не использовался, кроме того, по мнению административных истцов, Департамент имел возможность использовать метод аналогов. Считают, что данным нормативным правовым актом нарушаются их права на произведение расчетов за отопление с использованием нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то есть, в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Краевое государственное унитарное предприятие "П" (далее - КГУП "П").
В судебном заседании, назначенном на 5 июля 2017 года, объявлялся перерыв до 12 июля 2017 года. После перерыва заседание продолжено.
Определением суда от 12 июля 2017 года производство по административному делу по административному исковому заявлению ООО "УК "Ж" к Департаменту о признании недействующим со дня его принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 прекращено.
Административные истцы И.Т.И., П.Н.А. и Н.Т.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Административные истцы Д.Л.И. и Б.Т.А. в судебное заседание не явились о дате и времени судебного разбирательства были извещены надлежащем образом, согласно имеющимся в материалах дела заявлениям, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Представитель административных истцов И.Т.И., Д.Л.И., Б.Т.А., П.Н.А. и Н.Т.Г. - адвокат Е.Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, по существу пояснил, что Департаментом при расчетах нормативов потребления коммунального ресурса на отопление, обязательные величины, предусмотренные формулами NN 18 - 20 Правил N 306, выбраны и использованы неверно. Данные по расчетной температуре наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (-31 град. C) использованы административным ответчиком из таблицы N 1 СНиП 23-01-99 по селу Анучино, как ближайшего населенного пункта к Ярославскому городскому поселению. Вместе с тем, село Астраханка Ханкайского района расположено ближе, более того расположено в том же климатическом районе, расчетная температура наружного воздуха составляет -26 град. C. Предусмотренный таблицей N 4 приложения N 1 к Правилам N 306 нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома, также выбран неверно, кроме того указанная таблица не содержит использованных административным ответчиком значений. Департаментом не доказана законность использования формулы N 20 приложения N 1 Правил N 306 при расчете часовой тепловой нагрузки, поскольку административный ответчик не привел доказательств свидетельствующих об отсутствии у многоквартирных домов проектной документации и паспортов домов, и не привел доказательств, свидетельствующих, что им запрашивались указанные сведения. Продолжительность отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 град. C и ниже также выбрана административным ответчиком неверно и составляет 203 суток, тогда как исходя из ответа КГУП "П" от 3 июля 2015 года N 340 средняя продолжительность отопительного периода составила 194,4 суток. Согласно справке __ среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период равна -4,7 град. C, что существенно теплее, чем величина использованная административным ответчиком -5,8 град. C. Довод административного ответчика о том, что площадь помещений не влияет на величину норматива, в связи с тем, что при расчетах вначале происходит умножение на площадь, а затем - деление на эту же самую площадь, является ошибочным, поскольку при действии деления не учитывается площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома. Ссылка представителя Департамента на то, что размер рассчитанного норматива был уменьшен и не превышает применяемый ранее норматив, не освобождает административного ответчика от необходимости выполнения обязательных к исполнению Правил установления и определения нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Кроме того, ни один из применяемых ранее нормативов на отопление в Ярославском городском поселении не был законно установленным.
Представитель департамента по тарифам Приморского края - С.О.В. в судебном заседании доводы в представленных ранее возражениях поддержала, по существу пояснила, что расчеты нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению определены в соответствии с Правилами N 306. Для расчета нормативов Департаментом были направлены запросы в администрацию Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающую организацию КГУП "П" и управляющие организации. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов. По представленной информации была произведена выборка, согласно которой многоквартирных одноэтажных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее - ОПУ) на территории муниципального образования 14 домов, материал их стен не указан. Из них полный отопительный период проработали 12 домов, в том числе не имеющие нежилые помещения также 12 домов. В домах, попавших в объем предварительной выборки, средний расход по выборке составил 12.73 Гкал, но только в 6 домах расход тепловой энергии не отличался от средних расходов более чем на 20%, в связи с чем для указанной категории домов норматив был установлен с применением расчетного метода. Двухэтажных домов оборудованных ОПУ 16, в том числе со стенами из кирпича - 1, из шлакоблоков - 2. Материал стен 13 домов не указан. Полный отопительный период проработали 11 домов. Средний расход тепловой энергии по предварительно отобранным домам составил 25.33 Гкал, из которых только в 3-х домах расход тепловой энергии не отличался от средних расходов по выборке более чем на 20%, в связи с чем для указанной категории домов норматив установлен с применением расчетного метода. Всего ОПУ оборудованы 3 трехэтажных дома, для данной категории домов норматив установлен с применением расчетного метода. Что касается пятиэтажных домов, ОПУ оборудованы 26 домов, в том числе со стенами из кирпича - 6, со стенами из панелей и крышами из металлопрофиля - 6, со стенами из панелей и крышами из битумосодержащих рулонных материалов - 9, со стенами из панелей и шиферными крышами - 5. Таким образом, для расчета нормативов всех категорий домов применение метода аналогов не представлялся возможным. Все расчеты произведены в строгом соответствии с правилами и формулами, установленными Правилами N 306. Климатические параметры села Астраханка не могли быть приняты департаментом, поскольку оно расположено в местности с иными условиями. При определении норматива коммунальной услуги по отоплению расчетным методом величина площади не влияет на величину этого норматива. Ранее в муниципальном образовании применялся норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением департамента от 29 октября 2014 года N 48/4. По результатам анализа роста платы граждан за коммунальные услуги в связи с установлением новых нормативов было выявлено, что для одноэтажных и двухэтажных многоквартирных жилых домов рост платы граждан за коммунальные услуги составит 125,4% и 121,5% соответственно, что значительно выше установленного предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы 110,3%, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 16 января 2015 года N 3-пг. С целью недопущения превышения установленного предельного индекса, в интересах граждан, Департаментом для одноэтажных и двухэтажных домов установлены нормативы на уровне ранее применяемого норматива.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заместитель Ф.И.О.20 пояснила, что при расчете норматива потребления тепловой энергии на отопление принимались исходные данные и применялись формулы, предусмотренные Правилами N 306, поскольку иные нормативные документы для расчета норматива отсутствуют. Основные показатели, которые участвовали в расчете, указаны в таблице N 3. Климатические параметры села Астраханка не могли быть приняты Департаментом, поскольку Ярославское городское поселение расположено в местности с иными условиями. Село Астраханка расположено в Ханкайском районе Приморского края рядом с озером Ханка, в населенном пункте, расположенном вблизи водоемов температура воздуха всегда выше. Кроме того согласно СНиП 23-01-99 населенные пункты, расположенные в прибрежных районах морей и крупных водохранилищ выделены в отдельную группу. В представленных расчетах указана площадь жилых домов, которые не оборудованы приборами учета, но даже в случае неверного указания площадей конечный результат будет тот же, поскольку по утвержденным формулам норма плотности на один квадратный метр умножается на общую площадь, а затем делится на ту же площадь. Кроме того, в настоящее время требование по учету мест общего пользования отсутствует. При применении расчетного метода происходит рост нормативов, только в целях защиты интересов граждан, нормативы для одноэтажных и двухэтажных домов были оставлены на уровне действующих.
Представитель заинтересованного лица КГУП "П" - И.Е.Ю. в судебном заседании доводы в представленных ранее возражениях поддержал, по существу пояснил, что норматив, установленный оспариваемым постановлением для одноэтажных домов, к административным истцам не применяется. Административными истцами не доказан факт, что принятые нормативы завышены, кроме того не представлены доказательства для применения метода аналогов. Считает, что административные истцы злоупотребляют правом. Предполагает, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим подано исключительно с целью ухода от обязанности оплачивать предоставленный коммунальный ресурс, что причинит вред ресурсоснабжающей организации - КГУП "П". В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав объяснения административных истцов И.Т.И., П.Н.А., Н.Т.Г., их представителя - адвоката Е.Д.А., возражения представителя административного ответчика департамента по тарифам Приморского края - С.О.В., представителя заинтересованного лица КГУП "П" - И.Е.Ю., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Ф.И.О.21, полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, производство по делу по административному исковому заявлению ООО "УК "Ж" и признания недействующим оспариваемого постановления в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных одноэтажных домов до 1999 года постройки прекратить, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Департамент по тарифам Приморского края, согласно пункту 2 части 1 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 214-па от 6 августа 2007 года, является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края 7 октября 2015 года N 41/3, которое официально опубликовано в издании "..." 13 октября 2015 года N утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
Таким образом, постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из оспариваемого постановления Департамента следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения были установлены с применением расчетного метода и составляют 0,037714 Гкал на 1 кв. м в месяц для многоквартирных жилых одно и двухэтажных домов до 1999 года постройки, 0,030421 Гкал на 1 кв. м в месяц для многоквартирных жилых трехэтажных домов до 1999 года постройки, и 0,025703 Гкал на 1 кв. м в месяц для многоквартирных жилых пятиэтажных домов до 1999 года постройки включительно.
Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода Департамент объяснил отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 306 для определения норматива с применением метода аналогов уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг (пункт 33 Правил N 306).
Согласно пункту 34 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1, 2 приложения N 1 к настоящим Правилам. При этом, объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов (пункт 2 приложения N 1 формулы 2, 3, 4).
По данным, представленным КГУП "П", администрацией Ярославского городского поселения и использованным при расчетах Департаментом, услуги по теплоснабжению оказываются следующему жилому фонду: одноэтажные дома 106, в том числе 14 домов оборудованы ОПУ, материал стен не указан, полный отопительный период проработали 12 домов, в том числе не имеющие нежилые помещения. В 12 домах, попавших в объем предварительной выборки, средний расход по выборке составил 12,73 Гкал, только в 6 домах расход тепловой энергии не отличается от средних расходов по выборке более чем на 20%; двухэтажные дома - 47. в том числе 16 домов оборудованы ОПУ, в том числе со стенами из кирпича - 1, из шлакоблоков - 2. Материал стен 13 домов не указан. Полный отопительный период проработали 11 домов. Средний расход тепловой энергии по предварительно отобранным домам составил 25,33 Гкал, из которых только в 3 домах расход тепловой энергии не отличается от средних расходов по выборке более чем на 20%; трехэтажные дома - 10, в том числе 3 дома оборудованы ОПУ; пятиэтажные дома - 36, том в числе 26 оборудованы ОПУ, со стенами из кирпича - 6, со стенами из панелей и крышами из металлопрофиля - 6, со стенами из панелей и крышами из битумосодержащих рулонных материалов - 9, со стенами из панелей и шиферными крышами - 5.
С учетом изложенного Департаментом обоснованно не применен метод аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для всех категорий многоэтажных домов.
В соответствии с пунктом 19 приложения N 1 Правил N 306, для определения тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома необходим, в том числе, показатель - расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (град. C), количественное значение которого и случаи их применения определены пунктом 44 Правил N 306.
Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению были рассчитаны Департаментом на основании данных климатических параметров села Анучино, Анучинского района, Приморского края (таблица N 1 СНиП 23-01-99), как ближайшего населенного пункта к Ярославскому городскому поселению и составляют -31 град. C. Вместе с тем согласно ответу __ N от дд.мм.гггг, село Астраханка, Ханкайского района, Приморского края расположено гораздо ближе, более того село Астраханка расположено в том же климатическом районе, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления составляет -26 град. C.
Доводы представителя административного ответчика о том, что климатические параметры села Астраханка не могли быть приняты Департаментом, поскольку оно расположено в местности с иными условиями, а именно в Ханкайском районе Приморского края рядом с озером Ханка, в связи с чем температура воздуха всегда выше, суд считает несостоятельными, поскольку СНиП 23-01-99 таких ограничений не содержит, кроме того доказательств, подтверждающих доводы представителя административного ответчика о существенной разнице температур в указанных населенных пунктах суду не представлено. Более того, согласно представленному представителем административных истцов атласу Приморского края Ханкайский район, в котором расположено село Астраханка и Хорольский район, в котором расположено Ярославское городское поселение, находятся в одном климатическом районе.
В соответствии с пунктом 20 приложения N 1 Правил N 306 для определения часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии используется в том числе значение S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома. Для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях используется, в том числе значение - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (пункт 18 приложения N 1 Правил N 306).
Согласно доводам представителя административного ответчика, специалиста и представленным расчетам нормативов значения S и являются аналогичными, в то время как для значения S помимо сведений об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, необходимо иметь сведения о площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для трех и пятиэтажных домов были основаны на исходных данных, не соответствующих требованию закона.
Кроме того, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для одного и двухэтажных домов был установлен на уровне ранее применяемого норматива, установленного постановлением департамента по тарифам Приморского края от 29 октября 2014 года N 48/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения".
Решением Приморского краевого суда от 19 июня 2015 года указанное постановление было признано недействующим (Дело N 3-89/15).
Определением Верховного суда Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 56-АПГ15-36 данное решение оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах, установление ранее применяемого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с целью недопущения превышения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги - ничем не обосновано.
Исходя из изложенного, требования административных истцов в части оспаривания нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для двух, трех и пятиэтажных домов подлежат удовлетворению.
Вместе с тем требования административных истцов в части оспаривания норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для одноэтажных домов удовлетворению не подлежат, поскольку согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу процессуального законодательства, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и нарушают либо затрагивают права административного истца.
Как установлено в суде, административные истцы И.Т.И., Д.Л.И., Б.Т.А., П.Н.А., Н.Т.Г. проживают в двух, трех и пятиэтажных многоквартирных домах.
Доказательства, подтверждающие нарушения их личных прав и свобод, связанных с оспариваемым нормативом потребления коммунальной услуги по отоплению для одноэтажных домов, в материалах дела не представлены. При этом правом на обращение в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц заявители законом не наделены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные истцы участниками отношений, регулируемых пунктом 1.1 таблицы приложения к оспариваемому постановлению, не являются и такой акт (его часть) не затрагивает их права и свободы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемое постановление подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оно ранее применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Административное исковое заявление И.Т.И., Д.Л.И., Б.Т.А., П.Н.А., Н.Т.Г. - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трех и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы приложения).
В удовлетворении требований о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых одноэтажных домов до 1999 года постройки отказать (пункт 1.1 таблицы приложения).
Обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)