Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2016 года по делу N А07-6165/2016 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" Бычков А.А. (доверенность от 06.10.2015 N 2638).
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" (далее - заявитель, ООО "Домоуправление N 9", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 15.02.2016 N ЮО-16-128-019, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2016 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, Госкомжилнадзор РБ ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае не учтены нормы п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". С 01.09.2012 применение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению возможно только в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 решения о применении таких Правил. Анализ содержания постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных пп. "а", "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, принято постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета размера платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов", начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению регулируется правилами N 307, согласно которым, при оборудовании многоквартирного дома (далее - МКД) прибором учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению в первый год после установки прибора учета тепловой энергии выполняется с использованием норматива потребления тепловой энергии, а со следующего года с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307. Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочий по выбору установленного нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не противоречит нормам федерального законодательства и не приводит к нарушению норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. ООО "Домоуправление N 9" указывает в частности на то, что исходя из условий Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), оспариваемое заявителем предписание Госкомжилнадзора РБ является неисполнимым, - что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований, заявленных обществом. В данном случае из формулировки, приведенной заинтересованным лицом в предписании, не представляется возможным определить, из какого среднемесячного объема потребления тепловой энергии, и за какой истекший год, следует производить начисления по отоплению потребителям, - так как контролирующий орган в спорном предписании указывает на запрет начисления платы по показаниям общедомового прибора учета. Между тем, определить среднемесячный объем тепловой энергии за истекший год без применения показаний общедомового прибора учета, не представляется возможным. Кроме того, заинтересованным лицом в оспариваемом предписании не указана методика корректировки платы за отопление с января 2016 г. по 31.04.2016. Помимо данного, 14.07.2015 собственниками МКД по ул. Калинина, 37 принято решение о формировании платы по отоплению, исходя из показаний общедомового прибора учета в отопительный сезон, начиная с октября 2015 года, что не противоречит условиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Кроме того, начисление платы за коммунальную услугу "отопление" только в отопительный период, приводит к уменьшению ежегодной платы за данную услугу.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что формулировки, приведенные заинтересованным лицом в оспариваемом ООО "Домоуправление N 9" предписание, делают данное предписание неисполнимым, - что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований, заявленных обществом.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору из прокуратуры г. Салавата Республики Башкортостан (л.д. 66) поступило заявление жителей дома N 37 по ул. Калинина в г. Салавате Республики Башкортостан (л.д. 66, оборот), в котором сообщалось о начислении в ноябре 2015 года оплаты коммунальных услуг в повышенном размере, в связи с чем, жители указанного дома просили провести проверку законности и обоснованности произведенных расчетов, обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9".
Заинтересованным лицом 18.01.2016 было вынесено распоряжение N 249 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Домоуправление N 9" (л.д. 69, 70), с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 21.12.2015 N 18674 по МКД N 37 по ул. Калинина в г. Салават РБ. Предметом проверки определено соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 6 распоряжения). Срок проверки был определен как 20 рабочих дней, с 19.01.2016 по 15.02.2016 (не позднее) (п. 7 распоряжения).
Уведомление о проведении инспекционной проверки от 18.01.2016 N 28 (л.д. 67) направлено заявителю заинтересованным лицом 18.01.2016, и получено обществом в эту же дату (л.д. 68).
Распоряжение от 18.01.2016 N 249 о проведении внеплановой выездной проверки получено заявителем 19.01.2016 (л.д. 70).
По результатам проведенной проверки заинтересованным лицом 15.02.2016 составлен акт N ЮО-16-249-128 (л.д. 71-74), которым в числе прочего, зафиксировано следующее (л.д. 72, оборот): "В ходе поведения обследования многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ установлено, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что также подтверждается актом первичного и повторных допусков в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 24.08.2012 г, 08.10.2015 г. При анализе счетов-извещений выставляемых управляющей организацией ООО "Домоуправление N 9" на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги собственникам жилых помещений N (...) многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ за октябрь - декабрь месяцы 2015 г. и представленной методики начисления платы за отопление установлено, что ООО "Домоуправление N 9" в период с января 2015 г. по июнь 2015 г. производила начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", т.е. при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определялся исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м) в размере 0,0156 Гкал. В июле месяце 2015 г. управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" произвела перерасчет и начислила плату за отопление с учетом фактического потребления тепловой энергии за вышеуказанный период. Собственниками помещений указанного дома на общем собрании состоявшегося 17.07.2015 г. приняли решение производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.09.2015 г. исходя из фактического потребления тепловой энергии указанным домом. На основании вышеуказанного решения управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" за период с августа по сентябрь 2015 г. не производила начисление и соответственно не предъявляла гражданам указанного дома плату за отопление. В октябре и ноябре месяце 2015 г. управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" производила начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из фактического потребления тепловой энергии указанным домом, что является нарушением установленного порядка п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Октябрь 2015 г. - 0,0121 Гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 785,50 руб. Ноябрь 2015 г. - 0,0232 Гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 1514,94 руб., декабрь 2015 г. - 00,0242 гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 1576,34 руб., Решение об отмене расчетов по отоплению по постановлению N 307 на данный момент Правительством Республики Башкортостан не принято. При этом указанное постановление не наделяет собственников многоквартирных домов и управляющих компаний полномочиями по выбору способа начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. На основании вышеизложенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору принято решение о выдачи в адрес управляющей компании ООО "Домоуправление N 9" предписания для приведения начисления платы по отоплению в соответствии с указанным постановлением".
Указанный акт вручен обществу 15.02.2016 (л.д. 74, оборот).
Заявителем заинтересованному лицу 15.02.2016 выдано предписание N ЮО-16-128-019 (л.д. 75), в котором описание (существо) выявленного нарушения, сформулировано следующим образом: "в нарушении пдп ж) Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности многоквартирными домами", п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" с октября 2015 г. производит начисление платы по коммунальной услуге отопление по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в отопительный период в адрес собственников (нанимателей) посещений многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ. Подробнее в акте проверки N ЮО-16-249-128 от 15.02.2016 г.".
В связи с этим, обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9", в срок 20.03.2016 предписано: "С 16.02.2016 г. прекратить начисление платы по коммунальной услуге отопление собственникам (нанимателям) помещений указанного дома по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. С 16.02.2016 г. производить начисление платы по отоплению собственникам (нанимателям) помещений указанного дома, в соответствии с п. 21 Правил N 307, т.е. исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший год, с указаниями в счетах-извещениях среднемесячного объема потребления тепловой".
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан 31.08.2012 принято постановление N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300).
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 исполнителям коммунальных услуг предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 установлено, что настоящее Постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято не было, в связи с чем, к спорным правоотношениям были применимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 предусматривалось, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения к Правилам N 307 устанавливалось, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
<...>, (7)
где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
С учетом изложенного, у общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" в спорный период наличествовала обязанность по расчету размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, а, не исключительно по данным общедомового прибора учета.
Правом на изменение порядка исчисления размера платы за отопление в произвольном порядке, отличном от установленного Правилами N 307, не наделены, ни управляющие организации, ни собственники помещений (в том числе посредством принятия решения на общих собраниях, - как ошибочно полагает заявитель).
Следовательно, выданное заинтересованным лицом заявителю предписание, является законным, а, доводы общества, и выводы арбитражного суда первой инстанции о неисполнимости данного предписания, по причине его некорректного содержания, - являются ошибочными и не соответствуют фактическому содержанию предписания от 15.02.2016 N ЮО-16-128-019.
Так, указанное предписание содержит четкое указание на то, что расчет платы за отопление обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" следует производить в соответствии с п. 21 Правил N 307, т.е. исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший год, с указаниями в счетах-извещениях среднемесячного объема потребления тепловой энергии.
Какого-либо двоякого толкования приведенные выше, нормы п. 21 правил N 307, между тем, не допускают (в том числе и применительно к периоду среднемесячного объема потребления тепловой энергии.
Фраза "С 16.02.2016 г. прекратить начисление платы по коммунальной услуге отопление собственникам (нанимателям) помещений указанного дома по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии", - толкуется при этом однозначно, и свидетельствует лишь о том, что обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" расчет платы за отопление следует производить, не исключительно, исходя из показаний только общедомового прибора учета, но в соответствии с методикой, предусмотренной п. 21 Правил N 307.
Толкование указанной фразы однозначно свидетельствует о том, что обществу предписано производить расчет платы за отопление, в соответствии с п. 21 Правил N 307, а не на основании какого-либо "нового" расчета, из которого вовсе исключены показания общедомового прибора учета.
"Непонимание" заявителем содержания предписания, выданного Госкомжилнадзором РБ, обусловлено в данном случае, лишь отсутствием волеизъявления на выполнение законного предписания заинтересованного лица.
Иные доводы, приводимые обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" в отзыве на апелляционную жалобу, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона, и к тому же, документально неподтвержденные.
Учитывая вышеизложенное, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9".
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9 следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2016 года по делу N А07-6165/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2016 N 18АП-9350/2016 ПО ДЕЛУ N А07-6165/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2016 г. N 18АП-9350/2016
Дело N А07-6165/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2016 года по делу N А07-6165/2016 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" Бычков А.А. (доверенность от 06.10.2015 N 2638).
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" (далее - заявитель, ООО "Домоуправление N 9", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания от 15.02.2016 N ЮО-16-128-019, вынесенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2016 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, Госкомжилнадзор РБ ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае не учтены нормы п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". С 01.09.2012 применение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению возможно только в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 решения о применении таких Правил. Анализ содержания постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных пп. "а", "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, принято постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 "О порядке расчета размера платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов", начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению регулируется правилами N 307, согласно которым, при оборудовании многоквартирного дома (далее - МКД) прибором учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению в первый год после установки прибора учета тепловой энергии выполняется с использованием норматива потребления тепловой энергии, а со следующего года с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307. Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочий по выбору установленного нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не противоречит нормам федерального законодательства и не приводит к нарушению норм Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. ООО "Домоуправление N 9" указывает в частности на то, что исходя из условий Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), оспариваемое заявителем предписание Госкомжилнадзора РБ является неисполнимым, - что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований, заявленных обществом. В данном случае из формулировки, приведенной заинтересованным лицом в предписании, не представляется возможным определить, из какого среднемесячного объема потребления тепловой энергии, и за какой истекший год, следует производить начисления по отоплению потребителям, - так как контролирующий орган в спорном предписании указывает на запрет начисления платы по показаниям общедомового прибора учета. Между тем, определить среднемесячный объем тепловой энергии за истекший год без применения показаний общедомового прибора учета, не представляется возможным. Кроме того, заинтересованным лицом в оспариваемом предписании не указана методика корректировки платы за отопление с января 2016 г. по 31.04.2016. Помимо данного, 14.07.2015 собственниками МКД по ул. Калинина, 37 принято решение о формировании платы по отоплению, исходя из показаний общедомового прибора учета в отопительный сезон, начиная с октября 2015 года, что не противоречит условиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Кроме того, начисление платы за коммунальную услугу "отопление" только в отопительный период, приводит к уменьшению ежегодной платы за данную услугу.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что формулировки, приведенные заинтересованным лицом в оспариваемом ООО "Домоуправление N 9" предписание, делают данное предписание неисполнимым, - что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований, заявленных обществом.
С выводами арбитражного суда первой инстанции нельзя согласиться.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору из прокуратуры г. Салавата Республики Башкортостан (л.д. 66) поступило заявление жителей дома N 37 по ул. Калинина в г. Салавате Республики Башкортостан (л.д. 66, оборот), в котором сообщалось о начислении в ноябре 2015 года оплаты коммунальных услуг в повышенном размере, в связи с чем, жители указанного дома просили провести проверку законности и обоснованности произведенных расчетов, обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9".
Заинтересованным лицом 18.01.2016 было вынесено распоряжение N 249 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Домоуправление N 9" (л.д. 69, 70), с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 21.12.2015 N 18674 по МКД N 37 по ул. Калинина в г. Салават РБ. Предметом проверки определено соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 6 распоряжения). Срок проверки был определен как 20 рабочих дней, с 19.01.2016 по 15.02.2016 (не позднее) (п. 7 распоряжения).
Уведомление о проведении инспекционной проверки от 18.01.2016 N 28 (л.д. 67) направлено заявителю заинтересованным лицом 18.01.2016, и получено обществом в эту же дату (л.д. 68).
Распоряжение от 18.01.2016 N 249 о проведении внеплановой выездной проверки получено заявителем 19.01.2016 (л.д. 70).
По результатам проведенной проверки заинтересованным лицом 15.02.2016 составлен акт N ЮО-16-249-128 (л.д. 71-74), которым в числе прочего, зафиксировано следующее (л.д. 72, оборот): "В ходе поведения обследования многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ установлено, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что также подтверждается актом первичного и повторных допусков в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 24.08.2012 г, 08.10.2015 г. При анализе счетов-извещений выставляемых управляющей организацией ООО "Домоуправление N 9" на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги собственникам жилых помещений N (...) многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ за октябрь - декабрь месяцы 2015 г. и представленной методики начисления платы за отопление установлено, что ООО "Домоуправление N 9" в период с января 2015 г. по июнь 2015 г. производила начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", т.е. при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определялся исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м) в размере 0,0156 Гкал. В июле месяце 2015 г. управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" произвела перерасчет и начислила плату за отопление с учетом фактического потребления тепловой энергии за вышеуказанный период. Собственниками помещений указанного дома на общем собрании состоявшегося 17.07.2015 г. приняли решение производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с 01.09.2015 г. исходя из фактического потребления тепловой энергии указанным домом. На основании вышеуказанного решения управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" за период с августа по сентябрь 2015 г. не производила начисление и соответственно не предъявляла гражданам указанного дома плату за отопление. В октябре и ноябре месяце 2015 г. управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" производила начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из фактического потребления тепловой энергии указанным домом, что является нарушением установленного порядка п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Октябрь 2015 г. - 0,0121 Гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 785,50 руб. Ноябрь 2015 г. - 0,0232 Гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 1514,94 руб., декабрь 2015 г. - 00,0242 гкал * 44,60 кв. м * 1461,21 руб. = 1576,34 руб., Решение об отмене расчетов по отоплению по постановлению N 307 на данный момент Правительством Республики Башкортостан не принято. При этом указанное постановление не наделяет собственников многоквартирных домов и управляющих компаний полномочиями по выбору способа начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. На основании вышеизложенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору принято решение о выдачи в адрес управляющей компании ООО "Домоуправление N 9" предписания для приведения начисления платы по отоплению в соответствии с указанным постановлением".
Указанный акт вручен обществу 15.02.2016 (л.д. 74, оборот).
Заявителем заинтересованному лицу 15.02.2016 выдано предписание N ЮО-16-128-019 (л.д. 75), в котором описание (существо) выявленного нарушения, сформулировано следующим образом: "в нарушении пдп ж) Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности многоквартирными домами", п. 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", управляющая компания ООО "Домоуправление N 9" с октября 2015 г. производит начисление платы по коммунальной услуге отопление по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в отопительный период в адрес собственников (нанимателей) посещений многоквартирного дома N 37 по ул. Калинина г. Салават РБ. Подробнее в акте проверки N ЮО-16-249-128 от 15.02.2016 г.".
В связи с этим, обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9", в срок 20.03.2016 предписано: "С 16.02.2016 г. прекратить начисление платы по коммунальной услуге отопление собственникам (нанимателям) помещений указанного дома по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. С 16.02.2016 г. производить начисление платы по отоплению собственникам (нанимателям) помещений указанного дома, в соответствии с п. 21 Правил N 307, т.е. исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший год, с указаниями в счетах-извещениях среднемесячного объема потребления тепловой".
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан 31.08.2012 принято постановление N 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300).
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 исполнителям коммунальных услуг предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2012 N 300 установлено, что настоящее Постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правительством Республики Башкортостан решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" принято не было, в связи с чем, к спорным правоотношениям были применимы Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 предусматривалось, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 пункта 2 приложения к Правилам N 307 устанавливалось, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
<...>, (7)
где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
С учетом изложенного, у общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" в спорный период наличествовала обязанность по расчету размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, а, не исключительно по данным общедомового прибора учета.
Правом на изменение порядка исчисления размера платы за отопление в произвольном порядке, отличном от установленного Правилами N 307, не наделены, ни управляющие организации, ни собственники помещений (в том числе посредством принятия решения на общих собраниях, - как ошибочно полагает заявитель).
Следовательно, выданное заинтересованным лицом заявителю предписание, является законным, а, доводы общества, и выводы арбитражного суда первой инстанции о неисполнимости данного предписания, по причине его некорректного содержания, - являются ошибочными и не соответствуют фактическому содержанию предписания от 15.02.2016 N ЮО-16-128-019.
Так, указанное предписание содержит четкое указание на то, что расчет платы за отопление обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" следует производить в соответствии с п. 21 Правил N 307, т.е. исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за истекший год, с указаниями в счетах-извещениях среднемесячного объема потребления тепловой энергии.
Какого-либо двоякого толкования приведенные выше, нормы п. 21 правил N 307, между тем, не допускают (в том числе и применительно к периоду среднемесячного объема потребления тепловой энергии.
Фраза "С 16.02.2016 г. прекратить начисление платы по коммунальной услуге отопление собственникам (нанимателям) помещений указанного дома по показаниям общедомового прибора учета потребления тепловой энергии", - толкуется при этом однозначно, и свидетельствует лишь о том, что обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" расчет платы за отопление следует производить, не исключительно, исходя из показаний только общедомового прибора учета, но в соответствии с методикой, предусмотренной п. 21 Правил N 307.
Толкование указанной фразы однозначно свидетельствует о том, что обществу предписано производить расчет платы за отопление, в соответствии с п. 21 Правил N 307, а не на основании какого-либо "нового" расчета, из которого вовсе исключены показания общедомового прибора учета.
"Непонимание" заявителем содержания предписания, выданного Госкомжилнадзором РБ, обусловлено в данном случае, лишь отсутствием волеизъявления на выполнение законного предписания заинтересованного лица.
Иные доводы, приводимые обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" в отзыве на апелляционную жалобу, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона, и к тому же, документально неподтвержденные.
Учитывая вышеизложенное, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9".
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9 следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2016 года по делу N А07-6165/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)