Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На праве общей долевой собственности истцам принадлежит квартира и земельный участок, категория земель - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома". При обращении к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования ответчиком было разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ситникова С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Соловьевой О.М.,
судей Тачахова Р.З. и Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 марта 2017 года, которым постановлено:
Иск Безкоровайной ФИО15 и С.Е. ФИО16 к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка и признании квартиры одним из блоков блокированного жилого дома удовлетворить.
Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N, с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> жилым домом блокированной застройки с участками, в котором признать квартиру расположенную по адресу: Российская Федерация, город Майкоп, поселок <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м кадастровым номером: N, блоком жилого дома блокированной застройки с участками, в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Муращенко М.Д., объяснения истцов Б.В.Ф.А. и С.Е. и их представителя К., представителя ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" С.Т., представителя ответчика администрации МО "Город Майкоп" Р., судебная коллегия
Б.В.Ф.А. и С.Е. обратились с иском к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (далее Филиал, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РА), в котором, уточнив требования, просили обязать ответчика осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также внести сведения, что квартира N 2 (кадастровый номер N), расположенная в многоквартирном жилом доме по данному адресу является блоком жилого дома блокированной застройки с участками.
В обоснование своих требований указали, что им на основании решения мирового судьи судебного участка N 4 города Майкопа Республики Адыгея N 2-362/4-12 от 04.09.2012, договора дарения от 17.03.2016 и договора купли-продажи от 02.06.2016, на праве общей долевой собственности принадлежит каждой по 1/2 доле квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N расположенной по адресу: <адрес> квартира 2, и по 1/2 доле земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N При обращении к ответчику 10.01.2017 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида решенного использования с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", земельного участка и признанием квартиры одним из блоков блокированного жилого дома с участками, ответчиком было устно разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений и рекомендовано привести назначение многоквартирного дома в соответствие с требованиями ЖК РФ и ГрК РФ.
С принятым решением истицы не согласны, так как их правомочия как собственников земельного участка оформлены в надлежащем порядке и в свидетельстве о государственной регистрации права конкретно указана принадлежность земельного участка к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома". Кроме того, в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 28.10.2011 N 377-рс (в редакции от 20.12.2012 N 480-рс, от 17.09.2015 N 139-рс и от 24.03.2016 N 176-рс) "Об утверждении Правил землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп", принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 и дает возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании истцы Б.В.Ф.Б. и С.Е. и их представитель по ордеру К. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте о слушания дела, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях требования не признал. В обоснование указал, что Филиал не является надлежащим ответчиком, так как действия, бездействия или решения учреждения истцы не оспаривают. Деятельность учреждения по ведению ЕГРН не приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей ни истцов, ни третьих лиц.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Кроме того, суд применил нормы Закона о кадастре, не подлежащие применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы, не соглашаясь с доводами жалобы, просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20.06.2017 осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что принятым решением могут быть затронуты права и обязанности, не привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков Управления Архитектуры и градостроительства Администрации МО "Город Майкоп", Администрации МО "Город Майкоп".
В ходе рассмотрения дела истцы Б.В.Ф.А., С.Е. и их представитель К., поддержали заявленные исковые требования и просили обязать Филиал внести изменения в государственный кадастр в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества. Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" С.Т., представитель ответчика Администрация МО "Город Майкоп" Р., возражали против удовлетворения иска. Представитель третьего лица Х.С.И. - Х.С.Ю. и третье лицо М. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Обсудив основания заявленного иска, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассматривая спор по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Эти полномочия на территории Республики Адыгея возложены на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации) государственным кадастровым учетом является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации сведения о виде разрешенного использования земельного участка являются дополнительными сведениями объекте недвижимости.
Б.В.Ф.А. и С.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит каждой по 1/2 доле квартиры, общей площадью 54,8 кв. м, с кадастровым номером: N расположенной по адресу: <адрес> и по 1/2 доле земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.06.2016 сделаны записи о регистрации N N
Данные обстоятельства подтверждаются решением мирового судьи судебного участка N 4 города Майкоп Республики Адыгея N N - 12 от 04.09.2012, договорами дарения от 17.03.2016, купли-продажи от 02.06.2016, свидетельствами о государственной регистрации права N N от 10.06.2016.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.11.2015 с кадастровым номером: N сведения о земельном участке были внесены на основании указанного судебного акта. В дальнейшем кадастровый номер, адрес и местоположение земельного участка не изменялись.
Согласно представленным документам фактически строение по адресу: <адрес> является индивидуальным жилым домом сблокированной застройки, так как имеет строительно-технические признаки такого жилого дома, расположено на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под "жилыми домами блокированной застройки" понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В то же время, согласно пункту 4 раздела I Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 11.08.2009 N 168 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг", жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам, несмотря на то, что принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
По совокупности признаков судебная коллегия, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что жилое помещение, находящееся в собственности истцов, является блоком в жилом доме блокированной застройки, так как имеет строительно-технические признаки такого жилого дома, расположенного на отдельном земельном участке имеет выход на территорию общего пользования.
10.01.2017 Б.В.Ф.А. и С.Е. обратились в Филиал ответчика с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", земельного участка и вида жилого помещения с квартиры на блок жилого дома блокированной застройки. При этом была представлена справка о градостроительном регламенте N 15 от 10.01.2017 на данный земельный участок.
Как следует из объяснений сторон на обращение Б.В.Ф.А. и С.Е. сотрудниками филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея было устно разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений и рекомендовано привести назначение - многоквартирный дом в соответствие с требованиями ЖК РФ и ГрК РФ, а также указано, что помещения (квартиры) могут располагаться либо в многоквартирном доме, либо в жилых домах блокированной застройки.
Указывая на невозможность изменении вида разрешенного использования, орган кадастрового учета не произвел учета изменений разрешенного вида использования земельного участка и не признал квартиру одним из блоков блокированного жилого дома с участками в соответствии с поданным истцами заявлением, обосновав тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных Б.В.Ф.Б. и С.Е. для осуществления такого кадастрового учета документах.
Однако, данные выводы органа кадастрового учета опровергаются имеющимися материалами дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
Из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права от 10.06.2016 NN N на имя Б.В.Ф.А., С.Е., соответственно, усматривается, что земельный участок по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статья 1, часть 3 статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статья 1, подпункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида решенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно справке о градостроительном регламенте от 10.01.2017 N 15 в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 28.10.2011 N 377-рс (в редакции от 20.12.2012 N 480-рс, от 17.09.2015 N 139-рс и от 24.03.2016 N 176-рс) "Об утверждении Правил землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп", принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1.
По Правилам землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп" зона индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа или блокированных жилых домов с возможностью ведения личного подсобного хозяйства в населенных пунктах сельского типа. Одним из основных видов разрешенного использования недвижимости является блокированные жилые дома с участками.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по заявлению Х.С.И., который является собственником квартиры N 1 по указанному адресу, уже внесены изменения в государственный кадастр в отношении земельного участка (решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15.11.2016).
С учетом вышеизложенных норм закона и установленных обстоятельств дела, принимая во внимание, что органом, уполномоченным осуществлять государственный кадастровый учет недвижимого имущества на территории Республики Адыгея является Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, и что в силу закона правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования, а также то обстоятельство, что в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 допускается вид разрешенного использования недвижимости "блокированные жилые дома с участками", обращение истцов, с просьбой произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости и указанного земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования подлежало удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что иск Б.В.Ф.А. и С.Е. к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка и изменений в отношении квартиры, как одного из блоков жилого дома блокированной застройки подлежит удовлетворению.
В удовлетворении требований к Управлению архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" и администрации МО "Город Майкоп" следует отказать, так как данная функция не входит в полномочия этих органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящее исковое заявление подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства несостоятельны, как основанные на ошибочном толковании норм процессуального закона (часть 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь частью 5 статьи 330, статьями 328, 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 марта 2017 года отменить и принять по делу новое, которым:
Иск Безкоровайной ФИО17 и С.Е. ФИО18 к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея о возложении осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка и сведений в отношении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также кадастровый учет изменений в отношении квартиры NN в многоквартирном жилом доме NN по указанному адресу с кадастровым номером N на блок в жилом доме блокированной застройки.
В удовлетворении исковых требований Безкоровайной ФИО19 и С.Е. ФИО20 к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" и администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного вида использования земельного участка и сведений в отношении жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-887/2017
Требование: Об обязании осуществить кадастровый учет изменений, внесении сведений.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На праве общей долевой собственности истцам принадлежит квартира и земельный участок, категория земель - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома". При обращении к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования ответчиком было разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-887/2017
Судья Ситникова С.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Соловьевой О.М.,
судей Тачахова Р.З. и Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 марта 2017 года, которым постановлено:
Иск Безкоровайной ФИО15 и С.Е. ФИО16 к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка и признании квартиры одним из блоков блокированного жилого дома удовлетворить.
Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N, с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> жилым домом блокированной застройки с участками, в котором признать квартиру расположенную по адресу: Российская Федерация, город Майкоп, поселок <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м кадастровым номером: N, блоком жилого дома блокированной застройки с участками, в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Муращенко М.Д., объяснения истцов Б.В.Ф.А. и С.Е. и их представителя К., представителя ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" С.Т., представителя ответчика администрации МО "Город Майкоп" Р., судебная коллегия
установила:
Б.В.Ф.А. и С.Е. обратились с иском к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (далее Филиал, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РА), в котором, уточнив требования, просили обязать ответчика осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также внести сведения, что квартира N 2 (кадастровый номер N), расположенная в многоквартирном жилом доме по данному адресу является блоком жилого дома блокированной застройки с участками.
В обоснование своих требований указали, что им на основании решения мирового судьи судебного участка N 4 города Майкопа Республики Адыгея N 2-362/4-12 от 04.09.2012, договора дарения от 17.03.2016 и договора купли-продажи от 02.06.2016, на праве общей долевой собственности принадлежит каждой по 1/2 доле квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N расположенной по адресу: <адрес> квартира 2, и по 1/2 доле земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N При обращении к ответчику 10.01.2017 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида решенного использования с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", земельного участка и признанием квартиры одним из блоков блокированного жилого дома с участками, ответчиком было устно разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений и рекомендовано привести назначение многоквартирного дома в соответствие с требованиями ЖК РФ и ГрК РФ.
С принятым решением истицы не согласны, так как их правомочия как собственников земельного участка оформлены в надлежащем порядке и в свидетельстве о государственной регистрации права конкретно указана принадлежность земельного участка к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома". Кроме того, в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 28.10.2011 N 377-рс (в редакции от 20.12.2012 N 480-рс, от 17.09.2015 N 139-рс и от 24.03.2016 N 176-рс) "Об утверждении Правил землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп", принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 и дает возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании истцы Б.В.Ф.Б. и С.Е. и их представитель по ордеру К. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте о слушания дела, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях требования не признал. В обоснование указал, что Филиал не является надлежащим ответчиком, так как действия, бездействия или решения учреждения истцы не оспаривают. Деятельность учреждения по ведению ЕГРН не приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей ни истцов, ни третьих лиц.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Кроме того, суд применил нормы Закона о кадастре, не подлежащие применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы, не соглашаясь с доводами жалобы, просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 20.06.2017 осуществлен переход к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что принятым решением могут быть затронуты права и обязанности, не привлеченных к участию в деле в качестве соответчиков Управления Архитектуры и градостроительства Администрации МО "Город Майкоп", Администрации МО "Город Майкоп".
В ходе рассмотрения дела истцы Б.В.Ф.А., С.Е. и их представитель К., поддержали заявленные исковые требования и просили обязать Филиал внести изменения в государственный кадастр в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества. Представитель ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" С.Т., представитель ответчика Администрация МО "Город Майкоп" Р., возражали против удовлетворения иска. Представитель третьего лица Х.С.И. - Х.С.Ю. и третье лицо М. не возражали против удовлетворения исковых требований.
Обсудив основания заявленного иска, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, рассматривая спор по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Согласно пункту 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Эти полномочия на территории Республики Адыгея возложены на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации) государственным кадастровым учетом является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации сведения о виде разрешенного использования земельного участка являются дополнительными сведениями объекте недвижимости.
Б.В.Ф.А. и С.Е. на праве общей долевой собственности принадлежит каждой по 1/2 доле квартиры, общей площадью 54,8 кв. м, с кадастровым номером: N расположенной по адресу: <адрес> и по 1/2 доле земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером: N, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.06.2016 сделаны записи о регистрации N N
Данные обстоятельства подтверждаются решением мирового судьи судебного участка N 4 города Майкоп Республики Адыгея N N - 12 от 04.09.2012, договорами дарения от 17.03.2016, купли-продажи от 02.06.2016, свидетельствами о государственной регистрации права N N от 10.06.2016.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.11.2015 с кадастровым номером: N сведения о земельном участке были внесены на основании указанного судебного акта. В дальнейшем кадастровый номер, адрес и местоположение земельного участка не изменялись.
Согласно представленным документам фактически строение по адресу: <адрес> является индивидуальным жилым домом сблокированной застройки, так как имеет строительно-технические признаки такого жилого дома, расположено на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под "жилыми домами блокированной застройки" понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В то же время, согласно пункту 4 раздела I Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 11.08.2009 N 168 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг", жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам, несмотря на то, что принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которым многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
По совокупности признаков судебная коллегия, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что жилое помещение, находящееся в собственности истцов, является блоком в жилом доме блокированной застройки, так как имеет строительно-технические признаки такого жилого дома, расположенного на отдельном земельном участке имеет выход на территорию общего пользования.
10.01.2017 Б.В.Ф.А. и С.Е. обратились в Филиал ответчика с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", земельного участка и вида жилого помещения с квартиры на блок жилого дома блокированной застройки. При этом была представлена справка о градостроительном регламенте N 15 от 10.01.2017 на данный земельный участок.
Как следует из объяснений сторон на обращение Б.В.Ф.А. и С.Е. сотрудниками филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея было устно разъяснено о невозможности осуществления кадастрового учета изменений и рекомендовано привести назначение - многоквартирный дом в соответствие с требованиями ЖК РФ и ГрК РФ, а также указано, что помещения (квартиры) могут располагаться либо в многоквартирном доме, либо в жилых домах блокированной застройки.
Указывая на невозможность изменении вида разрешенного использования, орган кадастрового учета не произвел учета изменений разрешенного вида использования земельного участка и не признал квартиру одним из блоков блокированного жилого дома с участками в соответствии с поданным истцами заявлением, обосновав тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных Б.В.Ф.Б. и С.Е. для осуществления такого кадастрового учета документах.
Однако, данные выводы органа кадастрового учета опровергаются имеющимися материалами дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
Из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права от 10.06.2016 NN N на имя Б.В.Ф.А., С.Е., соответственно, усматривается, что земельный участок по адресу: <адрес> относится к категории земель населенных пунктов - для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статья 1, часть 3 статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статья 1, подпункты 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида решенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно справке о градостроительном регламенте от 10.01.2017 N 15 в соответствии с решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 28.10.2011 N 377-рс (в редакции от 20.12.2012 N 480-рс, от 17.09.2015 N 139-рс и от 24.03.2016 N 176-рс) "Об утверждении Правил землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп", принадлежащий истцам на праве общей долевой собственности земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1.
По Правилам землепользования и застройки Муниципального образования "Город Майкоп" зона индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа или блокированных жилых домов с возможностью ведения личного подсобного хозяйства в населенных пунктах сельского типа. Одним из основных видов разрешенного использования недвижимости является блокированные жилые дома с участками.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по заявлению Х.С.И., который является собственником квартиры N 1 по указанному адресу, уже внесены изменения в государственный кадастр в отношении земельного участка (решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15.11.2016).
С учетом вышеизложенных норм закона и установленных обстоятельств дела, принимая во внимание, что органом, уполномоченным осуществлять государственный кадастровый учет недвижимого имущества на территории Республики Адыгея является Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, и что в силу закона правообладатель земельного участка выбирает любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования, а также то обстоятельство, что в зоне индивидуальной жилой застройки с возможностью ведения личного подсобного хозяйства Ж-1 допускается вид разрешенного использования недвижимости "блокированные жилые дома с участками", обращение истцов, с просьбой произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости и указанного земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования подлежало удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что иск Б.В.Ф.А. и С.Е. к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка и изменений в отношении квартиры, как одного из блоков жилого дома блокированной застройки подлежит удовлетворению.
В удовлетворении требований к Управлению архитектуры и градостроительства МО "Город Майкоп" и администрации МО "Город Майкоп" следует отказать, так как данная функция не входит в полномочия этих органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящее исковое заявление подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства несостоятельны, как основанные на ошибочном толковании норм процессуального закона (часть 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь частью 5 статьи 330, статьями 328, 329, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 марта 2017 года отменить и принять по делу новое, которым:
Иск Безкоровайной ФИО17 и С.Е. ФИО18 к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея о возложении осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка и сведений в отношении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея осуществить кадастровый учет изменений разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером N с "для размещения трехквартирного одноэтажного жилого дома" на "блокированные жилые дома с участками", а также кадастровый учет изменений в отношении квартиры NN в многоквартирном жилом доме NN по указанному адресу с кадастровым номером N на блок в жилом доме блокированной застройки.
В удовлетворении исковых требований Безкоровайной ФИО19 и С.Е. ФИО20 к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" и администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета изменений разрешенного вида использования земельного участка и сведений в отношении жилого помещения отказать.
Председательствующий
О.М.СОЛОВЬЕВА
О.М.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Р.З.ТАЧАХОВ
М.Д.МУРАЩЕНКО
Р.З.ТАЧАХОВ
М.Д.МУРАЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)