Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2016 N Ф08-1158/2016 ПО ДЕЛУ N А32-26233/2015

Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом предписано произвести перерасчет начислений по холодной воде и электроэнергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. по делу N А32-26233/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431) - Белокурова А.М. (доверенность от 25.01.2016), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Тоцкого М.В. (доверенность от 14.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-26233/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 22.05.2015 N 1322.
Решением суда от 14.10.2015 признан недействительным пункт 2 предписания инспекции от 22.05.2015 N 1322, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что объем коммунальной услуги, предоставленной за определенный расчетный период на общедомовые нужды (далее - ОДН), следует рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Суд указал, что при наличии исправных общедомовых и индивидуальных приборов учета расчет должен производиться за фактическое потребление на основании приборов учета; в обжалуемом предписании отсутствует указание инспекции со ссылкой на документальное подтверждение наличия превышения такого объема коммунальной услуги по холодному водоснабжению и электроэнергии, предоставленной на ОДН; предписание не содержит указаний на тариф, который подлежит применению при перерасчете размера платы за холодную воду на ОДН и электроэнергию с декабря 2014 года по май 2015 года, в связи с чем, не отвечает требованиям конкретности и исполнимости.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2015 решение суда от 14.10.2015 отменено в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным пункта 2 предписания от 22.05.2015 N 1322. В указанной части в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в спорном пункте 2 предписания от 22.05.2015 N 1322 ясно описано нарушение и указан конкретный способ его устранения - произвести расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354.
Общество, не согласившись с выводами, изложенными в постановлении апелляционной инстанции, обжаловало его в суд кассационной инстанции. По мнению подателя жалобы, в оспариваемом предписании и в акте проверки отсутствуют ссылки на доказательства превышения в многоквартирном доме N 15/1 по ул. Садовой в г. Краснодаре фактического потребления коммунальных услуг на ОДН над нормативами, и распределения этого превышения между жильцами дома. Предписание неисполнимо в связи с его неконкретностью, отсутствием информации об основаниях его вынесения.
Отзыв от инспекции на кассационную жалобу общества не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя инспекции от 17.04.2015 N 1911, принятого по факту обращения о нарушении прав потребителей многоквартирного дома N 15/1 по ул. Садовая в г. Краснодаре, выразившемся в несоблюдении требований по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, в отношении общества проведена проверка, результаты которой оформлены актом от 22.05.2015 N 2819.
По результатам проверки вынесено предписание от 22.05.2015 N 1322 об устранении выявленных нарушений. Согласно пункту 2 предписания распределяемый между потребителями объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и электроснабжению, предоставленных на ОДН за период с декабря 2014 года по апрель 2015 года, превышает объем коммунальных услуг, рассчитанный исходя из нормативов. В этой связи обществу предписано произвести перерасчет начислений по холодной воде и электроэнергии, предоставленным на ОДН за период с декабря 2014 года по май 2015 года, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354.
Общество, полагая указанное предписание незаконным, обжаловало его в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 предписания, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Кодекса, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае утверждены приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп (далее - Приказ РЭК N 2/2012-нп).
В соответствии с приложением N 4.5 к Приказу РЭК N 2/2012-нп норматив потребления коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением составляет 0,033 м3 в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно приложению N 1.3 к Приказу РЭК N 2/2012-нп норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН для многоквартирного дома, не оборудованного лифтом, этажностью не более 2-х этажей, составляет 0,12 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома по ул. Садовая, 15/1 в г. Краснодаре общая площадь мест общего пользования составляет 265 кв. м.
Таким образом, исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, равной 265 кв. м, объем норматива коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению в месяц составляет произведение установленного норматива 0,033 куб. м и общей площади мест общего пользования 265 кв. м и равно 8,745 куб. м, а объем норматива коммунальных услуг на ОДН по электроснабжению составляет произведение норматива 0,12 кВт/ч и общей площади мест общего пользования 265 кв. м и равно 31,8 кВт/ч.
В силу изложенного, учитывая, что согласно материалам дела и акту проверки от 22.05.2015 N 2819 отсутствует протокол общего собрания собственников спорного многоквартирного дома по вопросу распределения объемов коммунальной услуги на ОДН в размере превышения нормативного объема, объем распределяемых коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению не должен превышать вышеуказанных значений, а именно 8,745 куб. м по холодному водоснабжению и 31,8 кВт/ч по электроэнергии.
Исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно техническому паспорту 1 085,1 кв. м, объем коммунальной услуги на ОДН по холодному водоснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,008 куб. м (8,745/1085,1), а объем коммунальной услуги на ОДН по электроснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,029 кВт/ч.
Вместе с тем из материалов дела следует, что согласно квитанции на оплату коммунальных услуг за февраль 2015 года, предъявленной к оплате Кретовой М.В. (Краснодар, Садовая, 15/1, кв. 13), объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению на ОДН составил 23,807 куб. м, а объем коммунальных услуг по электроснабжению на ОДН составил: день - 84,139 кВт/ч, ночь - 33,346 кВт/ч (т. 1, л.д. 32).
Общая площадь вышеуказанного жилого помещения согласно техническому паспорту (т. 1, л.д. 44) составляет 79,1 кв. м. Следовательно, объем распределяемых коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению для данного гражданина не должен превышать 0,008 куб. м * 79,1 кв. м = 0,63 куб. м (а по квитанции 23,807 куб. м), а по электроснабжению - 0,029 кВт/ч * 79,1 кв. м = 2,29 кВт/ч (по квитанции день - 84,139 кВт/ч, ночь - 33,346 кВт/ч).
Аналогичные нарушения имели место в расчете платы за предоставление коммунальных услуг за март 2015 года в части распределяемого объема коммунальных услуг по электроснабжению на ОДН (т. 1, л.д. 31), январь 2015 года (т. 1, л.д. 33).
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло расчет распределяемого между собственниками помещений объема коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению и электроснабжению в нарушение требований пункта 44 Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемым пунктом 2 предписания от 22.05.2015 N 1322 ясно описано данное нарушение и указан конкретный способ устранения допущенного нарушения - произвести расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354. Соответствующая формула расчета и предел объема распределяемых коммунальных услуг на ОДН (при отсутствии протокола общего собрания, которым подтверждается решение собственников помещений о распределении всего объема, в том числе превышающего объем, рассчитанный исходя из установленных нормативов) подробно изложены в соответствующей правовой норме, закрепленной в Правилах N 354, поэтому довод общества о неисполнимости указанного пункта обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не основанный на нормах права и противоречащий содержанию оспариваемого предписания.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы права, его выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основания для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 по делу N А32-26233/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)