Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2016 ПО ДЕЛУ N А05-11316/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу N А05-11316/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от администрации муниципального образования "Северодвинск" Русаковой О.В. по доверенности от 18.12.2015, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Чирковой Т.Ю. по доверенности от 15.09.2015 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2016 года по делу N А05-11316/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:

администрация муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703; ИНН 2902018137; место нахождения: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; ИНН 2901131228; место нахождения: 163061, город Архангельск, улица Садовая, дом 5/1; далее - управление) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации от 30.06.2015 N 29/006/022/2015-203, от 30.06.2015 N 29/006/022/2015-140, от 01.07.2015 N 29/006/022/2015-139, от 01.07.2015 N 29/006/022/2015-204, а также о возложении на управление обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности на следующие объекты: сооружения коммунального хозяйства (тепловые сети) протяженностью 320 м с кадастровым номером 29:28:000000:4475, сооружения канализации (ливневая канализация К-2) протяженностью 166 м с кадастровым номером 29:28:102009:135, сооружения водозаборные (наружные сети водопровода В1) протяженностью 56 м с кадастровым номером 29:28:102009:108, сооружения канализации (наружные сети канализации К1) протяженностью 454 м с кадастровым номером 29:28:000000:3974.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2016 года заявленные требования администрации удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, которые суд посчитал установленными, являются не доказанными, решение вынесено с нарушением норм материального права, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает правомерным требование регистрирующего органа о предоставлении заявителем документов, подтверждающих наличие у него прав на земельные участки, на которых построены спорные объекты.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, при застройке 009 квартала города Северодвинска многоквартирными домами администрация с привлечением подрядчиков на основании соответствующих муниципальных контрактов построила в 2013 - 2014 годах сооружения коммунального хозяйства (тепловые сети) протяженностью 320 м, сооружения канализации (ливневая канализация К-2) протяженностью 166 м, сооружения водозаборные (наружные сети водопровода В1) протяженностью 56 м и сооружения канализации (наружные сети канализации К1) протяженностью 454 м.
Данные сооружения приняты в качестве законченных строительством объектов с составлением соответствующих актов и поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами и подателем жалобы не оспаривается.
Согласно кадастровому паспорту от 26.09.2014 N 2900/201/14-148227, выданному на тепловую сеть протяженностью 320 м, названное сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:4475 расположено в пределах шести земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2, 29:28:102009:14, 29:28:102044:10, 29:28:102044:5 (том 1, листы 63 - 64).
Согласно кадастровому паспорту от 12.11.2014 N 2900/201/14-174237, выданному на ливневую канализацию протяженностью 166 м, названное сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:135 расположено в пределах трех земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:2 (том 1, листы 80 - 81).
Согласно кадастровому паспорту от 09.04.2014 N 2900/201/14-53555, выданному на сооружения водозаборные протяженностью 56 м, названное сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:108 расположено в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:2, 29:28:102009:9 (том 1, листы 99 - 100).
Согласно кадастровому паспорту от 09.04.2014 N 2900/201/14-53570, выданному на сооружения канализации протяженностью 454 м, названное сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:3974 расположено в пределах семи земельных участков с кадастровыми номерами 29:28:102009:1, 29:28:102009:9, 29:28:102009:8, 29:28:102009:14, 29:28:102009:10, 29:28:102009:2, 29:28:102009:17 (том 1, листы 116 - 117).
В связи с изложенными обстоятельствами 19.05.2015 администрация обратилась в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Северодвинск" на сооружения с кадастровыми номерами 29:28:102009:135 и 29:28:102009:108, а 21.05.2015 - с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Северодвинск" на сооружения с кадастровыми номерами 29:28:000000:3974 и 29:28:000000:4475.
К заявлениям приложены кадастровые паспорта сооружений, декларации об объектах недвижимого имущества, муниципальные контракты, в рамках которых осуществлялось строительство сооружений.
Также администрация представила в управление договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, по которым администрация (ссудодатель) передала ссудополучателям в безвозмездное срочное пользование земельные участки для строительства многоквартирных жилых домов, а именно:
- - договор, заключенный с закрытым акционерным обществом "Строительное управление "СМК", в отношении земельного участка площадью 4777 кв. м с кадастровым номером 29:28:102009:10, который предоставлен для строительства 4-5 этажного многоквартирного жилого дома;
- - договор, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Строй Центр", в отношении земельного участка площадью 3002 кв. м с кадастровым номером 29:28:102009:8, который предоставлен для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома;
- - договор, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Строй Центр", в отношении земельного участка площадью 4710 кв. м с кадастровым номером 29:28:102009:2, который предоставлен для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома;
- - договор, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания", в отношении земельного участка площадью 3214 кв. м с кадастровым номером 29:28:102009:9, который предоставлен для строительства 3-4-этажного многоквартирного жилого дома.
Управление на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) 27.05.2015 приостановило государственную регистрацию права собственности на сооружения с кадастровыми номерами 29:28:102009:135 и 29:28:102009:108, а 29.05.2015 приостановило государственную регистрацию права собственности на сооружения с кадастровыми номерами 29:28:000000:4475 и 29:28:000000:3974.
Основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на спорные сооружения послужил вывод ответчика о том, что в нарушение требований пункта 1 статьи 25.3 названного Закона администрация не представила на государственную регистрацию правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены названные сооружения.
По истечении срока, на который была приостановлена государственная регистрация, управление на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказало в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Северодвинск" на названные сооружения, оформив решение об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:4475 сообщением от 30.06.2015 N 29/006/022/2015-203, решение об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:135 - сообщением от 30.06.2015 N 29/006/022/2015-140, решение об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:108 - сообщением от 01.07.2015 N 29/006/022/2015-139, решением об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:3974 - сообщением от 01.07.2015 N 29/006/022/2015-204 (том 1, листы 67 - 68, 84 - 85, 102 - 104, 120 - 122).
Не согласившись с данными решениями управления, администрация обжаловала их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно руководствовался следующим.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов принадлежит заинтересованному лицу.
Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии со статьей 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Статьей 1 Закона о регистрации предусмотрено, что ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других).
Право заинтересованного лица на обжалование в судебном порядке отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прав предусмотрено пунктом 8 статьи 8.1 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
В статьях 17, 18 указанного Закона предусмотрены основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
По требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона N 122-ФЗ, при проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, в силу абзаца десятого которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно представленным администрацией на государственную регистрацию кадастровым паспортам на спорные сооружения (тепловая сеть, ливневая канализация, сооружения водозаборные, сооружения канализации), эти сооружения расположены в пределах нескольких земельных участков, кадастровые номера которых указаны в этих кадастровых паспортах.
При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) данные о правообладателях земельных участков, указанных в этих кадастровых паспортах, отсутствуют.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:10, предоставлен администрацией в безвозмездное пользование закрытому акционерному обществу "Строительное управление "СМК" для строительства 3-4 этажного многоквартирного жилого дома; земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:8 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Строй Центр" для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома; земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:2 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Строй Центр" для строительства 3-этажного многоквартирного жилого дома; земельный участок с кадастровым номером 29:28:102009:9 предоставлен администрацией в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания" для строительства 3-4-этажного многоквартирного жилого дома.
Земельный участок с кадастровым номером 29:28:102044:10 предоставлен администрацией во временное владение и пользование для размещения здания, где располагается негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Северодвинский техникум управления и информационных технологий".
При этом распоряжение всеми указанными земельными участками администрация осуществляет в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сторонами не оспаривается тот факт, что земельные участки с кадастровыми номерами 29:28:102009:14, 29:28:102009:1, 29:28:102009:17, 29:28:102044:5 используются для эксплуатации многоквартирных жилых домов, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку правоустанавливающие документы на все земельные участки, на которых расположены спорные сооружения, администрацией в регистрирующий орган представлены не были, управление, сославшись на абзац десятый пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, отказало администрации в государственной регистрации права собственности на спорные сооружения, оформив данные решения об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение соответствующими сообщениями.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции со ссылкой на пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация удостоверяет вещные права на недвижимость, не являясь основанием их возникновения (прекращения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов:
- - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества;
- - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, необходимо принимать во внимание, что положения пункта 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе подземных инженерных коммуникаций.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктами 3, 5 части 17 статьи 51 названного Кодекса определено, что разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае спорные сооружения предназначены для обеспечения функционирования строящихся в квартале 009 многоквартирных жилых домов, являются подземными внутриквартальными линейными сооружениями, которые функционально являются сооружениями вспомогательного использования по отношению к многоквартирным жилым домам.
Следовательно, в рассматриваемом случае не требовалось разрешение на строительство, что в силу пункта 2 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ не исключает возможность государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества.
В силу положений статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Особенности регулирования вопросов, связанных с использованием земельных участков, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, и вопросов, связанных с приобретением прав на такие участки, предусмотрены статьей 90 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 90 данного Кодекса земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Следовательно, как верно отмечено судом, прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельный участок при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ним, но налагает на данный участок определенный режим его использования.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки (статья 89 ЗК РФ).
Судом правомерно учтено, что вступившим в силу с 01.03.2015 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены тепловые сети всех видов, а также подземные линейные сооружения, их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку в рассматриваемом случае построенные заявителем с привлечением подрядных организацией сооружения, представляющие собой подземные инженерные коммуникации, являются линейными объектами, разрешительная документация (проектная документация и документация по земляным работам) до момента прокладки сетей была согласована в установленном порядке с компетентными органами, то оформление прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации спорных объектов, в силу положений земельного законодательства не требовалось.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у управления не имелось оснований требовать представления таких документов для государственной регистрации права собственности на спорные сооружения.
При этом суд правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на то, что спорные сооружения являются самовольными постройками, поскольку они созданы администрацией как новые вещи с соблюдением норм гражданского, градостроительного и земельного законодательства.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что у управления отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности по указанному им основанию.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае незаконно отказав администрации в государственной регистрации права собственности, управление тем самым нарушило права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемых решений ответчика об отказе в государственной регистрации права собственности на спорные объекты незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку в данном случае оспоренные решения управления признаны незаконными, суд в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обоснованно возложил на ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования "Северодвинск" на спорные сооружения, а именно:
- - на сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:4475;
- - на сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:135;
- - на сооружение с кадастровым номером 29:28:102009:108;
- - на сооружение с кадастровым номером 29:28:000000:3974.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. Несогласие управления с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2016 года по делу N А05-11316/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)