Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2016 N 19АП-3442/2016 ПО ДЕЛУ N А48-981/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу N А48-981/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2": Полынькова Л.Н. по доверенности N 799/2-юр от 20.04.2016,
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: Гнеушев С.В. по доверенности N 84 от 26.04.2016; Новиков П.А. по доверенности N 76 от 20.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2016 по делу N А48-981/2016 (судья Павлов В.Л.) по заявлению закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (ОГРН 1075752003832, ИНН 5752044571, город Орел) к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687, город Орел) о признании недействительным предписания от 05.11.2015 N 764,
установил:

Закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (далее - ЗАО "ЖРЭУ N 2", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 05.11.2015 N 764.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2016 по делу N А48-981/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ЖРЭУ N 2" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что предписание неисполнимо в связи с неясностью и неконкретностью формулировок. Кроме того, при отсутствии замеров температуры горячего водоснабжения на вводе в дом нельзя говорить о виновности управляющей организации.
Представитель ЗАО "ЖРЭУ N 2" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Управления государственной жилищной инспекции Орловской области в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ЗАО "ЖРЭУ N 2" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 4 по пер. Шпагатный города Орла.
В адрес Управления государственной жилищной инспекции Орловской области поступило обращение гр. Воронковой И.В. по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" управляющей организацией.
Заместитель начальника Управления 02.11.2015 издал приказ N 1798 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "ЖРЭУ N 2" по вопросу технического обслуживания и содержания жилого дома по адресу: г. Орел, пер. Шпагатный, д. 4.
Инспектор Управления 05.11.2015 в присутствии представителя ЗАО "ЖРЭУ N 2" провел проверку в квартире N 15 спорного дома, в ходе которой произвел замеры температуры горячего водоснабжения в точках разбора после слива воды в течение 3 минут; температура воды в кухне и в ванной комнате составила +54 °C; температура поверхности трубы на подающем трубопроводе составила +56 °C, на обратном +49 °C, при нормативных требованиях +60 °C.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.11.2015 N 2253, в котором было зафиксировано выявленное нарушение.
На основании указанного акта проверки 05.11.2015 инспектор Демин А.В. выдал ЗАО "ЖРЭУ N 2" предписание N 764, которым предписано в срок до 17.12.2015 принять все возможные меры по нормализации и обеспечению надлежащей (соответствующей нормам) температуры горячей воды в точках разбора в квартирах дома, в том числе в квартире N 15.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 05.11.2015 N 764 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, т.е. является законным и обоснованным.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
ЗАО "ЖРЭУ N 2" взяло на себя обязанности по управлению и содержанию многоквартирного дома N 4 по пер. Шпагатный города Орла, а значит и обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам-потребителям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов, утвержденном Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г. N 354.
Подпункт "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнителем услуг, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, юридическое лицо ЗАО "ЖРЭУ N 2", в соответствии с Правилами, является исполнителем коммунальных услуг, ответственным за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям данного жилого дома.
П. п. "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает условия предоставления коммунальных услуг, согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктами 4 и 5 приложения N 1 Правил N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с допустимой продолжительностью перерыва подачи воды, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) с допустимым отклонением температуры в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время - не более чем на 5 °C, в дневное время - не более чем на 3 °C.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 149 Правил N 354).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с учетом пункта 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Подпункт "а" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанности исполнителя: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Материалами дела установлено нарушение ЗАО "ЖРЭУ N 2" Правил предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, нормативов предоставления коммунальной услуги, а именно п. 2, приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг Собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов".
ЗАО "ЖРЭУ N 2" выдано предписание от 05.11.2015 N 764 о принятии всех возможных мер по нормализации обеспечению надлежащей (соответствующей нормам) температуры горячей воды в точках забора в квартирах дома N 4 по пер. Шпагатный города Орла, в том числе в кв. N 15.
Законодатель, в соответствии с п. 39 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, возлагает обязанность проведения государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных жилищным законодательством, на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, таким органом является Управление государственной жилищной инспекции Орловской области. То есть, при нарушении технических регламентов и норм, определяющих требования к содержанию общего имущества МКД, управляющая организация несет не только гражданско-правовую ответственность перед собственниками, но и административную ответственность в порядке, установленном КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений.
Управление государственной жилищной инспекции Орловской области обоснованно выдало и направило в адрес ЗАО "ЖРЭУ N 2" предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений Правил предоставления коммунальных услуг.
Доводы о нарушении методики замера температуры воды горячего водоснабжения в подвальном помещении, отклоняются как несостоятельные.
Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Роспотребнадзором 12.07.2011 утверждены "МУК 4.3.2900-11.4.3 Методы контроля. Физические факторы. Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения. Методические указания", в соответствии с которыми для измерения температуры воды должны использоваться средства измерения (СИ) температуры жидкостей с диапазоном не уже 20-100 град. С, имеющие погрешность измерения не более +/- 0,5 град. С и предназначенные для эксплуатации при температуре воздуха 20-35 град. С, относительной влажности воздуха 30-80% и атмосферном давлении 84-106,7 кПа.
Для отбора пробы горячей воды используется колба плоскодонная коническая термостойкая, или стакан вместимостью не менее 1 куб. дм, или иная емкость с аналогичными параметрами.
При проведении измерений колба (емкость для отбора) располагается на подставке с поддоном. Поток отбираемой воды направляется в емкость для отбора. Измерения можно проводить, используя в качестве поддона раковину для умывания, ванну и т.д.
К выполнению измерений и обработке результатов допускаются обученные специалисты, имеющие опыт работы в данной области деятельности.
Отбор проб и измерение температуры горячей воды должны производиться в помещениях при температуре воздуха 20-35 град. С, влажности 30-80% и давлении 84-106,7 кПа.
Отбор проб с целью проведения исследований для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09 в местах водоразбора.
Для отбора воды выбирают не менее 4 точек: 2 в наиболее приближенном к вводу сети горячей воды в объект (здание) и 2 наиболее отдаленные от него. Выбор точек осуществляется по технической документации на объект, где производятся контрольные измерения.
Измерения температуры горячей воды проводятся в теплый и холодный период года при температуре наружного воздуха, отличающейся не более чем на 5 град. С от средней температуры наиболее теплого летнего месяца и средней температуры наиболее холодного зимнего месяца года. Измерения в целях рассмотрения жалоб могут проводиться при любых погодных условиях.
Перед отбором проб горячей воды следует сливать воду до установления постоянной температуры. Время слива воды может составлять до 10 минут в зависимости от состояния распределительной сети и режима расхода горячей воды потребителем. При отборе проб в месте подачи горячей воды в разводящую сеть слив воды не производится. Отбор пробы производят в емкость, отвечающую требованиям пункта 3.2 данных Методических указаний, при непрерывном токе воды. Расход воды должен составлять не менее 2 л в минуту (определяется по времени заполнения мерной емкости). При отборе пробы и проведении измерений избыток воды переливается через край емкости для отбора пробы в поддон, а из него удаляется в канализацию.
Для измерения температуры отбираемой горячей воды термометр погружают в исследуемую воду таким образом, чтобы шарик термометра (или датчик СИ) находился примерно в центре емкости для отбора. Измерения проводят при непрерывном токе воды в емкость. Результат измерения фиксируется после установления стабильных показаний СИ, но не более чем через 10 мин. после начала отбора пробы.
Проводимые измерения относятся к прямым измерениям с однократным наблюдением. Результаты измерения представляют в форме: X +/- U (P = 0,95).
В акте проверки указано на то, что замеры произведены ТК 5.06.
Доказательств нарушения Методики проведения измерения температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения в материалы дела не представлено.
Следовательно, измерения были осуществлены специалистом с соблюдением названных Методов контроля.
Доводы Общества о том, что в действиях ЗАО "ЖРЭУ N 2" отсутствует вина в предоставлении коммунальной услуги не надлежащего качества, поскольку температура горячей воды не надлежащего качества предоставляется ресурсоснабжающей организацией, не принимаются во внимание судом и не свидетельствовать об отсутствии оснований выдачи оспариваемого предписания.
В рассматриваемом случае предметом заявленных требований является именно законность предписания, а не привлечение Общества к административной ответственности за неисполнение предписания либо за совершение правонарушения, выразившегося в нарушении установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии у него вины в допущенных нарушениях признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В связи с чем довод апеллянта об отсутствии вины в ненадлежащем качестве коммунальной услуги не может служить доказательством незаконности предписания; отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, на что ссылается апеллянт с учетом состоявшихся судебных актов по другому делу, само по себе не влечет освобождения этой компании как исполнителя коммунальных услуг от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, отвечающую санитарным и техническим требованиям, нарушение которых послужило основанием выдачи оспариваемого предписания.
Положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления.
Признание незаконным предписания в данном случае по существу освободит Общество от обязанности по соблюдению санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг и без достаточных оснований обременит потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
При этом, как отмечено выше, ЗАО "ЖРЭУ N 2" является организацией, которая взяла на себя ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения надлежащего качества. Доказательств принятия мер, направленных на обнаружение причин нарушения предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, на восстановление режима предоставления коммунальных услуг, ЗАО "ЖРЭУ N 2" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено. Управляющая компания не обращалась в суд о понуждении ресурсоснабжающей организации исполнять условия договора на подачу тепловой энергии в горячей воде.
Таким образом, ЗАО "ЖРЭУ N 2" не обеспечило соблюдение вышеуказанных Правил и не предприняло все возможные меры для обеспечения соблюдения требований по предоставлению коммунальной услуги потребителям многоквартирного дома.
Изложенные выводы совпадают с правовой позицией, выработанной Арбитражным судом Центрального округа по данной категории дел в постановлении от 20.06.2014 по делу N А14-11371/2013.
Отклоняются судом доводы общества о том, что оспариваемое предписание не содержит четкую формулировку предписываемых мероприятий, поскольку с заявлением о разъяснении порядка исполнения предписания общество в Управление не обращалось, следовательно, обществу было понятно содержание оспариваемого предписания, а также порядок его исполнения.
Доказательств своевременного принятия мер по надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на управляющую организацию жилищным законодательством и предписанием государственного органа жилищного надзора, в материалы дела не представлено.
При вынесении решения, суд в полном объеме исследовал доказательства, имеющие значения для дела, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2016 по делу N А48-981/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 2" (ОГРН 1075752003832, ИНН 5752044571, город Орел) излишне уплаченную по платежному поручению от 04.03.2016 N 131 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)