Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2017 N 21АП-820/2017 ПО ДЕЛУ N А84-4445/2016

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N А84-4445/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
- при участии: представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Тельновой Екатерины Павловны, доверенность от 10.01.2017 N 09; представителя ПЖСК "Строим Вместе" - Малтыз Игоря Николаевича, доверенность от 18.05.2016 N б/н;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 марта 2017 года по делу N А84-4445/2016 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" (улица Генерала Острякова, д. 242, г. Севастополь, 299055; ИНН 9204547486, ОГРН 1159204002759) к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011; ИНН 9204002115, ОГРН 1149204004025) о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:

потребительский жилищно-строительный кооператив "Строим Вместе" (улица Генерала Острякова, д. 242, г. Севастополь, 299055; ИНН 9204547486, ОГРН 1159204002759) (далее - ПЖСК "Строим Вместе", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011; ИНН 9204002115, ОГРН 1149204004025) (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия и обязании утвердить план границ земельного участка на основании заявления поданного ПЖСК "Строим Вместе", 02.06.2016 года.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.03.2017, требования потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе", были удовлетворены; бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выразившееся в нерассмотрении заявления Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" от 02.06.2016, об утверждении плана границ земельного участка, было признано незаконным; на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была возложена обязанность по устранении допущенного нарушения, путем обязания утвердить план границ земельного участка, расположенного по адресу: проспект Генерала Острякова, д. 242, площадью 14 836 кв. м, кадастровый номер 91:03:002009:83. Также, указанным решением, с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в пользу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе", была взыскана государственная пошлина в размере 3 000,00 (три тысячи рублей 00 коп.) рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.03.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Кооператива в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.11.2016 исх. N 0316/6923 является законным и обоснованным, содержащим ссылки на постановление Правительства Севастополя от 01.04.2016 N 274-ППП, согласно которому, заявителю необходимо обратиться в адрес Департамента для реализации своих прав и обязанностей в отношении занимаемого земельного участка.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.03.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Кооператива в полном объеме.
Представитель ПЖСК "Строим Вместе" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; однако отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения от 27 марта 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 29.09.2005 между Государственным предприятием "Севастопольский морской торговый порт" (далее - ГП "Севастопольский морской торговый порт") и обществом с ограниченной ответственностью "Скальса" (далее - ООО "Скальса") был заключен договор от 29.09.2015 N 509/362 об инвестиционном финансировании строительства жилого комплекса с встроено-пристроенными помещениями социально-бытовой сферы, подземным гаражом и благоустройством территории на земельном участке площадью 1,4836 га в 6-м микрорайоне Куликова поля (пр. Генерала Острякова). В дальнейшем, 02.02.2007 и 07.11.2007, между сторонами были заключены дополнительные соглашения N 1 и N 2 к договору N 509/362 от 29.09.2015, об инвестиционном финансировании строительства.
На основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком, выданного 21.05.2007, Государственному предприятию "Севастополський морской торговый порт" принадлежит земельный участок площадью 1,4836 га, целевое назначение - для строительства 117-квартирного жилого дома с встроенно-пристроенной молочной кухней, райсобезом, аптекой, поликлиникой, расположенный по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, по пр. Генерала Острякова, д. 242.
В дальнейшем, 23.04.2010, между обществом с ограниченной ответственностью "Скальса" (далее - Общество), потребительским кооперативом "Жилищно-строительный кооператив "Строим Вместе" (далее - ЖСК) и Государственным предприятием "Севастопольский морской торговый порт", был заключен договор N 104/136 о замене лица в обязательстве по договору N 509/362 от 29.09.2015 об инвестиционном финансировании строительства, заключенному между ГП "Севастопольский морской торговый порт" и ООО "Скальса" (далее - договор N 104/136), согласно которого с момента заключения настоящего договора ЖСК является Инвестором-2 по договору N 509/362 от 29.09.2005 об инвестиционном финансировании строительства, заключенному между ГП "Севастопольский морской торговый порт" и ООО "Скальса".
Впоследствии, 02.06.2016, ПЖСК "Строим Вместе", обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:83 площадью 14836 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (код 2.6), вид разрешенного использования - для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, пр. Генерала Острякова, д. 242. К заявлению были приложены следующие документы: план границ земельного участка (в 4-х экземплярах); кадастровый план земельного участка; правоустанавливающие документы на земельный участок; документы о наличии объектов недвижимости на участке; документы, подтверждающие статус правообладателя; раздел КПТ 2.1 кадастрового плана территории.
Примечательно, что 17.08.2016 Управлением земельного контроля города Севастополя Кооперативу было выдано заключение к плану границ земельного участка N 1028/03-06/ПГУ/г, согласно которого оснований для отказа в согласовании плана границ земельного участка не выявлено.
Между тем, документального подтверждения того, что 02.11.2016 (дата обращения Кооператива в Арбитражный суд города Севастополя) Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес ПЖСК "Строим Вместе" был направлен ответ на его заявление об утверждении плана границ земельного участка, в дело не представлено, что свидетельствует о наличии признаков незаконного бездействия Департамента.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения ПЖСК "Строим Вместе" в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на момент обращения ПЖСК "Строим Вместе" в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента, ответ на его обращение от 02.06.2016, органом направлен не был. И только лишь 25.11.2016 исх. N 0316/6923, Департаментом в адрес ПЖСК "Строим Вместе", простым письмом был направлен ответ, который по настоящее время не получен Заявителем, что свидетельствует о допущении Департаментом факта незаконного бездействия, выразившегося в не рассмотрении вышеуказанного письменного обращения Кооператива в установленный срок. Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции удовлетворил требования Кооператива в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221), межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 221, в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Во исполнение требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", 10.04.2015 Правительством Севастополя было издано постановление N 277-ПП, которым был утвержден Порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3.1 Порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 N 277-ПП (далее - Порядок), уполномоченное Правительством лицо, которым является Департамент, в 30-дневный срок со дня поступления заявления утверждает План границ земельного участка после его согласования с Управлением земельного контроля города Севастополя и Управления градостроительства и архитектуры города Севастополя.
В свою очередь, пунктом 3.3 Порядка установлено, что уполномоченный орган в течение 10 дней с момента получения заявления направляет экземпляры плана границ в Управление земельного контроля города Севастополя с целью согласования плана границ.
Пунктом 3.5 Порядка установлено, что уполномоченный орган в течение 20 дней с момента получения экземпляров Плана и заключения Управления земельного контроля города Севастополя принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) Плана.
Из материалов дела следует, что 17.08.2016 Управлением земельного контроля города Севастополя было выдано заключение к плану границ земельного участка N 1028/03-06/ПГУ/г, согласно которого оснований для отказа в согласовании плана границ земельного участка, выявлено не было.
Кроме того, из материалов дела следует, что обращение Кооператива от 02.06.2016 было получено Департаментом 02.06.2016 и зарегистрировано под N 05-вх/16055/2016, что подтверждается оттиском штампа на нем.
При этом 25.11.2016 за исх. N 0316/6923, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил в адрес ПЖСК "Строим Вместе" уведомление об отказе в утверждении плана границ земельного участка. Данное обращения было направлено ПЖСК "Строим Вместе" простым письмом. При этом доказательств получения данного обращения Кооперативом, Департамент не представил, то есть данное обращения Кооператива было рассмотрено Департаментом в нарушение срока, предусмотренного Порядком подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, что свидетельствует о нарушении Департаментом норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов Кооператива, и, соответственно, послужило основанием для удовлетворения требования Кооператива судом первой инстанции.
Что касается возложения судом первой инстанции на Департамент по имущественным отношениям г. Севастополя, в качестве способа восстановления нарушенных прав Кооператива, обязанности по утверждению плана границ земельного участка, то суд апелляционной инстанции, признавая логичность выбора способа восстановления нарушенных прав Кооператива в виде возложения обязанности на Департамент по рассмотрению обращения Кооператива от 02.06.2016, учитывая также и то, что этот способ восстановления нарушенного права Кооператива не эффективен, в связи с чем не приведет к восстановлению нарушенного права Кооператива, учитывая содержание ответа Департамента от 25.11.2016 об отказе в утверждении плана границ земельного участка, считает возможным не изменяя судебного акта, признать возложение обязанности на Департамент по утверждению плана границ земельного участка на основании заявления, поданного Кооперативом, 02.06.2016, способом восстановления нарушенного права Кооператива незаконным действием Департамента, выразившемся в безосновательности отказа в утверждении плана границ земельного участка, изложенном в ответе Департамента от 25.11.2016, то есть, признав факт наличия в действиях Департамента незаконности, выразившейся в следующем.
Согласно п. 3.6. Порядка, уполномоченный орган отказывает в утверждении Плана в следующих случаях: 1) заинтересованное лицо не предоставило письменных заявлений правообладателей смежного земельного участка (участков) о согласии на изменение местоположения границ принадлежащих им земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 2.8 Порядка; 2) граница земельного участка, об утверждении и согласовании Плана которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка; 3) с заявлением о согласовании и утверждении Плана обратилось неуполномоченное лицо; 4) к заявлению об утверждении Плана не приложены необходимые для его рассмотрения документы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Порядком такие документы могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 5) отсутствует обоснование изменения местоположения границ земельного участка и его площади; 6) отсутствует письменное заявление заинтересованного лица о согласии на изменение местоположения и площади земельного участка; 7) граница земельного участка пересекает границу города федерального значения Севастополя; 8) на Плане не отображены красные линии, установленные ранее охранные зоны инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, объекты капитального строительства.
Из содержания указанного пункта следует, что перечень оснований для отказа в утверждении Плана является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
При этом из содержания уведомления Департамента об отказе в утверждении плана границ земельного участка от 25.11.2016 следует, что последний, указал основания для отказа в утверждении плана, не предусмотренные п. 3.6. Порядка.
Соответственно, следует признать, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно наличия бездействия со стороны Департамента по имущественным и земельным отношениям в части представления ответа на обращение (нерассмотрения обращения) ПЖСК "Строим Вместе" об утверждении плана границ земельного участка с кадастровым номером 91:03:002009:83 площадью 14836 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Ленинский район, пр. Генерала Острякова, д. 242, признается незаконным.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно, в целях восстановления нарушенного права Кооператива, удовлетворил требования последнего относительно возложения обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить план границ земельного участка на основании заявления поданного ПЖСК "Строим Вместе" от 02.06.2016 года.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 марта 2017 года по делу N А84-4445/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ
Судьи
Н.П.ГОРОШКО
А.В.ПРИВАЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)