Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9939/2016) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" (ИНН 5504240875, ОГРН 1135543035902) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания N 03-02-17/19 от 18.03.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности N 180/ю от 17.03.2016 сроком действия до 31.12.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" - Гайбут Д.Б. по доверенности от 10.03.2016 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" (далее - заявитель, ООО УК "Городской сервия", Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании недействительным предписания N 03-02-17/19 от 18.03.2016.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 заявленные Обществом требования удовлетворены, признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Омской области N 03-02-17/19 от 18.03.2016. Этим же решением с Инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости и незаконно возлагает на Общество обязанность обеспечить технически исправное состояние лифтового оборудования, в то время как согласно записям результатов освидетельствования, зафиксированных в паспортах лифтов, эксплуатация лифтового оборудования запрещена, что исключает выдачу в отношении лифтов предписания и ремонт лифтового оборудования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГЖИ Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указала на то, что Общество приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, в частности лифтового оборудования, следовательно оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания (восстановления) имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, в каком состоянии оно принято.
Податель жалобы считает, что Жилищный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты не содержат норм, обязывающих Инспекцию указывать в предписании исчерпывающий перечень конкретных мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения.
ООО УК "Городской сервис" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес ГЖИ Омской области, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 000000923 от 03.03.2016 ГЖИ Омской области была проведена внеплановая выездная проверка на основании обращения граждан вх N Б-2179.
По результатам проверки составлен акт проверки N 03-03-17/95 и вынесено предписание от 18.03.2016 N 03-02-17/19, которым на Общество в срок до 17.06.2016 возложена обязанность устранить установленное в ходе проверки нарушение пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 10 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), выразившееся в необеспечении технически исправного состояния лифтового оборудования.
Полагая, что предписание от 18.03.2016 N 03-02-17/19 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО УК "Городской сервис", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
22.06.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области").
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений статей 12, 17 Закона N 294-ФЗ ГЖИ Омской области, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
ГЖИ Омской области в ходе проверки было установлено нарушение Обществом требований пункта 5.10.2 Правил N 170, а именно не обеспечено технически - исправное лифтового оборудования, в связи с чем оспариваемым предписанием на Общество была возложена обязанность устранить выявленное нарушение.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее Правила N 170).
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В соответствии с положениями статей 6, 7 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с 15.02.2013 на территории Российской Федерации действует Технический регламент Таможенного Союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества.
Согласно пунктам 3.1, 3.3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться в том числе следующие требования:
- использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
- проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением N 1.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
Во исполнение соблюдения требований Технического регламента 13.05.2013 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза", согласно которому государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется: 1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации; 2) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) (пункт в части 1).
Как усматривается из материалов дела, по требованию инспектора ГЖИ Омской области Обществом были предоставлены, в том числе паспорта лифтов N 1273, 1274, согласно которым лифты сняты с учета решением Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Более того, согласно записи результатов освидетельствования лифтов эксплуатация одного из лифтов допускается до февраля 2016 года, а эксплуатация другого запрещена с 16.12.2002.
Согласно ответу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 28.03.2016 N 5-30/1949 пассажирские лифты N 1273 и 1474 сняты с учета.
В соответствии с пунктом 6.2 СП "Лифты. Правила организации безопасной эксплуатации лифтов в РФ" владелец лифта обеспечивает вывод лифта из эксплуатации по истечении назначенного срока службы и в случае угрозы жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах действия заявителя по обеспечению технически исправного состояния лифтового оборудования, как это предписано оспариваемым предписанием, невозможны.
Более того, с 15.06.02016 ООО УК "Городской сервис" был расторгнут в одностороннем порядке договор управления спорным многоквартирным домом, что также указывает на неисполнимость оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, в частности лифтового оборудования, следовательно, оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания (восстановления) имущества в исправном состоянии, не свидетельствуют о законности оспариваемого предписания, поскольку предписание не содержит указаний на то, каким образом Обществу необходимо устранить нарушение пункта 5.10.2 Правила N 170, выразившееся в необеспечении технически исправного состояния лифтового оборудования.
Более того, ООО УК "Городской сервис" предпринимало меры зависящие от него меры по соблюдению правил содержания общедомового имущества, что подтверждается протоколами внеочередных общих собраний собственников посещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91, из которых следует, что на повестку собрания собственников неоднократно выносился вопрос о замене лифтового оборудования и сборе дополнительных денежных средств на замену лифтового оборудования.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Инспекции в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Инспекцией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2016 N 08АП-9939/2016 ПО ДЕЛУ N А46-4521/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. N 08АП-9939/2016
Дело N А46-4521/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9939/2016) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" (ИНН 5504240875, ОГРН 1135543035902) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании недействительным предписания N 03-02-17/19 от 18.03.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности N 180/ю от 17.03.2016 сроком действия до 31.12.2016, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" - Гайбут Д.Б. по доверенности от 10.03.2016 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городской сервис" (далее - заявитель, ООО УК "Городской сервия", Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании недействительным предписания N 03-02-17/19 от 18.03.2016.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 заявленные Обществом требования удовлетворены, признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Омской области N 03-02-17/19 от 18.03.2016. Этим же решением с Инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости и незаконно возлагает на Общество обязанность обеспечить технически исправное состояние лифтового оборудования, в то время как согласно записям результатов освидетельствования, зафиксированных в паспортах лифтов, эксплуатация лифтового оборудования запрещена, что исключает выдачу в отношении лифтов предписания и ремонт лифтового оборудования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГЖИ Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указала на то, что Общество приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, в частности лифтового оборудования, следовательно оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания (восстановления) имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, в каком состоянии оно принято.
Податель жалобы считает, что Жилищный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты не содержат норм, обязывающих Инспекцию указывать в предписании исчерпывающий перечень конкретных мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения.
ООО УК "Городской сервис" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес ГЖИ Омской области, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 000000923 от 03.03.2016 ГЖИ Омской области была проведена внеплановая выездная проверка на основании обращения граждан вх N Б-2179.
По результатам проверки составлен акт проверки N 03-03-17/95 и вынесено предписание от 18.03.2016 N 03-02-17/19, которым на Общество в срок до 17.06.2016 возложена обязанность устранить установленное в ходе проверки нарушение пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 10 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), выразившееся в необеспечении технически исправного состояния лифтового оборудования.
Полагая, что предписание от 18.03.2016 N 03-02-17/19 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО УК "Городской сервис", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
22.06.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области").
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений статей 12, 17 Закона N 294-ФЗ ГЖИ Омской области, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
ГЖИ Омской области в ходе проверки было установлено нарушение Обществом требований пункта 5.10.2 Правил N 170, а именно не обеспечено технически - исправное лифтового оборудования, в связи с чем оспариваемым предписанием на Общество была возложена обязанность устранить выявленное нарушение.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее Правила N 170).
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) - линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В соответствии с положениями статей 6, 7 Федерального закона РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с 15.02.2013 на территории Российской Федерации действует Технический регламент Таможенного Союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества.
Согласно пунктам 3.1, 3.3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться в том числе следующие требования:
- использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
- проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 настоящего технического регламента.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением N 1.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
Во исполнение соблюдения требований Технического регламента 13.05.2013 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза", согласно которому государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется: 1) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации; 2) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) (пункт в части 1).
Как усматривается из материалов дела, по требованию инспектора ГЖИ Омской области Обществом были предоставлены, в том числе паспорта лифтов N 1273, 1274, согласно которым лифты сняты с учета решением Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Более того, согласно записи результатов освидетельствования лифтов эксплуатация одного из лифтов допускается до февраля 2016 года, а эксплуатация другого запрещена с 16.12.2002.
Согласно ответу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 28.03.2016 N 5-30/1949 пассажирские лифты N 1273 и 1474 сняты с учета.
В соответствии с пунктом 6.2 СП "Лифты. Правила организации безопасной эксплуатации лифтов в РФ" владелец лифта обеспечивает вывод лифта из эксплуатации по истечении назначенного срока службы и в случае угрозы жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах действия заявителя по обеспечению технически исправного состояния лифтового оборудования, как это предписано оспариваемым предписанием, невозможны.
Более того, с 15.06.02016 ООО УК "Городской сервис" был расторгнут в одностороннем порядке договор управления спорным многоквартирным домом, что также указывает на неисполнимость оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, в частности лифтового оборудования, следовательно, оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания (восстановления) имущества в исправном состоянии, не свидетельствуют о законности оспариваемого предписания, поскольку предписание не содержит указаний на то, каким образом Обществу необходимо устранить нарушение пункта 5.10.2 Правила N 170, выразившееся в необеспечении технически исправного состояния лифтового оборудования.
Более того, ООО УК "Городской сервис" предпринимало меры зависящие от него меры по соблюдению правил содержания общедомового имущества, что подтверждается протоколами внеочередных общих собраний собственников посещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, ул. Рабиновича, д. 91, из которых следует, что на повестку собрания собственников неоднократно выносился вопрос о замене лифтового оборудования и сборе дополнительных денежных средств на замену лифтового оборудования.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Инспекции в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Инспекцией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.06.2016 по делу N А46-4521/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)