Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Колесовой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой В.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" к администрации Сегежского городского поселения о признании недействительным конкурса по выбору управляющей организации и об обязании отозвать направленный договор,
- третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом";
- при участии представителей:
- истца - Зелинского В.Н., доверенность от 19.08.2015;
- ответчика - Митяниной В.Е., доверенность от 05.05.2015;
- третьего лица - Осиповой О.В., доверенность от 12.01.2015;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Сегежского городского поселения о признании недействительным конкурса по выбору управляющей организации многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Строителей, д. 15 и об обязании отозвать направленный ООО "Управляющая компания Дом" договор управления указанным многоквартирным домом.
До начала судебного заседания Государственная жилищная инспекция Республики Карелия по запросу суда представила следующие сведения. ООО "Жилсервис" получило лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 129 от 30.07.2015; ООО "УК Дом" получило лицензию N 87 от 08.05.2015. Многоквартирный дом N 15 по ул. Строителей в г. Сегежа не был включен в реестры многоквартирных домов, управление которыми осуществляют ООО "Жилсервис" и ООО "УК Дом" при подаче заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По имеющейся в инспекции информации, по состоянию на 07.12.2015 многоквартирный дом N 15 по ул. Строителей в г. Сегежа находится под управлением ООО "УК Дом". Указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Республики Карелии 29.10.2015 согласно статье 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации на основании уведомления ООО "УК Дом".
В настоящем судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что истцом лицензия на управление домом была получена до подведения итогов спорного конкурса, однако ответчик, зная об этом обстоятельстве, продолжал проведение конкурса и подведение его итогов, затем направил договор управления домом третьему лицу. Вместе с тем, управление многоквартирным домом может осуществлять только одна организация; направление договора управления ответчиком в ООО "Управляющая компания Дом" после получения истцом лицензии, является незаконным. Кроме того, собственники дома против подписания договора с ООО "УК Дом".
Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах, иск не признали.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, истец во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) обратился с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Письмом от 22.05.2015 Государственная жилищная инспекция Республики Карелия уведомила Администрацию Сегежского городского поселения о том, что решением лицензионной комиссии Республики Карелия от 20.05.2015 ООО "ЖилСервис" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Жилищная инспекция рекомендовала уведомить собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ЖилСервис", созвать общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а если собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Назначенное на 10.06.2015 года общее собрание собственников помещений не состоялось, поэтому действуя в рамках своих полномочий администрация провела открытый конкурс. Срок предоставления конкурсной документации был установлен с 29.06.2015 по 27.07.2015. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в день и время, которые были указаны в конкурсной документации.
Победителем по результатам конкурса было признано общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом", с которой был заключен договор управления.
29.07.2015 после устранения недостатков истцом была получена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Письмом от 30.07.2015 ООО "ЖилСервис" сообщило администрации о получении лицензии на право управления многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Строителей, д. 15, в связи с чем попросило отменить результаты торгов.
Администрация не усмотрела правовых оснований для отмены результатов торгов, что явилось основанием для обращения истца в суд в настоящим иском.
В соответствии с частью 1.3 ЖК РФ (введена Законом N 255-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Закона N 255 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Согласно части 4 статьи 200 ЖК РФ в течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В соответствии с частью 5 статьи 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 ЖК РФ, о выборе способа управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с части 4 статьи 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 статьи 200 ЖК РФ срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, либо исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума.
Следовательно, законодателем установлен алгоритм действий органа местного самоуправления в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая компания не обратилась с заявлением в уполномоченный орган о выдаче лицензии, либо в выдаче лицензии было отказано.
Истец ссылается на то, что согласно положениям Закона N 255-ФЗ в течение 15 дней после 01.04.2015 ответчик обязан был провести собрание собственников по выбору управляющей организации, и в течение этого срока или в течение трех дней после того, как собрание было признано несостоявшимся, объявить о проведении открытого конкурса. По мнению истца, последним днем для объявления конкурса является 18.04.2015, объявление Администрацией конкурса после названной даты, а именно: 29.06.2015 незаконно, противоречит положениям ЖК РФ, в связи с чем, результаты конкурса следует признать недействительными.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что формальное нарушение Администрацией сроков проведения конкурса не привело к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, в том числе истца, и не повлекло негативных последствий и ограничения конкуренции, в частности ограничения доступа на конкурс потенциальных участников. Более того, у ООО "ЖилСервис" имелось дополнительное время, чтобы подать заявку на участие в конкурсе.
Кроме того, нарушение срока проведения конкурса не является безусловным основанием для признания незаконными действий по его проведению и недействительными результатов данного конкурса.
Учитывая изложенное, суд считает заявленное требование необоснованным и подлежащим отклонению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине суд относит на истца в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.С.КОЛЕСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 15.12.2015 ПО ДЕЛУ N А26-7676/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2015 г. по делу N А26-7676/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Колесовой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой В.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" к администрации Сегежского городского поселения о признании недействительным конкурса по выбору управляющей организации и об обязании отозвать направленный договор,
- третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом";
- при участии представителей:
- истца - Зелинского В.Н., доверенность от 19.08.2015;
- ответчика - Митяниной В.Е., доверенность от 05.05.2015;
- третьего лица - Осиповой О.В., доверенность от 12.01.2015;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Сегежского городского поселения о признании недействительным конкурса по выбору управляющей организации многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Строителей, д. 15 и об обязании отозвать направленный ООО "Управляющая компания Дом" договор управления указанным многоквартирным домом.
До начала судебного заседания Государственная жилищная инспекция Республики Карелия по запросу суда представила следующие сведения. ООО "Жилсервис" получило лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 129 от 30.07.2015; ООО "УК Дом" получило лицензию N 87 от 08.05.2015. Многоквартирный дом N 15 по ул. Строителей в г. Сегежа не был включен в реестры многоквартирных домов, управление которыми осуществляют ООО "Жилсервис" и ООО "УК Дом" при подаче заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. По имеющейся в инспекции информации, по состоянию на 07.12.2015 многоквартирный дом N 15 по ул. Строителей в г. Сегежа находится под управлением ООО "УК Дом". Указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Республики Карелии 29.10.2015 согласно статье 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации на основании уведомления ООО "УК Дом".
В настоящем судебном заседании представитель истца требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что истцом лицензия на управление домом была получена до подведения итогов спорного конкурса, однако ответчик, зная об этом обстоятельстве, продолжал проведение конкурса и подведение его итогов, затем направил договор управления домом третьему лицу. Вместе с тем, управление многоквартирным домом может осуществлять только одна организация; направление договора управления ответчиком в ООО "Управляющая компания Дом" после получения истцом лицензии, является незаконным. Кроме того, собственники дома против подписания договора с ООО "УК Дом".
Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах, иск не признали.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, истец во исполнение требований Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) обратился с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Письмом от 22.05.2015 Государственная жилищная инспекция Республики Карелия уведомила Администрацию Сегежского городского поселения о том, что решением лицензионной комиссии Республики Карелия от 20.05.2015 ООО "ЖилСервис" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Жилищная инспекция рекомендовала уведомить собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ЖилСервис", созвать общее собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а если собрание не проведено, объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Назначенное на 10.06.2015 года общее собрание собственников помещений не состоялось, поэтому действуя в рамках своих полномочий администрация провела открытый конкурс. Срок предоставления конкурсной документации был установлен с 29.06.2015 по 27.07.2015. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в день и время, которые были указаны в конкурсной документации.
Победителем по результатам конкурса было признано общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом", с которой был заключен договор управления.
29.07.2015 после устранения недостатков истцом была получена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Письмом от 30.07.2015 ООО "ЖилСервис" сообщило администрации о получении лицензии на право управления многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Строителей, д. 15, в связи с чем попросило отменить результаты торгов.
Администрация не усмотрела правовых оснований для отмены результатов торгов, что явилось основанием для обращения истца в суд в настоящим иском.
В соответствии с частью 1.3 ЖК РФ (введена Законом N 255-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Закона N 255 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Согласно части 4 статьи 200 ЖК РФ в течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В соответствии с частью 5 статьи 200 ЖК РФ в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 статьи 200 ЖК РФ, о выборе способа управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с части 4 статьи 200 ЖК РФ, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 статьи 200 ЖК РФ срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, в случае аннулирования, прекращения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, либо исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в таком многоквартирном доме собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не выбран новый способ управления, не выбрана управляющая организация, способ управления домом не реализован, или такое собрание не проведено или не имело кворума.
Следовательно, законодателем установлен алгоритм действий органа местного самоуправления в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая компания не обратилась с заявлением в уполномоченный орган о выдаче лицензии, либо в выдаче лицензии было отказано.
Истец ссылается на то, что согласно положениям Закона N 255-ФЗ в течение 15 дней после 01.04.2015 ответчик обязан был провести собрание собственников по выбору управляющей организации, и в течение этого срока или в течение трех дней после того, как собрание было признано несостоявшимся, объявить о проведении открытого конкурса. По мнению истца, последним днем для объявления конкурса является 18.04.2015, объявление Администрацией конкурса после названной даты, а именно: 29.06.2015 незаконно, противоречит положениям ЖК РФ, в связи с чем, результаты конкурса следует признать недействительными.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что формальное нарушение Администрацией сроков проведения конкурса не привело к нарушению чьих-либо прав и законных интересов, в том числе истца, и не повлекло негативных последствий и ограничения конкуренции, в частности ограничения доступа на конкурс потенциальных участников. Более того, у ООО "ЖилСервис" имелось дополнительное время, чтобы подать заявку на участие в конкурсе.
Кроме того, нарушение срока проведения конкурса не является безусловным основанием для признания незаконными действий по его проведению и недействительными результатов данного конкурса.
Учитывая изложенное, суд считает заявленное требование необоснованным и подлежащим отклонению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине суд относит на истца в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Н.С.КОЛЕСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)