Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предписано исключить из платежных документов потребителей жилого дома начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды; произвести перерасчет (возврат) средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2016 по делу N А07-8755/2016.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета - Латыпова А.М. (доверенность от 09.01.2017 N 4),
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 08.12.2016 N 007/208).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Комитета от 14.03.2016 N ЦО-16-259-10.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2016 (судья Сакаева Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 производство по апелляционной жалобе прекращено в связи с пропуском срока на обжалование.
В кассационной жалобе Комитет просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "ЭСКБ" не может выступать исполнителем коммунальных услуг, поскольку решение общего собрания собственников помещений о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации, или выбора способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом отсутствует. При этом Комитет указывает, что управление домом осуществляет общество "МД Финанс" и в силу действующего законодательства и заключенных договоров управления многоквартирным домом, надлежащее содержание и техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, возложена на управляющую организацию.
Кроме того, Комитет полагает, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Следовательно, по мнению Комитета, в рассматриваемой ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Комитет от жителя дома N 23 по ул. Дуванский бульвар в г. Уфе, издано распоряжение от 10.02.2016 N 968 и проведена выездная проверка в отношении общества "ЭСКБ" по соблюдению требований жилищного законодательства по оказанию коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Дуванский бульвар, д. 23.
В ходе проверки установлены нарушения порядка предъявления размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды (далее - ОДН) в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам внеплановой выездной проверки 14.03.2016 составлен акт проверки N 16-968-259.
По итогам контрольного мероприятия Комитетом обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 14.03.2016 N ЦО-16-259-10, которым предписано устранить нарушения, а именно: исключить из платежных документов потребителей жилого дома N 23 по Дуванскому бульвару г. Уфы начисления в нарушении ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды; произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленную и предъявленную в платежных документах в нарушении ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ потребителям дома N 23 по Дуванскому бульвару г. Уфы за услугу "электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды" (день, ночь, недифференц.) начиная с первоначального выставления по настоящее время.
Полагая, что названное предписание Комитета незаконно, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и ст. 171 ЖК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Судом апелляционной инстанции верно определено, что из анализа приведенных положений следует, что управляющая организация в правоотношениях, связанных с обеспечением коммунальными услугами в многоквартирном доме, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 9 Правил N 354).
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354 (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Согласно п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу названных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что собственниками дома выбрано непосредственное управление домом, общество "МД финанс" выбрано в качестве обслуживающей организации, а не в качестве управляющей организации.
Договор ресурсоснабжающей организации - общества "ЭСКБ" с обществом "МД финанс" прекращен в одностороннем порядке с 20.02.2015, в связи с неисполнением обществом "МД финанс" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442), что подтверждается письмом общества "ЭСКБ" от 29.01.2015 N 132/10/1-470 в адрес общества "МД финанс".
Следовательно, судом первой инстанции верно указано, что в отсутствие заключенного с управляющей организацией или обслуживающей организацией договора энергоснабжения и при выбранном способе управления - непосредственное управление, именно общество "ЭСКБ" является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЭСКБ" требования.
Доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Башкортостан, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2016 по делу N А07-8755/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2017 N Ф09-3466/17 ПО ДЕЛУ N А07-8755/2016
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предписано исключить из платежных документов потребителей жилого дома начисления платы за электроснабжение на общедомовые нужды; произвести перерасчет (возврат) средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N Ф09-3466/17
Дело N А07-8755/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2016 по делу N А07-8755/2016.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета - Латыпова А.М. (доверенность от 09.01.2017 N 4),
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ") - Асрарова К.Р. (доверенность от 08.12.2016 N 007/208).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ЭСКБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Комитета от 14.03.2016 N ЦО-16-259-10.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2016 (судья Сакаева Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 производство по апелляционной жалобе прекращено в связи с пропуском срока на обжалование.
В кассационной жалобе Комитет просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "ЭСКБ" не может выступать исполнителем коммунальных услуг, поскольку решение общего собрания собственников помещений о внесении платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации, или выбора способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом отсутствует. При этом Комитет указывает, что управление домом осуществляет общество "МД Финанс" и в силу действующего законодательства и заключенных договоров управления многоквартирным домом, надлежащее содержание и техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, возложена на управляющую организацию.
Кроме того, Комитет полагает, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Следовательно, по мнению Комитета, в рассматриваемой ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Комитет от жителя дома N 23 по ул. Дуванский бульвар в г. Уфе, издано распоряжение от 10.02.2016 N 968 и проведена выездная проверка в отношении общества "ЭСКБ" по соблюдению требований жилищного законодательства по оказанию коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Дуванский бульвар, д. 23.
В ходе проверки установлены нарушения порядка предъявления размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды (далее - ОДН) в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам внеплановой выездной проверки 14.03.2016 составлен акт проверки N 16-968-259.
По итогам контрольного мероприятия Комитетом обществу "ЭСКБ" выдано предписание от 14.03.2016 N ЦО-16-259-10, которым предписано устранить нарушения, а именно: исключить из платежных документов потребителей жилого дома N 23 по Дуванскому бульвару г. Уфы начисления в нарушении ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды; произвести перерасчет (возврат) денежных средств в полном объеме начисленную и предъявленную в платежных документах в нарушении ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ потребителям дома N 23 по Дуванскому бульвару г. Уфы за услугу "электроэнергия предоставленную на общедомовые нужды" (день, ночь, недифференц.) начиная с первоначального выставления по настоящее время.
Полагая, что названное предписание Комитета незаконно, общество "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и ст. 171 ЖК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
Судом апелляционной инстанции верно определено, что из анализа приведенных положений следует, что управляющая организация в правоотношениях, связанных с обеспечением коммунальными услугами в многоквартирном доме, выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесена электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 9 Правил N 354).
На основании п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в п. 14 или 15 Правил N 354 (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Согласно п. 21 Правил N 354, договоры, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (ст. 153, 155 ЖК РФ).
Таким образом, по смыслу названных положений управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что собственниками дома выбрано непосредственное управление домом, общество "МД финанс" выбрано в качестве обслуживающей организации, а не в качестве управляющей организации.
Договор ресурсоснабжающей организации - общества "ЭСКБ" с обществом "МД финанс" прекращен в одностороннем порядке с 20.02.2015, в связи с неисполнением обществом "МД финанс" обязательств по оплате поставленной электроэнергии (в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442), что подтверждается письмом общества "ЭСКБ" от 29.01.2015 N 132/10/1-470 в адрес общества "МД финанс".
Следовательно, судом первой инстанции верно указано, что в отсутствие заключенного с управляющей организацией или обслуживающей организацией договора энергоснабжения и при выбранном способе управления - непосредственное управление, именно общество "ЭСКБ" является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжения по рассматриваемому объекту жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество "ЭСКБ", являющееся ресурсоснабжающей организацией, в рассматриваемой ситуации признается исполнителем коммунальной услуги, следовательно, основания для понуждения его к перерасчету (возврату) денежных средств в полном объеме в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "ЭСКБ" требования.
Доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Башкортостан, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.12.2016 по делу N А07-8755/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)