Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Реагируя на протест исполняющего обязанности заместителя прокурора, основанный на противоречиях в сведениях градостроительной документации, администрация отменила ранее вынесенное постановление.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Абдурахманова Абдурахмана Исмаиловича (ИНН 050900228553, ОГРНИП 313050605200018) - Семенюка М.А. (доверенность от 24.10.2016) и Алиева О.Р. (доверенность от 24.10.2016), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации городского округа город Махачкала (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Инфосервис", муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Абдурахманова А.И. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А15-3730/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Абдурахманов Абдурахман Исмаилович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации городского округа город Махачкала (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 08.09.2015 N 4300 об отмене постановления администрации от 03.04.2014 N 821 о разрешении предпринимателю строительства двенадцатиэтажного жилого дома со встроенными помещениями и подземным паркингом (далее - многоквартирный дом) на земельном участке площадью 5416 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:752, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2 "а", ЗУ2, относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под административным зданием (далее - земельный участок). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Инфосервис", муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" (далее - общество, управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.02.2016 заявление удовлетворено. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.02.2016 отменено, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой. Изменение разрешенного использования земельного участка в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не произведено. Генеральным планом города Махачкалы на земельном участке не допускается строительство многоквартирного дома. Земельный участок разрешено использовать под административным зданием. Строительство многоэтажных жилых домов в качестве разрешенного использования земельного участка не установлено.
Предприниматель обжаловал постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Разрешение на строительство многоквартирного дома и технические условия его подключения к объектам инфраструктуры получены в установленном порядке. Многоквартирный дом возведен. Земельный участок расположен в пределах двух территориальных зон (территории общественных центров и зона парков, скверов, бульваров). На земельном участке отсутствуют территории общего пользования, его разрешено использовать под административным зданием. Утвержденным в 2004 году Генеральным планом города Махачкалы учитывалось нахождение земельного участка в частной собственности. Земельный участок площадью 16 411,1 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:0007, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2"а" (далее - исходный земельный участок), из которого образован земельный участок, застроен различными объектами, в том числе многоэтажными жилыми домами. Строительство многоэтажных домов в качестве условно разрешенного вида использования для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не предусмотрено. Для общественно-деловой зоны установлено в качестве основного разрешенное использование земельных участков под зданиями многофункционального использования с квартирами на верхних этажах, офисами и объектами культуры на нижних этажах при условии поэтажного разделения различных видов использования. Нижние этажи многоквартирного дома предназначены для офисов, магазинов и других объектов общественного назначения. Необходимость проведения публичных слушаний для изменения основного вида разрешенного использования на другой основной вид отсутствовала. Градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство многоквартирного дома действительны и имеют законную силу. Строительство многоквартирного дома не опасно для жизни и здоровья граждан или окружающей среды. Жалобы от жильцов близлежащих домов не поступали. В зоне строительства отсутствуют объекты культурного наследия или памятники архитектуры. В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на отсутствие оснований для отмены состоявшегося судебного акта суда апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество с 2002 года является собственником исходного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 23.10.2002 серии 05-РД N 058677, запись регистрации N 05-01/31/2002-206). В результате раздела в 2010 году исходного земельного участка образован земельный участок с разрешенным использованием под административным зданием. Его площадь составила 5416 кв. м. Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано 28.02.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2011 серии 05-АА N 373656). По договору от 14.05.2013 общество передало предпринимателю во временное владение и пользование с последующим выкупом часть площадью 3809,31 кв. м земельного участка для строительства многоквартирного дома на 364 дня. Дополнительными соглашениями срок аренды неоднократно продлевался.
Постановлением администрации от 19.11.2013 N 2158 обществу на основании его заявления разрешена подготовка проектной документации многоквартирного дома площадью застройки 3809,31 кв. м на земельном участке (площадь 5416 кв. м), предписано получить в управлении архитектуры архитектурно-планировочное задание, в Госэкспертизе при Минстрое Республики Дагестан - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, после чего представить последнюю в градостроительный совет управления архитектуры.
На основании постановления администрации от 19.11.2013 N 2158 управлением архитектуры 26.02.2014 обществу утверждено архитектурно-планировочное задание на проектирование многоквартирного дома, в котором площадь земельного участка указана равной 3809,31 кв. м, а проект планировки и застройки района - предусматривающим строительство на земельном участке многоэтажных жилых домов.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы и надзора строительства" по заданию предпринимателя подготовило положительное заключение от 24.03.2014 N 05-1-4-0017-14 негосударственной экспертизы проектной документации многоквартирного дома, изготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Поиск-М". В заключении площадь земельного участка указана равной 3134,2 кв. м, а площадь застройки - 1651,37 кв. м.
Постановлением администрации от 03.04.2014 N 821 предпринимателю разрешено строительство многоквартирного дома на земельном участке площадью 3809,13 кв. м с кадастровым номером 05:40:000047:797, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2"а". В качестве правоподтверждающего документа указано свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2011 серии 05-АА N 373657 (о регистрации права собственности общества на земельный участок площадью 4093,1 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:753). Имеющаяся в материалах дела кадастровая выписка от 11.11.2015 N 005-201/15-360833 содержит сведения о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 05:40:000047:797 составляет 566 кв. м (сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 03.06.2013).
Управлением архитектуры предпринимателю выдан градостроительный план от 31.07.2014 N 05-308:000-131 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000047:797, в качестве утверждающего документа в котором указано постановление администрации от 03.04.2014 N 821. На чертеже градостроительного плана и в разделе о разрешенном использовании земельного участка его площадь указана равной 5416 кв. м. Строительство многоквартирного дома указано в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа город Махачкала от 14.07.2009 N 19-4а. Максимальный процент застройки составил 70%, предельная высота объекта - 36 м, предельное количество этажей - 12.
Управлением архитектуры предпринимателю выдано разрешение от 26.08.2014 N RU 0530800-61 на строительство многоквартирного дома на земельном участке площадью 3809 кв. м (0,3809 га) со сроком действия до 26.08.2016. Количество этажей указано 12 + цоколь, верхняя отметка - 47,3 м.
Согласно Генеральному плану города Махачкалы, утвержденному постановлением Махачкалинского городского собрания от 07.04.2004 N 7-1, Правилам землепользования и застройки в городском округе город Махачкала, утвержденным решением Махачкалинского городского Собрания от 14.07.2009 N 19-4а (в редакции решения от 26.02.2014), земельный участок расположен в пределах двух территориальных зон (территории общественных центров и зона парков, скверов, бульваров), строительство многоэтажных домов ни в качестве условно-разрешенного, ни в качестве основного видов использования для названных территориальных зон не предусмотрено.
Реагируя на протест исполняющего обязанности заместителя прокурора города Махачкалы от 22.08.2014 N 02-06/02-14, основанный на противоречиях в сведениях вышеназванной документации, администрация постановлением от 08.09.2015 N 4300 администрация отменила ранее вынесенное постановление от 03.04.2014 N 821.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В качестве требований, предъявляемых к муниципальным правовым актам, названы недопустимость их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентному органу местного самоуправления, его должностному лицу предоставлено право на отмену ранее принятого ими правового акта в целях обеспечения соблюдения действующего законодательства при осуществлении публичных функций и в порядке самоконтроля (пунктом 4 статьи 7, пункт 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 сформулировал правовую позицию, согласно которой отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта с обязательным указанием закона или иного нормативного акта, которым не соответствовал принятый правовой акт. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом, объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1). В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими скверами, парками используются для отдыха граждан и туризма. Земельные участки общего пользования, занятые скверами, могут включаться в состав различных территориальных зон (статья 85).
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2). Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон. При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1). Генеральный план городского округа и внесение в него изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (статья 24). Реализация генерального плана осуществляется путем подготовки и утверждения соответствующей ему документации по планировке территории (статья 26). Проект правил землепользования и застройки подготавливается с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральном плане (статьи 23, 31). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32). В результате градостроительного зонирования могут определяться зоны рекреационного назначения, в состав которых могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими скверами, парками (статья 35). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, при этом его действие не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (статья 36).
Разрешение на строительство определяется как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления должен отказать в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (статья 51).
В силу вышеприведенных положений земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, при принятии решения о выдаче предпринимателю разрешения на строительство администрация была обязана установить соответствие проектной документации многоквартирного дома актуальным требованиям градостроительного плана земельного участка, соответствующего генеральному плану муниципального образования. Содержавшиеся в постановлениях администрации от 19.11.2013 N 2158, от 03.04.2014 N 821, архитектурно-планировочном задании на проектирование, положительном заключении от 24.03.2014 N 05-1-4-0017-14 негосударственной экспертизы проектной документации, градостроительном плане от 31.07.2014 N 05-308:000-131 земельного участка, разрешении от 26.08.2014 N RU 0530800-61 на строительство сведения о площади земельного участка (5416, 3809,31, 3134,2, 4093,1, 566 кв. м), о его разрешенном использовании (многоэтажные жилые дома, административные здания), о его кадастровом номере (05:40:000055:752, 05:40:000055:753, 05:40:000047:797), о реквизитах свидетельства о государственной регистрации права (N 373656, N 373657), о предельной высоте объекта (36 м, 47,3 м), о предельном количестве этажей (12, 12+цоколь) имели явно противоречивый характер, что являлось самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Администрация в порядке самоконтроля и в качестве реакции на протест прокурора правомерно отменила ранее изданный в противоречие требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности ненормативный правовой акт. Оспариваемый предпринимателем ненормативный правовой акт (отменяющий ранее изданный акт) не мог быть признан противозаконным и нарушающим права заявителя. Оценка генерального плана городского округа и градостроительных регламентов как составляющей части правил землепользования и застройки на предмет их соответствия нормам действующего законодательства в судебном порядке не проводилась. Предприниматель результаты такой оценки на стадии принятия оспариваемого решения администрации не представил. В рассматриваемом случае отсутствовала совокупность обстоятельств и выводов, которая необходима для удовлетворения требования о признании ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу N А15-3730/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2016 N Ф08-7859/2016 ПО ДЕЛУ N А15-3730/2015
Требование: О признании недействительным постановления об отмене разрешения предпринимателю строительства двенадцатиэтажного жилого дома.Разделы:
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Реагируя на протест исполняющего обязанности заместителя прокурора, основанный на противоречиях в сведениях градостроительной документации, администрация отменила ранее вынесенное постановление.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. по делу N А15-3730/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Абдурахманова Абдурахмана Исмаиловича (ИНН 050900228553, ОГРНИП 313050605200018) - Семенюка М.А. (доверенность от 24.10.2016) и Алиева О.Р. (доверенность от 24.10.2016), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации городского округа город Махачкала (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Инфосервис", муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Абдурахманова А.И. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А15-3730/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Абдурахманов Абдурахман Исмаилович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации городского округа город Махачкала (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 08.09.2015 N 4300 об отмене постановления администрации от 03.04.2014 N 821 о разрешении предпринимателю строительства двенадцатиэтажного жилого дома со встроенными помещениями и подземным паркингом (далее - многоквартирный дом) на земельном участке площадью 5416 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:752, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2 "а", ЗУ2, относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под административным зданием (далее - земельный участок). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Инфосервис", муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" (далее - общество, управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.02.2016 заявление удовлетворено. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.02.2016 отменено, в удовлетворении заявления отказано со следующей мотивировкой. Изменение разрешенного использования земельного участка в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не произведено. Генеральным планом города Махачкалы на земельном участке не допускается строительство многоквартирного дома. Земельный участок разрешено использовать под административным зданием. Строительство многоэтажных жилых домов в качестве разрешенного использования земельного участка не установлено.
Предприниматель обжаловал постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Разрешение на строительство многоквартирного дома и технические условия его подключения к объектам инфраструктуры получены в установленном порядке. Многоквартирный дом возведен. Земельный участок расположен в пределах двух территориальных зон (территории общественных центров и зона парков, скверов, бульваров). На земельном участке отсутствуют территории общего пользования, его разрешено использовать под административным зданием. Утвержденным в 2004 году Генеральным планом города Махачкалы учитывалось нахождение земельного участка в частной собственности. Земельный участок площадью 16 411,1 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:0007, расположенный по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2"а" (далее - исходный земельный участок), из которого образован земельный участок, застроен различными объектами, в том числе многоэтажными жилыми домами. Строительство многоэтажных домов в качестве условно разрешенного вида использования для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не предусмотрено. Для общественно-деловой зоны установлено в качестве основного разрешенное использование земельных участков под зданиями многофункционального использования с квартирами на верхних этажах, офисами и объектами культуры на нижних этажах при условии поэтажного разделения различных видов использования. Нижние этажи многоквартирного дома предназначены для офисов, магазинов и других объектов общественного назначения. Необходимость проведения публичных слушаний для изменения основного вида разрешенного использования на другой основной вид отсутствовала. Градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство многоквартирного дома действительны и имеют законную силу. Строительство многоквартирного дома не опасно для жизни и здоровья граждан или окружающей среды. Жалобы от жильцов близлежащих домов не поступали. В зоне строительства отсутствуют объекты культурного наследия или памятники архитектуры. В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на отсутствие оснований для отмены состоявшегося судебного акта суда апелляционной инстанций.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество с 2002 года является собственником исходного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 23.10.2002 серии 05-РД N 058677, запись регистрации N 05-01/31/2002-206). В результате раздела в 2010 году исходного земельного участка образован земельный участок с разрешенным использованием под административным зданием. Его площадь составила 5416 кв. м. Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано 28.02.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2011 серии 05-АА N 373656). По договору от 14.05.2013 общество передало предпринимателю во временное владение и пользование с последующим выкупом часть площадью 3809,31 кв. м земельного участка для строительства многоквартирного дома на 364 дня. Дополнительными соглашениями срок аренды неоднократно продлевался.
Постановлением администрации от 19.11.2013 N 2158 обществу на основании его заявления разрешена подготовка проектной документации многоквартирного дома площадью застройки 3809,31 кв. м на земельном участке (площадь 5416 кв. м), предписано получить в управлении архитектуры архитектурно-планировочное задание, в Госэкспертизе при Минстрое Республики Дагестан - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, после чего представить последнюю в градостроительный совет управления архитектуры.
На основании постановления администрации от 19.11.2013 N 2158 управлением архитектуры 26.02.2014 обществу утверждено архитектурно-планировочное задание на проектирование многоквартирного дома, в котором площадь земельного участка указана равной 3809,31 кв. м, а проект планировки и застройки района - предусматривающим строительство на земельном участке многоэтажных жилых домов.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы и надзора строительства" по заданию предпринимателя подготовило положительное заключение от 24.03.2014 N 05-1-4-0017-14 негосударственной экспертизы проектной документации многоквартирного дома, изготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Поиск-М". В заключении площадь земельного участка указана равной 3134,2 кв. м, а площадь застройки - 1651,37 кв. м.
Постановлением администрации от 03.04.2014 N 821 предпринимателю разрешено строительство многоквартирного дома на земельном участке площадью 3809,13 кв. м с кадастровым номером 05:40:000047:797, расположенном по адресу: г. Махачкала, ул. И. Казака, 2"а". В качестве правоподтверждающего документа указано свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2011 серии 05-АА N 373657 (о регистрации права собственности общества на земельный участок площадью 4093,1 кв. м с кадастровым номером 05:40:000055:753). Имеющаяся в материалах дела кадастровая выписка от 11.11.2015 N 005-201/15-360833 содержит сведения о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 05:40:000047:797 составляет 566 кв. м (сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 03.06.2013).
Управлением архитектуры предпринимателю выдан градостроительный план от 31.07.2014 N 05-308:000-131 земельного участка с кадастровым номером 05:40:000047:797, в качестве утверждающего документа в котором указано постановление администрации от 03.04.2014 N 821. На чертеже градостроительного плана и в разделе о разрешенном использовании земельного участка его площадь указана равной 5416 кв. м. Строительство многоквартирного дома указано в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания депутатов городского округа город Махачкала от 14.07.2009 N 19-4а. Максимальный процент застройки составил 70%, предельная высота объекта - 36 м, предельное количество этажей - 12.
Управлением архитектуры предпринимателю выдано разрешение от 26.08.2014 N RU 0530800-61 на строительство многоквартирного дома на земельном участке площадью 3809 кв. м (0,3809 га) со сроком действия до 26.08.2016. Количество этажей указано 12 + цоколь, верхняя отметка - 47,3 м.
Согласно Генеральному плану города Махачкалы, утвержденному постановлением Махачкалинского городского собрания от 07.04.2004 N 7-1, Правилам землепользования и застройки в городском округе город Махачкала, утвержденным решением Махачкалинского городского Собрания от 14.07.2009 N 19-4а (в редакции решения от 26.02.2014), земельный участок расположен в пределах двух территориальных зон (территории общественных центров и зона парков, скверов, бульваров), строительство многоэтажных домов ни в качестве условно-разрешенного, ни в качестве основного видов использования для названных территориальных зон не предусмотрено.
Реагируя на протест исполняющего обязанности заместителя прокурора города Махачкалы от 22.08.2014 N 02-06/02-14, основанный на противоречиях в сведениях вышеназванной документации, администрация постановлением от 08.09.2015 N 4300 администрация отменила ранее вынесенное постановление от 03.04.2014 N 821.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В качестве требований, предъявляемых к муниципальным правовым актам, названы недопустимость их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентному органу местного самоуправления, его должностному лицу предоставлено право на отмену ранее принятого ими правового акта в целях обеспечения соблюдения действующего законодательства при осуществлении публичных функций и в порядке самоконтроля (пунктом 4 статьи 7, пункт 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 сформулировал правовую позицию, согласно которой отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта с обязательным указанием закона или иного нормативного акта, которым не соответствовал принятый правовой акт. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом, объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1). В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими скверами, парками используются для отдыха граждан и туризма. Земельные участки общего пользования, занятые скверами, могут включаться в состав различных территориальных зон (статья 85).
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2). Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон. При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1). Генеральный план городского округа и внесение в него изменений утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа (статья 24). Реализация генерального плана осуществляется путем подготовки и утверждения соответствующей ему документации по планировке территории (статья 26). Проект правил землепользования и застройки подготавливается с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральном плане (статьи 23, 31). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32). В результате градостроительного зонирования могут определяться зоны рекреационного назначения, в состав которых могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими скверами, парками (статья 35). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, при этом его действие не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (статья 36).
Разрешение на строительство определяется как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления должен отказать в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (статья 51).
В силу вышеприведенных положений земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, при принятии решения о выдаче предпринимателю разрешения на строительство администрация была обязана установить соответствие проектной документации многоквартирного дома актуальным требованиям градостроительного плана земельного участка, соответствующего генеральному плану муниципального образования. Содержавшиеся в постановлениях администрации от 19.11.2013 N 2158, от 03.04.2014 N 821, архитектурно-планировочном задании на проектирование, положительном заключении от 24.03.2014 N 05-1-4-0017-14 негосударственной экспертизы проектной документации, градостроительном плане от 31.07.2014 N 05-308:000-131 земельного участка, разрешении от 26.08.2014 N RU 0530800-61 на строительство сведения о площади земельного участка (5416, 3809,31, 3134,2, 4093,1, 566 кв. м), о его разрешенном использовании (многоэтажные жилые дома, административные здания), о его кадастровом номере (05:40:000055:752, 05:40:000055:753, 05:40:000047:797), о реквизитах свидетельства о государственной регистрации права (N 373656, N 373657), о предельной высоте объекта (36 м, 47,3 м), о предельном количестве этажей (12, 12+цоколь) имели явно противоречивый характер, что являлось самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Администрация в порядке самоконтроля и в качестве реакции на протест прокурора правомерно отменила ранее изданный в противоречие требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности ненормативный правовой акт. Оспариваемый предпринимателем ненормативный правовой акт (отменяющий ранее изданный акт) не мог быть признан противозаконным и нарушающим права заявителя. Оценка генерального плана городского округа и градостроительных регламентов как составляющей части правил землепользования и застройки на предмет их соответствия нормам действующего законодательства в судебном порядке не проводилась. Предприниматель результаты такой оценки на стадии принятия оспариваемого решения администрации не представил. В рассматриваемом случае отсутствовала совокупность обстоятельств и выводов, которая необходима для удовлетворения требования о признании ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 по делу N А15-3730/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)