Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело А60-25989/2016
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, далее - общество "УК "Стандарт")
к Главному Управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "г. Екатеринбург") (далее - Управление МЧС)
о признании недействительными предписаний от 29.02.2016 N 1-52/1/1, 1-101/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-93/1/1.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "УК "Стандарт" - Копылова С.Н. (доверенность от 15.10.2015 N 3);
- Управления МЧС - Пильникова Е.К. (доверенность от 25.03.16 N 1089-15-9).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 1, 2, 3, 4, 9, 10 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-101/1/1.
До начала предварительного судебного заседания заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв на заявление с приложением материалов административного дела.
В ходе судебного заседания заявителем приобщен к материалам дела оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Судом установлено, что обществом "УК "Стандарт" оспариваются п. 1, 2, 3, 4, 7 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-54/1/1 (дело N А60-25969/2016), п. 1, 2, 3, 4, 6 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-71/1/1 (дело N А60-26020/2016), п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-93/1/1 (дело N А60-25999/2016), п. 2, 3, 4, 6, 7, 8 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-83/1/1 (дело N А60-25976/2016), п. 2, 3, 4, 5, 7, 9 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-52/1/1 (дело N А60-25982/2016).
Поскольку в вышеуказанных делах участвуют одни и те же лица, дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований, участвующие в деле лица против объединения дел в одно производство не возражают, суд объединил дело N А60-25989/2016 с делами N А60-25969/2016, N А60-26020/2016, А60-25999/2016, N А60-25976/2016, N А60-25982/2016 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера N А60-25989/2016.
Определением от 25.07.2016 судебное разбирательство назначено на 25.07.2016.
В ходе судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит принять отказ истца от иска в части признания ненормативного правового акта недействительным:
- - п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-93/1/1 от 29.02.2016;
- - п. 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-52/1/1 от 29.02.2016.
В остальной части заявленные требования оставлены без изменений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В силу ст. 49 названного Кодекса отказ от иска принимается судом при условии, если это не противоречит закону или не нарушает права других лиц.
Судом рассмотрен поступивший от общества "УК "Стандарт" отказ от иска и признан не противоречащим закону, не нарушающим права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах данный отказ от иска судом принят, производство по делу подлежит прекращено в соответствующей части.
Таким образом, с учетом объединения дел N А60-25989/2016, N А60-25969/2016, N А60-26020/2016, А60-25999/2016, N А60-25976/2016, N А60-25982/2016 в одно производство и прекращения производства по объединенному делу в части требований о признании недействительными п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-93/1/1 от 29.02.2016, п. 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-52/1/1 от 29.02.2016, судом в рамках настоящего дела рассматриваются требования о признании недействительными пунктов предписаний Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-101/1/1, 1-52/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-83/1/1.
Со стороны заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела оригинала платежного поручения об уплате государственной пошлины, протоколов собрания собственников, актов общего весеннего осмотра жилого дома, комплексной проверки пожарной сигнализации, автоматики и дымоудаления, договора об оказании услуг по техническому обслуживанию.
Со стороны заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела предписания от 06.04.2009 N 75/69-1/1-199.
Документы приобщены к материалам дела.
Заслушав представителя истца, суд счел необходимым судебное заседание отложить в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для предоставления сторонами дополнительных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Определением суда от 29.07.2016 судебное разбирательство отложено на 24.08.2016.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-101 в период с 01.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 34, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-101, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-101/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 1 предписания N 1-101/1/1);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 2 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 3 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п. 4 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерных устройств (п. 9 предписания N 1-101/1/1);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 10 предписания N 1-101/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.03.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-71 в период с 09.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 219, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-71, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-71/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 1 предписания N 1-71/1/1);
- - здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 2 предписания N 1-71/1/1);
- - руководителем организации не обеспечено исправной состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода (п. 3 предписания N 1-71/1/1);
- - пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками (п. 4 предписания N 1-71/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 6 предписания N 1-71/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-54 в период с 04.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, д. 60, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-54, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-54/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 1 предписания N 1-54/1/1);
- - здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 2 предписания N 1-54/1/1);
- - руководителем организации не обеспечено исправной состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода (п. 3 предписания N 1-54/1/1);
- - пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками (п. 4 предписания N 1-54/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 7 предписания N 1-54/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-83 в период с 04.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, д. 72, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-83, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-83/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 2 предписания N 1-83/1/1);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 3 предписания 1-83/1/1);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерных устройств (п. 4 предписания N 1-83/1/1);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 6 предписания N 1-83/1/1);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован системой оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 7 предписания N 1-83/1/1);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (п. 8 предписания N 1-83/1/1);
- Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.03.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 25.01.2016 N 1-52 в период с 02.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 80, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-52, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-52/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 3 предписания N 1-52/1/1);
- - здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа (п. 4 предписания N 1-52/1/1);
- - руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматической установки системы противодымной защиты (п. 5 предписания N 1-52/1/1);
- - руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (п. 7 предписания N 1-52/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 9 предписания N 1-52/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Полагая, что предписания от 29.02.2016 N 1-52/1/1 (п. 3, 4, 5, 7, 9), N 1-101/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 10), N 1-71/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 6), N 1-54/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 7), N 1-83/1/1 (п. 2, 3, 4, 6, 7, 8), N 1-52/1/1 (п. 3, 4, 5.7, 9) вынесены с нарушением законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "УК "Стандарт" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявление общества "УК "Стандарт" не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4, 5, 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
По п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
В соответствии с п. 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Согласно п. 3.1, 3.2, 3.3, п. 4.1 таб. 1 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста - диспетчерской с зонами пожарного оповещения. СОУЭ должна проектироваться с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм. Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.
В силу п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно п. 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Согласно п. 7, п. 14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
В соответствии с п. 4.1, приложением А3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) автоматические установки пожаротушения (далее - установки или АУП) следует проектировать с учетом общероссийских, региональных и ведомственных нормативных документов, действующих в этой области, а также строительных особенностей защищаемых зданий, помещений и сооружений, возможности и условий применения огнетушащих веществ, исходя из характера технологического процесса производства. Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
В силу п. 7.2.8 "СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626) обводную линию для общедомовых счетчиков холодной воды следует устраивать, если:
- имеется один ввод хозяйственно-питьевого или объединенного хозяйственно-противопожарного водопровода в здание или сооружение;
- счетчик воды не рассчитан на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды (с учетом расхода на пожаротушение).
Все запорные устройства узлов установки счетчиков должны быть опломбированы в открытом состоянии, а запорное устройство на обводной линии - в закрытом состоянии. В том случае, если не выполняются требования 7.2.11, запорное устройство на обводной линии счетчиков воды надлежит оборудовать электроприводом с пуском от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств (систем) противопожарной автоматики. При недостаточном для пожаротушения давлении воды в водопроводной сети здания или сооружения должно обеспечиваться открытие запорного устройства на обводной линии одновременно с пуском противопожарных насосов. В сетях горячего водопровода устройство обводных линий у счетчиков воды не требуется. В противопожарных водопроводах счетчики воды не устанавливаются. При двух вводах водопровода допускается устанавливать счетчики воды на каждом вводе без обводных линий, если каждый из счетчиков соответствует требованиям 7.2.11 а).
Пунктом 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Заявитель ссылается на то, что работы по восстановлению системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения включены в региональную программу капитального ремонта, при этом собственниками помещений МКД на сегодняшний день решение о проведении таких работ в более ранее сроки, чем предусмотрено региональной программой не принято, стоимость таких работ является значительной, что приводит к невозможности их выполнения в ином порядке, чем предусмотренный разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации. Общество "УК "Стандарт" инициировало проведение собрания собственников помещений МКД по решению вопроса о проведении ремонтных работ по восстановлению системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения в форме очно-заочного голосования. По итогам рассмотрения вопросов повестки дня, собрания признаны несостоявшимися, поскольку кворум для проведения итогов общего собрания собственников помещений в МКД отсутствует по всем вышеуказанным адресам. Таким образом, заявителем сделан вывод о том, что работы по ремонту систем и средств противопожарной защиты включены в перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, поэтому указанные в предписании нарушения могут быть устранены именно посредством капитального ремонта.
Данные доводы заявителя судом отклоняются по следующим основаниям.
Исходя из содержания п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляемое управляющей организацией по договору с собственниками, отвечающими за нарушение требований пожарной безопасности, управление МКД должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Подпункт "е" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусматривает в деятельности по содержанию общего имущества принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. При этом наличие в договоре управления лишь условий, обязательных в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, не снимает с управляющей организации обязанность совершать действия по выполнению законодательно установленных требований к состоянию МКД.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Следовательно, оспариваемые предписания выданы надлежащему лицу и являются исполнимыми, так как не ограничивают общество "УК "Стандарт" в способах устранения выявленных нарушений, не возлагает обязанностей, не относящихся к деятельности управляющей организации.
Заявителем в материалы дела представлен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию от 01.11.2009 N 3/ТО с обществом с ограниченной ответственностью "СТЭМ-ПРОФИ" (исполнитель), согласно которому исполнитель организует техническое обслуживание автоматизированных систем противодымной защиты в жилых домах, находящихся под управлением общества "УК "Стандарт", а также акты комплексной проверки пожарной сигнализации, автоматики и дымоудаления от 20.07.2016, однако доказательств того, что контроль за работоспособностью систем дымоудаления и пожарной сигнализации до 20.07.2016, а также в период проведения проверки заявителем не представлено.
В материалы дела Управлением МЧС представлено предписание от 06.04.2009 N 75/69-1/1-199, согласно которому аналогичные нарушения по вышеуказанным адресам (кроме ул. Степана Разина, д. 80) были выявлены административным органом в ходе проверки, проводимой в период с 26.03.2009 по 06.04.2009. Обществу "УК "Стандарт" предписано устранить нарушения до 01.04.2010, однако требования предписания не выполнены до настоящего времени.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписаний формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемых предписаний являются разумными, а предписания исполнимыми. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемых предписаний каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" о признании недействительными в части предписаний Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "г. Екатеринбург") от 29.02.2016 N 1-101/1/1, 1-52/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-83/1/1 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-25989/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу N А60-25989/2016
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело А60-25989/2016
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, далее - общество "УК "Стандарт")
к Главному Управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "г. Екатеринбург") (далее - Управление МЧС)
о признании недействительными предписаний от 29.02.2016 N 1-52/1/1, 1-101/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-93/1/1.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "УК "Стандарт" - Копылова С.Н. (доверенность от 15.10.2015 N 3);
- Управления МЧС - Пильникова Е.К. (доверенность от 25.03.16 N 1089-15-9).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 1, 2, 3, 4, 9, 10 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-101/1/1.
До начала предварительного судебного заседания заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв на заявление с приложением материалов административного дела.
В ходе судебного заседания заявителем приобщен к материалам дела оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Судом установлено, что обществом "УК "Стандарт" оспариваются п. 1, 2, 3, 4, 7 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-54/1/1 (дело N А60-25969/2016), п. 1, 2, 3, 4, 6 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-71/1/1 (дело N А60-26020/2016), п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-93/1/1 (дело N А60-25999/2016), п. 2, 3, 4, 6, 7, 8 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-83/1/1 (дело N А60-25976/2016), п. 2, 3, 4, 5, 7, 9 предписания Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-52/1/1 (дело N А60-25982/2016).
Поскольку в вышеуказанных делах участвуют одни и те же лица, дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований, участвующие в деле лица против объединения дел в одно производство не возражают, суд объединил дело N А60-25989/2016 с делами N А60-25969/2016, N А60-26020/2016, А60-25999/2016, N А60-25976/2016, N А60-25982/2016 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера N А60-25989/2016.
Определением от 25.07.2016 судебное разбирательство назначено на 25.07.2016.
В ходе судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит принять отказ истца от иска в части признания ненормативного правового акта недействительным:
- - п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-93/1/1 от 29.02.2016;
- - п. 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-52/1/1 от 29.02.2016.
В остальной части заявленные требования оставлены без изменений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В силу ст. 49 названного Кодекса отказ от иска принимается судом при условии, если это не противоречит закону или не нарушает права других лиц.
Судом рассмотрен поступивший от общества "УК "Стандарт" отказ от иска и признан не противоречащим закону, не нарушающим права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах данный отказ от иска судом принят, производство по делу подлежит прекращено в соответствующей части.
Таким образом, с учетом объединения дел N А60-25989/2016, N А60-25969/2016, N А60-26020/2016, А60-25999/2016, N А60-25976/2016, N А60-25982/2016 в одно производство и прекращения производства по объединенному делу в части требований о признании недействительными п. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-93/1/1 от 29.02.2016, п. 2 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 1-52/1/1 от 29.02.2016, судом в рамках настоящего дела рассматриваются требования о признании недействительными пунктов предписаний Управления МЧС от 29.02.2016 N 1-101/1/1, 1-52/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-83/1/1.
Со стороны заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела оригинала платежного поручения об уплате государственной пошлины, протоколов собрания собственников, актов общего весеннего осмотра жилого дома, комплексной проверки пожарной сигнализации, автоматики и дымоудаления, договора об оказании услуг по техническому обслуживанию.
Со стороны заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела предписания от 06.04.2009 N 75/69-1/1-199.
Документы приобщены к материалам дела.
Заслушав представителя истца, суд счел необходимым судебное заседание отложить в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для предоставления сторонами дополнительных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Определением суда от 29.07.2016 судебное разбирательство отложено на 24.08.2016.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-101 в период с 01.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бардина, д. 34, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-101, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-101/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 1 предписания N 1-101/1/1);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 2 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 3 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (п. 4 предписания N 1-101/1/1);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерных устройств (п. 9 предписания N 1-101/1/1);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 10 предписания N 1-101/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.03.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-71 в период с 09.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 219, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-71, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-71/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 1 предписания N 1-71/1/1);
- - здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 2 предписания N 1-71/1/1);
- - руководителем организации не обеспечено исправной состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода (п. 3 предписания N 1-71/1/1);
- - пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками (п. 4 предписания N 1-71/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 6 предписания N 1-71/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-54 в период с 04.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего управление МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, д. 60, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-54, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-54/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 1 предписания N 1-54/1/1);
- - здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (п. 2 предписания N 1-54/1/1);
- - руководителем организации не обеспечено исправной состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода (п. 3 предписания N 1-54/1/1);
- - пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками (п. 4 предписания N 1-54/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 7 предписания N 1-54/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-83 в период с 04.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Н. Онуфриева, д. 72, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-83, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-83/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - не укомплектованы рукавами и стволами пожарные краны. Пожарные краны не присоединены к пожарному крану и стволу (п. 2 предписания N 1-83/1/1);
- - внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 3 предписания 1-83/1/1);
- - отсутствует задвижка с электроприводом, установленная на обводной линии водомерных устройств (п. 4 предписания N 1-83/1/1);
- - система противодымной защиты находится в неисправном состоянии, не обеспечена работа в автоматическом режиме (п. 6 предписания N 1-83/1/1);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован системой оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 7 предписания N 1-83/1/1);
- - жилой многоквартирный дом не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (п. 8 предписания N 1-83/1/1);
- Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.03.2017.
Управлением МЧС на основании распоряжения от 25.01.2016 N 1-52 в период с 02.02.2016 по 29.02.2016 в отношении общества "УК "Стандарт", осуществляющего МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 80, проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.02.2016 N 1-52, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1-52/1/1, в соответствии с которым обществу "УК "Стандарт" предписывается устранить, в том числе следующие нарушения:
- - здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (п. 3 предписания N 1-52/1/1);
- - здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа (п. 4 предписания N 1-52/1/1);
- - руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматической установки системы противодымной защиты (п. 5 предписания N 1-52/1/1);
- - руководитель организации не обеспечил укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (п. 7 предписания N 1-52/1/1);
- - на обводной линии не установлена задвижка, опломбированная в закрытом положении. Задвижка для пропуска противопожарного расхода воды должна быть с электроприводом (п. 9 предписания N 1-52/1/1).
Срок устранения нарушений, указанных в предписании, - до 01.02.2017.
Полагая, что предписания от 29.02.2016 N 1-52/1/1 (п. 3, 4, 5, 7, 9), N 1-101/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 10), N 1-71/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 6), N 1-54/1/1 (п. 1, 2, 3, 4, 7), N 1-83/1/1 (п. 2, 3, 4, 6, 7, 8), N 1-52/1/1 (п. 3, 4, 5.7, 9) вынесены с нарушением законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество "УК "Стандарт" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявление общества "УК "Стандарт" не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4, 5, 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
По п. 57 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
В соответствии с п. 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Согласно п. 3.1, 3.2, 3.3, п. 4.1 таб. 1 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста - диспетчерской с зонами пожарного оповещения. СОУЭ должна проектироваться с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм. Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.
В силу п. 61 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно п. 4 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Согласно п. 7, п. 14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" АУПТ и АУПС должны проектироваться в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
В соответствии с п. 4.1, приложением А3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) автоматические установки пожаротушения (далее - установки или АУП) следует проектировать с учетом общероссийских, региональных и ведомственных нормативных документов, действующих в этой области, а также строительных особенностей защищаемых зданий, помещений и сооружений, возможности и условий применения огнетушащих веществ, исходя из характера технологического процесса производства. Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований данного перечня. Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
В силу п. 7.2.8 "СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626) обводную линию для общедомовых счетчиков холодной воды следует устраивать, если:
- имеется один ввод хозяйственно-питьевого или объединенного хозяйственно-противопожарного водопровода в здание или сооружение;
- счетчик воды не рассчитан на пропуск расчетного максимального секундного расхода воды (с учетом расхода на пожаротушение).
Все запорные устройства узлов установки счетчиков должны быть опломбированы в открытом состоянии, а запорное устройство на обводной линии - в закрытом состоянии. В том случае, если не выполняются требования 7.2.11, запорное устройство на обводной линии счетчиков воды надлежит оборудовать электроприводом с пуском от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств (систем) противопожарной автоматики. При недостаточном для пожаротушения давлении воды в водопроводной сети здания или сооружения должно обеспечиваться открытие запорного устройства на обводной линии одновременно с пуском противопожарных насосов. В сетях горячего водопровода устройство обводных линий у счетчиков воды не требуется. В противопожарных водопроводах счетчики воды не устанавливаются. При двух вводах водопровода допускается устанавливать счетчики воды на каждом вводе без обводных линий, если каждый из счетчиков соответствует требованиям 7.2.11 а).
Пунктом 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Заявитель ссылается на то, что работы по восстановлению системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения включены в региональную программу капитального ремонта, при этом собственниками помещений МКД на сегодняшний день решение о проведении таких работ в более ранее сроки, чем предусмотрено региональной программой не принято, стоимость таких работ является значительной, что приводит к невозможности их выполнения в ином порядке, чем предусмотренный разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации. Общество "УК "Стандарт" инициировало проведение собрания собственников помещений МКД по решению вопроса о проведении ремонтных работ по восстановлению системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения в форме очно-заочного голосования. По итогам рассмотрения вопросов повестки дня, собрания признаны несостоявшимися, поскольку кворум для проведения итогов общего собрания собственников помещений в МКД отсутствует по всем вышеуказанным адресам. Таким образом, заявителем сделан вывод о том, что работы по ремонту систем и средств противопожарной защиты включены в перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества МКД, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, поэтому указанные в предписании нарушения могут быть устранены именно посредством капитального ремонта.
Данные доводы заявителя судом отклоняются по следующим основаниям.
Исходя из содержания п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляемое управляющей организацией по договору с собственниками, отвечающими за нарушение требований пожарной безопасности, управление МКД должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Подпункт "е" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусматривает в деятельности по содержанию общего имущества принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. При этом наличие в договоре управления лишь условий, обязательных в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, не снимает с управляющей организации обязанность совершать действия по выполнению законодательно установленных требований к состоянию МКД.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Следовательно, оспариваемые предписания выданы надлежащему лицу и являются исполнимыми, так как не ограничивают общество "УК "Стандарт" в способах устранения выявленных нарушений, не возлагает обязанностей, не относящихся к деятельности управляющей организации.
Заявителем в материалы дела представлен договор об оказании услуг по техническому обслуживанию от 01.11.2009 N 3/ТО с обществом с ограниченной ответственностью "СТЭМ-ПРОФИ" (исполнитель), согласно которому исполнитель организует техническое обслуживание автоматизированных систем противодымной защиты в жилых домах, находящихся под управлением общества "УК "Стандарт", а также акты комплексной проверки пожарной сигнализации, автоматики и дымоудаления от 20.07.2016, однако доказательств того, что контроль за работоспособностью систем дымоудаления и пожарной сигнализации до 20.07.2016, а также в период проведения проверки заявителем не представлено.
В материалы дела Управлением МЧС представлено предписание от 06.04.2009 N 75/69-1/1-199, согласно которому аналогичные нарушения по вышеуказанным адресам (кроме ул. Степана Разина, д. 80) были выявлены административным органом в ходе проверки, проводимой в период с 26.03.2009 по 06.04.2009. Обществу "УК "Стандарт" предписано устранить нарушения до 01.04.2010, однако требования предписания не выполнены до настоящего времени.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в оспариваемых пунктах предписаний формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемых предписаний являются разумными, а предписания исполнимыми. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемых предписаний каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" о признании недействительными в части предписаний Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям по Свердловской области (Отделение надзорной деятельности по Ленинскому району МО "г. Екатеринбург") от 29.02.2016 N 1-101/1/1, 1-52/1/1, N 1-71/1/1, N 1-54/1/1, N 1-83/1/1 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)