Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трощенковой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Курмаева М.В. по доверенности от 01.12.2015
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10154/2016) ТСЖ "Куйбышева-26" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-94995/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ТСЖ "Куйбышева-26"
к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения
Товарищество собственников жилья "Куйбышева-26" (ОГРН 1047820003681, ИНН 7813197807, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 26, пом. 8Н; далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1027806894312, ИНН 7813047833, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 17-19; далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения от 21.08.2014 N 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" (далее - Распоряжение) в части включения дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Куйбышева, дом 26, корпус 2, в Перечень многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории Петроградского района, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные МКД.
Решением суда от 20.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, выводы суда основаны на неправильном толковании части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на момент издания оспоренного Распоряжения, поскольку на тот момент в законодательстве не было раскрыто, каким именно образом должно быть реализовано решение собственников, проголосовавших за сбор средств на капитальный ремонт на свой счет, не было норм, устанавливающих срок открытия счета.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей Администрации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в МКД N 26, корпус 2 по улице Куйбышева в Санкт-Петербурге 08.04.2014 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ. Председателю правления Товарищества поручено осуществлять необходимые действия для реализации выбранного собственниками помещений в МКД способа формирования фонда капитального ремонта.
Товарищество сопроводительным письмом от 18.08.2014 направило в Некоммерческую организацию "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" оригинал протокола общего собрания, уведомив о том, что сборы на формирование фонда капитального ремонта будут начисляться на специальном счете ТСЖ.
11.11.2014 Товариществом был открыт специальный счет в банке, о чем была уведомлена Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ). Копия протокола общего собрания от 08.04.2014 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и справка об открытии счета направлены в ГЖИ 18.11.2014.
С ноября 2014 года ТСЖ начисляет сбор на капитальный ремонт и аккумулирует денежные средства на специальном счете.
В 2015 году Общество выяснило, что рассматриваемый МКД на основании Распоряжения включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с тем, что собственники не реализовали свое право на формирование фонда капитального ремонта в установленный срок.
Считая принятие Распоряжения в части данного МКД незаконным, нарушающим права собственников МКД, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что к сроку 21.08.2014 Товарищество не реализовало решение собственников о способе сбора средств на капитальный ремонт.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент издания оспоренного Распоряжения) собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, а также взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
Согласно части 6 статьи 170 ЖК РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
При этом согласно части 4 указанной статьи в случае, если собственники помещений в МКД в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в МКД должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в МКД кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в МКД не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Названным выше решением, оформленным протоколом N 01-14 внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 08.04.2014, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ, выбран банк для открытия специального счета (ОАО "Сбербанк"), а также решены иные вопросы, определенные частью 4 статьи 170 ЖК РФ.
Как было установлено частью 5 статьи 170 ЖК РФ, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в МКД должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Аналогичный шестимесячный срок содержался в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 и опубликована 21.02.2014. Следовательно, с учетом положений статьи 170 ЖК РФ и статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений МКД до 21.08.2014.
Решение собственников принято 08.04.2014. Сопроводительным письмом от 18.08.2014 Товарищество вручило региональному оператору оригинал протокола общего собрания от 08.04.2014, уведомив о том, что сборы на формирование фонда капитального ремонта будут начисляться на специальном счете ТСЖ.
В силу части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких МКД.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом МКД о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) в статью 170 ЖК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми:
- - согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в новой редакции) владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в МКД. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса;
- - согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ (в новой редакции) в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, как обоснованно замечает заявитель, на момент издания оспоренного Распоряжения положения статей 170, 172 ЖК РФ четко не устанавливали, каким именно образом должно быть реализовано решение собственников, проголосовавших за сбор средств на капитальный ремонт на свой счет, отсутствовал срок открытия такого счета.
В связи с чем суд первой инстанции, установив принятие Товариществом названного выше решения 08.04.2014 и уведомление об этом регионального оператора 18.08.2014, необоснованно сослался на открытие счета в ноябре 2014 года с уведомлением ГЖИ 20.11.2014, поскольку такой обязательной зависимости из редакции статей 170, 172 ЖК РФ на рассматриваемый период времени не следовало.
Закон N 176-ФЗ, четко и последовательно установивший такой порядок реализации решения собственников и признания его реализованным (фактически неосновательно примененный судом первой инстанции к настоящему спору), вступил в силу с 30.06.2015, то есть после принятия собственниками настоящего МКД соответствующих решений, и действие этого Закона не распространено на предшествующий период.
В то же время, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона (Постановления от 15.07.1999 N 11-П, от 29.03.2016 N 8-П и другие).
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Частью 6 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Однако, Администрация не представила в материалы дела доказательства принятия таких мер, а также оказания помощи собственникам помещений рассматриваемого МКД в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В силу вышеизложенного по действовавшему на рассматриваемый момент правовому регулированию у суда не имелось оснований для вывода о соответствии оспоренной части Распоряжения законодательству и отсутствии нарушения прав заявителя.
Реальное нарушение своих прав принятием и действием оспоренной части Распоряжения Товарищество надлежаще подтвердило, указав на нарушение решения (воли) собственников помещений в МКД, выставление им, вопреки этому решению, повторной оплаты взносов на капитальный ремонт от иного получателя (регионального оператора), чем допускается нарушение прав собственников, принцип правовой определенности, создаются препятствия в осуществлении заявителем экономической деятельности, поскольку он в такой ситуации будет считаться необоснованно собирающим взносы, возникнут необоснованные расходы собственников на обслуживание банковского счета и возврата уже собранных денежных средств.
При таких обстоятельствах решение суда следует отменить, как принятое с неправильным применением названных выше норм материального права и при несоответствии выводов конкретным обстоятельствам дела, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ с учетом принятого постановления с Администрации в пользу заявителя следует взыскать судебные расходы по государственной пошлине по заявлению 3 000 руб. и апелляционной жалобе 1 500 руб., оставшуюся сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по данной категории дел, следует возвратить из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-94995/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 21.08.2014 N 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" недействительным в части включения дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Куйбышева, дом 26, корпус 2, в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Петроградского района, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные многоквартирные дома.
Взыскать с Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в пользу товарищества собственников жилья "Куйбышева-26" 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить товариществу собственников жилья "Куйбышева-26" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 18.03.2016 N 59.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2016 N 13АП-10154/2016 ПО ДЕЛУ N А56-94995/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. N 13АП-10154/2016
Дело N А56-94995/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трощенковой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Курмаева М.В. по доверенности от 01.12.2015
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10154/2016) ТСЖ "Куйбышева-26" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-94995/2015 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ТСЖ "Куйбышева-26"
к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
об оспаривании распоряжения
установил:
Товарищество собственников жилья "Куйбышева-26" (ОГРН 1047820003681, ИНН 7813197807, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 26, пом. 8Н; далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1027806894312, ИНН 7813047833, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 17-19; далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения от 21.08.2014 N 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" (далее - Распоряжение) в части включения дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Куйбышева, дом 26, корпус 2, в Перечень многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории Петроградского района, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные МКД.
Решением суда от 20.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, выводы суда основаны на неправильном толковании части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на момент издания оспоренного Распоряжения, поскольку на тот момент в законодательстве не было раскрыто, каким именно образом должно быть реализовано решение собственников, проголосовавших за сбор средств на капитальный ремонт на свой счет, не было норм, устанавливающих срок открытия счета.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей Администрации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в МКД N 26, корпус 2 по улице Куйбышева в Санкт-Петербурге 08.04.2014 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ. Председателю правления Товарищества поручено осуществлять необходимые действия для реализации выбранного собственниками помещений в МКД способа формирования фонда капитального ремонта.
Товарищество сопроводительным письмом от 18.08.2014 направило в Некоммерческую организацию "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" оригинал протокола общего собрания, уведомив о том, что сборы на формирование фонда капитального ремонта будут начисляться на специальном счете ТСЖ.
11.11.2014 Товариществом был открыт специальный счет в банке, о чем была уведомлена Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ). Копия протокола общего собрания от 08.04.2014 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и справка об открытии счета направлены в ГЖИ 18.11.2014.
С ноября 2014 года ТСЖ начисляет сбор на капитальный ремонт и аккумулирует денежные средства на специальном счете.
В 2015 году Общество выяснило, что рассматриваемый МКД на основании Распоряжения включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с тем, что собственники не реализовали свое право на формирование фонда капитального ремонта в установленный срок.
Считая принятие Распоряжения в части данного МКД незаконным, нарушающим права собственников МКД, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что к сроку 21.08.2014 Товарищество не реализовало решение собственников о способе сбора средств на капитальный ремонт.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент издания оспоренного Распоряжения) собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, а также взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
Согласно части 6 статьи 170 ЖК РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
При этом согласно части 4 указанной статьи в случае, если собственники помещений в МКД в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в МКД должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в МКД кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в МКД не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Названным выше решением, оформленным протоколом N 01-14 внеочередного собрания собственников помещений в МКД от 08.04.2014, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ, выбран банк для открытия специального счета (ОАО "Сбербанк"), а также решены иные вопросы, определенные частью 4 статьи 170 ЖК РФ.
Как было установлено частью 5 статьи 170 ЖК РФ, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в МКД должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Аналогичный шестимесячный срок содержался в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 и опубликована 21.02.2014. Следовательно, с учетом положений статьи 170 ЖК РФ и статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений МКД до 21.08.2014.
Решение собственников принято 08.04.2014. Сопроводительным письмом от 18.08.2014 Товарищество вручило региональному оператору оригинал протокола общего собрания от 08.04.2014, уведомив о том, что сборы на формирование фонда капитального ремонта будут начисляться на специальном счете ТСЖ.
В силу части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких МКД.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом МКД о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) в статью 170 ЖК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми:
- - согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в новой редакции) владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в МКД. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса;
- - согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ (в новой редакции) в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, как обоснованно замечает заявитель, на момент издания оспоренного Распоряжения положения статей 170, 172 ЖК РФ четко не устанавливали, каким именно образом должно быть реализовано решение собственников, проголосовавших за сбор средств на капитальный ремонт на свой счет, отсутствовал срок открытия такого счета.
В связи с чем суд первой инстанции, установив принятие Товариществом названного выше решения 08.04.2014 и уведомление об этом регионального оператора 18.08.2014, необоснованно сослался на открытие счета в ноябре 2014 года с уведомлением ГЖИ 20.11.2014, поскольку такой обязательной зависимости из редакции статей 170, 172 ЖК РФ на рассматриваемый период времени не следовало.
Закон N 176-ФЗ, четко и последовательно установивший такой порядок реализации решения собственников и признания его реализованным (фактически неосновательно примененный судом первой инстанции к настоящему спору), вступил в силу с 30.06.2015, то есть после принятия собственниками настоящего МКД соответствующих решений, и действие этого Закона не распространено на предшествующий период.
В то же время, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего правового регулирования федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона (Постановления от 15.07.1999 N 11-П, от 29.03.2016 N 8-П и другие).
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Частью 6 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Однако, Администрация не представила в материалы дела доказательства принятия таких мер, а также оказания помощи собственникам помещений рассматриваемого МКД в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
В силу вышеизложенного по действовавшему на рассматриваемый момент правовому регулированию у суда не имелось оснований для вывода о соответствии оспоренной части Распоряжения законодательству и отсутствии нарушения прав заявителя.
Реальное нарушение своих прав принятием и действием оспоренной части Распоряжения Товарищество надлежаще подтвердило, указав на нарушение решения (воли) собственников помещений в МКД, выставление им, вопреки этому решению, повторной оплаты взносов на капитальный ремонт от иного получателя (регионального оператора), чем допускается нарушение прав собственников, принцип правовой определенности, создаются препятствия в осуществлении заявителем экономической деятельности, поскольку он в такой ситуации будет считаться необоснованно собирающим взносы, возникнут необоснованные расходы собственников на обслуживание банковского счета и возврата уже собранных денежных средств.
При таких обстоятельствах решение суда следует отменить, как принятое с неправильным применением названных выше норм материального права и при несоответствии выводов конкретным обстоятельствам дела, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ с учетом принятого постановления с Администрации в пользу заявителя следует взыскать судебные расходы по государственной пошлине по заявлению 3 000 руб. и апелляционной жалобе 1 500 руб., оставшуюся сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по данной категории дел, следует возвратить из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-94995/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 21.08.2014 N 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" недействительным в части включения дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Куйбышева, дом 26, корпус 2, в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Петроградского района, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены указанные многоквартирные дома.
Взыскать с Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в пользу товарищества собственников жилья "Куйбышева-26" 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить товариществу собственников жилья "Куйбышева-26" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 18.03.2016 N 59.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)