Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения принята 14 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия о признании недействительным решения N 7 от 29.10.2015, без участия представителей сторон
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным решения N 7 от 29.10.2015.
Обжалуемым решением Предприятию доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 515 руб. 74 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 292 015 руб. 87 коп., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 21 738 руб. 42 коп., Предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 306 руб. 18 коп.
В обоснование заявленного требования Предприятие указало, что им были соблюдены законодательно установленные требования для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов; на момент вынесения Фондом обжалуемого решения Предприятие полностью уплатило доначисленную сумму страховых взносов, однако, Фонд не проверил данную уплату и в обжалуемом решении содержится указание на необходимость Предприятию уплатить недоимку в сумме 406 530 руб. 87 коп.; факт уплаты Предприятием недоимки по страховым взносам и иные смягчающие обстоятельства не были учтены Фондом при привлечении Предприятия к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании изложенного Предприятие полагает законным и обоснованным заявленное требование о признании недействительным обжалуемого решения.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ответчиком в материалы дела был представлен отзыв на заявление, в котором Фонд выразил свое несогласие с требованием Предприятия. Позиция Фонда основана на том обстоятельстве, что Предприятием не было представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Фонд подтвердил то обстоятельство, что Предприятием в период с 07.10.2015 по 23.11.2015 произведена уплата страховых взносов за 1 и 2 квартал 2015 года. Указанные действия, по мнению ответчика, означают, что ответчик согласился с решением Фонда. На основании изложенного ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - муниципальным унитарным предприятием "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" за 1 квартал 2015 года, по результатам которой составлен акт камеральной проверки N 7 от 28.09.2015.
Фондом установлено, что Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Фонд пришел к выводу о том, что Предприятию следует применять общеустановленные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ.
Решением N 7 от 29.10.2015 Предприятию доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 515 руб. 74 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 292 015 руб. 87 коп., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 21 738 руб. 42 коп., Предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 306 руб. 18 коп.
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является частично обоснованным исходя из следующего.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом.
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 года N 454-ст группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
Группировка 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда и земельных участков; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю.
Группировка 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" включает: учет и техническую инвентаризацию жилого фонда; учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда; составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
При этом для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Из материалов дела следует, что заявитель является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения от 18.12.2013) и исчисляет страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение", Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" заключены договоры управления многоквартирным домом. Срок действия договоров - до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях "Сумпосадское сельское поселение" и "Сосновецкое сельское поселение".
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" заключен договор управления многоквартирным домом. Договор заключен на срок до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", между Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" и ООО "Север" 26.03.2014 заключен договор управления многоквартирным домом. Договор вступает в силу 01.04.2014, срок действия договора - три года.
Следовательно, договор от 01.09.2013, заключенный между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение", прекращает свое действие с 01.04.2014.
01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение". Срок действия договора с 01.04.2014 по 31.03.2015.
В соответствии с пунктом 1.1 договора в состав работ по договору входят: управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; содержание, текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; санитарное содержание придомовой территории; сбор, вывоз и размещение бытовых отходов.
Пунктом 4.4 договора определено, что источником оплаты услуг по договору являются: средства, поступающие от населения за услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества, аварийно-диспетчерскому обеспечению и внутридомовому газовому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 договора приемка работ, услуг по эксплуатации, содержанию и текущему ремонту жилищного фонда производится по акту; расчеты между Исполнителем и Заказчиком производятся 5-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счета, выставленного Исполнителем.
Постановлением от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 62 ЖК РФ.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, управляющая организация - организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Характер заключенного Предприятием договора возмездного оказания услуг с управляющей организацией свидетельствует о том, что Предприятие, выполняя условия договора, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; по санитарному содержанию придомовой территории; по сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В данном договоре отсутствует информация о передаче заявителю правомочий по управлению многоквартирным домом. Более того, в соответствии с пунктом 6.3 договора обязанность по управлению многоквартирными домами возложена на Заказчика (ООО "Север").
Также Предприятием не представлены договоры управления многоквартирными домами, заключенные между Предприятием и собственниками жилых помещений, а также между Предприятием и ресурсоснабжающими организациями в отношении жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение".
Предприятие не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда от 01.04.2014 года является договором возмездного оказания услуг и Предприятие получает доход по этому договору, не связанный с осуществлением своего основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Заключенный 01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение" получил свою правовую оценку при рассмотрении Арбитражным судом Республики Карелия дела N А26-8448/2015: решением суда от 20.10.2015 Предприятию было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда от 21.08.2015 N 009 015 15 АВ 00 00131, принятого по итогам выездной проверки за период с 09.08.2013 по 31.12.2014. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, следует признать, что доходы, полученные Предприятием от исполнения заключенного 01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение" не могут быть учтены в доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по виду деятельности "Управление недвижимым имуществом".
Кроме того, из материалов дела следует, что в 1 квартале 2015 года Предприятие осуществляло деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1) Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения.
Статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета.
В материалы дела Предприятием представлена книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 1 квартал 2015 года, данные которой не подтверждают то обстоятельство, что сумма доходов по основному виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1) по договорам управления от 01.09.2013 года между Предприятием и Администрациями Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения составляла не менее 70% в общем объеме доходов за 1 квартал 2015 года.
При таких обстоятельствах следует признать, что Предприятием не соблюдено условие части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ о доле доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов, следовательно, неправомерно применены пониженные тарифы при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате за 1 квартал 2015 года.
Относительно довода заявителя о том, что на момент вынесения оспариваемого решения Предприятие погасило в полном объеме доначисленную недоимку по страховым взносам, после вынесения решения Предприятие уплатило пени, и Фонд не имел права в решении предлагать Предприятию уплатить указанную недоимку, суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае по итогам проверки была установлена неуплата Предприятием страховых взносов в общей сумме 406 530 руб. 87 коп. Действительно, после составления акта камеральной проверки Предприятие произвело уплату страховых взносов, а после вынесения обжалуемого решения Предприятие уплатило пени. Данный факт Фондом не оспаривается. Однако, в рассматриваемом случае суд считает, что указание в обжалуемом решении на предложение Предприятию уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 406 530 руб. 87 коп. само по себе не нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку решение по итогам камеральной проверки не является исполнительным документом, на основании которого производится взыскание страховых взносов: частью 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения; статьей 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрена процедура взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках; статьей 20 названного закона определен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, названный довод заявителя отклоняется судом.
Как видно из обжалуемого решения, при его вынесении Фонд не устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность за совершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ (в редакции от 04.06.2014) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статьей 44 Закона N 212-ФЗ (в редакции от 04.06.2014) установлено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в пункте 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ слова ", либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом" были исключены.
Пунктом 24 статьи 5 этого же закона была признана утратившей силу статья 44 Закона N 212-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации 19.01.2016 принял Постановление N 2-П, в соответствии с которым подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Как указано в пункте 3 резолютивной части названного Постановления, настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
При этом в пункте 2 Постановления от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 также разъяснил, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает правовой статус заявителя - муниципальное унитарное предприятие, а также добровольное погашение недоимки по страховым взносам и пеней.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 10 000 руб., в связи с чем обжалуемое решение подлежит признанию недействительным в части применения штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме, превышающей 10 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленное муниципальным унитарным предприятием "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (ОГРН 1131032000351, ИНН 1011009871) требование удовлетворить частично. Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия от 29.10.2015 N 7 в части привлечения муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
2. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район".
3. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (ОГРН 1021000977029, ИНН 1011001537) в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
- 4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 21.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-10533/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу N А26-10533/2015
Резолютивная часть решения принята 14 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия о признании недействительным решения N 7 от 29.10.2015, без участия представителей сторон
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным решения N 7 от 29.10.2015.
Обжалуемым решением Предприятию доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 515 руб. 74 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 292 015 руб. 87 коп., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 21 738 руб. 42 коп., Предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 306 руб. 18 коп.
В обоснование заявленного требования Предприятие указало, что им были соблюдены законодательно установленные требования для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов; на момент вынесения Фондом обжалуемого решения Предприятие полностью уплатило доначисленную сумму страховых взносов, однако, Фонд не проверил данную уплату и в обжалуемом решении содержится указание на необходимость Предприятию уплатить недоимку в сумме 406 530 руб. 87 коп.; факт уплаты Предприятием недоимки по страховым взносам и иные смягчающие обстоятельства не были учтены Фондом при привлечении Предприятия к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании изложенного Предприятие полагает законным и обоснованным заявленное требование о признании недействительным обжалуемого решения.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ответчиком в материалы дела был представлен отзыв на заявление, в котором Фонд выразил свое несогласие с требованием Предприятия. Позиция Фонда основана на том обстоятельстве, что Предприятием не было представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Фонд подтвердил то обстоятельство, что Предприятием в период с 07.10.2015 по 23.11.2015 произведена уплата страховых взносов за 1 и 2 квартал 2015 года. Указанные действия, по мнению ответчика, означают, что ответчик согласился с решением Фонда. На основании изложенного ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - муниципальным унитарным предприятием "Жилфонд муниципального образования "Беломорский муниципальный район" за 1 квартал 2015 года, по результатам которой составлен акт камеральной проверки N 7 от 28.09.2015.
Фондом установлено, что Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Фонд пришел к выводу о том, что Предприятию следует применять общеустановленные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ.
Решением N 7 от 29.10.2015 Предприятию доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии в сумме 114 515 руб. 74 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 292 015 руб. 87 коп., пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 21 738 руб. 42 коп., Предприятие привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 306 руб. 18 коп.
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является частично обоснованным исходя из следующего.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом.
Пониженные тарифы страховых взносов для данных плательщиков установлены частью 3.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 года N 454-ст группировка 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает "Управление эксплуатацией жилого фонда" (группировка 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (группировка 70.32.2), "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" (группировка 70.32.3).
Группировка 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда.
Группировка 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда" включает: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда и земельных участков; деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию нежилого фонда; деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю.
Группировка 70.32.3 "Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества" включает: учет и техническую инвентаризацию жилого фонда; учет и техническую инвентаризацию нежилого фонда; составление и ведение земельных кадастров и балансов земель.
При этом для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, основным видом деятельности конкретной организации последней должно выполняться условие о том, что доля ее доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Из материалов дела следует, что заявитель является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения от 18.12.2013) и исчисляет страховые взносы по пониженным тарифам на основании подпункта "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сумпосадское сельское поселение", Предприятием и Администрацией муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" заключены договоры управления многоквартирным домом. Срок действия договоров - до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами в муниципальных образованиях "Сумпосадское сельское поселение" и "Сосновецкое сельское поселение".
01.09.2013 между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" заключен договор управления многоквартирным домом. Договор заключен на срок до момента утверждения протокола конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирным домом.
На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", между Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение" и ООО "Север" 26.03.2014 заключен договор управления многоквартирным домом. Договор вступает в силу 01.04.2014, срок действия договора - три года.
Следовательно, договор от 01.09.2013, заключенный между Предприятием и Администрацией муниципального образования "Беломорское городское поселение", прекращает свое действие с 01.04.2014.
01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение". Срок действия договора с 01.04.2014 по 31.03.2015.
В соответствии с пунктом 1.1 договора в состав работ по договору входят: управление эксплуатацией жилого и нежилого фондов; содержание, текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; санитарное содержание придомовой территории; сбор, вывоз и размещение бытовых отходов.
Пунктом 4.4 договора определено, что источником оплаты услуг по договору являются: средства, поступающие от населения за услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества, аварийно-диспетчерскому обеспечению и внутридомовому газовому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории, сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 договора приемка работ, услуг по эксплуатации, содержанию и текущему ремонту жилищного фонда производится по акту; расчеты между Исполнителем и Заказчиком производятся 5-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счета, выставленного Исполнителем.
Постановлением от 27.09.2003 N 170 Госстроя Российской Федерации общие требования к деятельности по управлению многоквартирными домами определены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 62 ЖК РФ.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ устанавливаются пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, управляющая организация - организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст код по ОКВЭД такой организации 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Характер заключенного Предприятием договора возмездного оказания услуг с управляющей организацией свидетельствует о том, что Предприятие, выполняя условия договора, не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включая аварийно-диспетчерское обеспечение и внутридомовое газовое обслуживание; по санитарному содержанию придомовой территории; по сбору, вывозу и размещению бытовых отходов.
В данном договоре отсутствует информация о передаче заявителю правомочий по управлению многоквартирным домом. Более того, в соответствии с пунктом 6.3 договора обязанность по управлению многоквартирными домами возложена на Заказчика (ООО "Север").
Также Предприятием не представлены договоры управления многоквартирными домами, заключенные между Предприятием и собственниками жилых помещений, а также между Предприятием и ресурсоснабжающими организациями в отношении жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение".
Предприятие не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда от 01.04.2014 года является договором возмездного оказания услуг и Предприятие получает доход по этому договору, не связанный с осуществлением своего основного вида деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Заключенный 01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) договор на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение" получил свою правовую оценку при рассмотрении Арбитражным судом Республики Карелия дела N А26-8448/2015: решением суда от 20.10.2015 Предприятию было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда от 21.08.2015 N 009 015 15 АВ 00 00131, принятого по итогам выездной проверки за период с 09.08.2013 по 31.12.2014. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2015 по делу N А26-8448/2015 оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, следует признать, что доходы, полученные Предприятием от исполнения заключенного 01.04.2014 между ООО "Север" (Заказчик) и Предприятием (Исполнитель) договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда муниципального образования "Беломорское городское поселение" не могут быть учтены в доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по виду деятельности "Управление недвижимым имуществом".
Кроме того, из материалов дела следует, что в 1 квартале 2015 года Предприятие осуществляло деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1) Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения.
Статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета.
В материалы дела Предприятием представлена книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за 1 квартал 2015 года, данные которой не подтверждают то обстоятельство, что сумма доходов по основному виду деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (ОКВЭД 70.32.1) по договорам управления от 01.09.2013 года между Предприятием и Администрациями Сумпосадского сельского поселения, Сосновецкого сельского поселения составляла не менее 70% в общем объеме доходов за 1 квартал 2015 года.
При таких обстоятельствах следует признать, что Предприятием не соблюдено условие части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ о доле доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов, следовательно, неправомерно применены пониженные тарифы при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате за 1 квартал 2015 года.
Относительно довода заявителя о том, что на момент вынесения оспариваемого решения Предприятие погасило в полном объеме доначисленную недоимку по страховым взносам, после вынесения решения Предприятие уплатило пени, и Фонд не имел права в решении предлагать Предприятию уплатить указанную недоимку, суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае по итогам проверки была установлена неуплата Предприятием страховых взносов в общей сумме 406 530 руб. 87 коп. Действительно, после составления акта камеральной проверки Предприятие произвело уплату страховых взносов, а после вынесения обжалуемого решения Предприятие уплатило пени. Данный факт Фондом не оспаривается. Однако, в рассматриваемом случае суд считает, что указание в обжалуемом решении на предложение Предприятию уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 406 530 руб. 87 коп. само по себе не нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку решение по итогам камеральной проверки не является исполнительным документом, на основании которого производится взыскание страховых взносов: частью 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения; статьей 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрена процедура взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках; статьей 20 названного закона определен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Учитывая изложенное, названный довод заявителя отклоняется судом.
Как видно из обжалуемого решения, при его вынесении Фонд не устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность за совершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ (в редакции от 04.06.2014) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статьей 44 Закона N 212-ФЗ (в редакции от 04.06.2014) установлено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в пункте 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ слова ", либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом" были исключены.
Пунктом 24 статьи 5 этого же закона была признана утратившей силу статья 44 Закона N 212-ФЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации 19.01.2016 принял Постановление N 2-П, в соответствии с которым подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Как указано в пункте 3 резолютивной части названного Постановления, настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
При этом в пункте 2 Постановления от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009 N 11019/09 также разъяснил, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд учитывает правовой статус заявителя - муниципальное унитарное предприятие, а также добровольное погашение недоимки по страховым взносам и пеней.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 10 000 руб., в связи с чем обжалуемое решение подлежит признанию недействительным в части применения штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме, превышающей 10 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленное муниципальным унитарным предприятием "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" (ОГРН 1131032000351, ИНН 1011009871) требование удовлетворить частично. Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия от 29.10.2015 N 7 в части привлечения муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
2. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район".
3. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (ОГРН 1021000977029, ИНН 1011001537) в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилфонд" муниципального образования "Беломорский муниципальный район" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
- 4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)